Галина Иванова
План-конспект занятия по окружающему миру «Первобытные люди»
План – конспект занятия.
Первобытные люди.
Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с внешним обликом первобытного человека.
2. Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь, умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.
3. Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.
4. Развивать связную речь, словотворчество.
Развивающие:
1. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.
Публикация «План-конспект занятия по окружающему миру „Первобытные люди“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первобытные люди для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
2. Развивать пантомимические и мимические способности у детей.
4. Способствовать развитию познавательных интересов.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.
Предварительная деятельность:
1. Беседы «Кто такой первобытный человек «
2. Рассматривание иллюстраций.
Материалы : Презентация «Древний человек».
Предметно – развивающая среда:
Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.
Ход занятия.
- Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.
Слайд №1.(человек первобытный)
- Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.
- У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.
- Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
- Посмотрите, во что был одет древний человек? (в шкуру)
- Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.
- А кто догадается, зачем ему шкура? (защита от холода)
- Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.
- Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.
- Где он мог жить? (в пещере)
- Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо)
-Где водится рыба? (в реке, озере)
-Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку)
-А как раздобыть мясо? (идти на охоту)
- В те далёкие времена на земле жили мамонты.
Слайд № 2.(мамонт)
-На какого зверя похож мамонт? (на слона)
Слайд № 3.(слон)
-Чем мамонт отличается от слона? (у мамонта шерсть и огромные бивни)
Слайд № 4 (слон и мамонт)
- Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?
- Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.
Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.
Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.
- А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.
-Слайд № 5.(саблезубый тигр)
- У них огромные и острые, как сабли клыки.
- Ещё люди охотились на пещерного медведя.
Слайд № 6.(пещерный медведь)
- Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (оружие)
- Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.
Слайд № 7.(оружие)
- Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.
Слайд № 8.(племя)
- А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.
- Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.
- Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?
- Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)
- Можно позвать мимикой. (подмигивание)
- А можно голосом. (Эй! У- у-у)
- Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.
Физ. минутка.
Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.
- Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.
-На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)
- Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.
Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)
- А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?
- Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии. (красные карточки) Бог солнца-свет и тепло. (жёлтые)
-А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.
Заключение.
Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек