Алеся Тихонова
НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Звук [М] и буква М»
▼ Скачать +Заказ
Тихонова А. С., воспитатель МАДОУ №9 «Незабудка» города Дубны Московской области
Тема: Звук и буква «М»
Составление слов, прочтение их, звукобуквенный анализ слов. Составление предложений из двух, трех слов.
Форма деятельности:
Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
Публикация «НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста „Звук [М] и буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Способствовать развитию звукобуквенного анализа. Способствовать развитию фонематического слуха. Закрепить знание звука и буквы «М», условное обозначение мягкого и твердого звука «М».
Учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление. Учить интонационно выделять звук в словах. Закрепить знание печатной буквы «М» (эм). Учить составлять из букв слова на букву «М», читать их. Закреплять умение находить ударный слог, ударный звук. Упражнять в звуковом анализе слов.
Воспитатель: Сегодня на нашем кружке будет присутствовать Незнайка. Он будет слушать, смотреть и учиться вместе с нами. Он придумал для нас игровые задания, загадки.
1. Поиграем в игру «Загадки и отгадки»
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
тогда перестанет. (Муха)
Дети отгадывают загадку. Выставляю на доску картинку с изображением мухи.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
После отгадывания выставляю на доску картинку с изображением моркови.
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Выставляю картинку - малину.
Дети, на какой звук начинаются все слова - отгадки?
Еще раз называем эти слова, четко произнося первый звук (муха, морковь, малина).
Все эти слова начинаются на звук «М». Это согласный звук.
- Как мы определяем, что звук «М» согласный?
- Как мы будем в схемах обозначать твердый звук «М»? Мягкий звук «М»? (ответы детей)
2. Незнайка принес букву «М». Показ буквы «М»
Читаю стишок про букву «М».
Буква «М» известна всем.
Посмотри, как палочки
Прочно держат галочку.
Послушайте скороговорку:
Мед в лесу медведь нашел
Мало меду, много пчел.
Назовите слова в скороговорке на звук «М». Повторяем скороговорку.
3. Выкладываем на доске слова: муха, морковь, малина.
Делим эти слова на слоги, находим ударный слог.
4. Гимнастика для глаз.
Незнайка дает вам, дети, задание: составить слова из букв, сделать звукобуквенный анализ этих слов.
Дети читают составленные слова.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (с 12 до 17 минуту)
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться,
Вправо, влево повернись,
На соседей оглянись.
(повороты туловищем в стороны)
Чтобы стать еще умней,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два - закружилась голова.
(повороты головы в стороны)
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо ноги нам размять.
(приседания)
Напоследок, как известно,
Как всегда, ходьба на месте.
(ходьба на месте)
От разминки польза есть!
Что ж, пора на место сесть!
5. Работа в тетради.
Задания:
• Допиши букву «М».
• Напиши строчку буквы «М».
• Нарисуй голову мишки.
• Найди отличия на картинках.
При работе в тетради выполнить гимнастику для рук:
«Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни,
И вот этак, и вот так,
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять - не сидится им опять:
Постучали, повертели и работать захотели!»
6. Придумать предложение из двух слов, из трех слов со словом
«МАМА» Назвать 1-2 слово; 1-2-3 слово.
7. Дополнительная игра: Что купила мама?
Подобрать слова, обозначающие продукты, начинающиеся на звук «М».
Итог: Дети, вы сегодня молодцы! Были активны, хорошо думали, правильно отвечали.
Незнайка остался доволен вашей работой.