Анна Сергеева
План-конспект занятия по музейной педагогике «Хохломская роспись»
▼ Скачать +Заказ
План- конспект занятия по музейной педагогике.
Участники: воспитатели и дети подготовительной к школе группы №19 гости музея.
Актуальность. Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребёнку. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции, экскурсовод. Причем не только он сам, а и его родители. Музей в детском саду, это результат общения, совместной работы педагогов, детей и их родителей. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. В последние десятилетия музейная педагогика приобрела большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Публикация «План-конспект занятия по музейной педагогике „Хохломская роспись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Цель: познавательное и речевое развитие дошкольников посредством музейной педагогики. Воспитание и обучение детей экскурсоводов.
Задачи:
. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
• Формирование у дошкольников представления о музее;
• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
• Развитие связной речи и расширение словарного запаса;
• Воспитание нравственно-патриотических чувств;
• Воспитание культуры поведения.
Материалы к экскурсии: ИКТ, экспонаты музея, детские работы, лепбук.
Экскурсоводы одеты в национальные костюмы в стиле «Хохломы».
Воспитатель: Добрый день дорогие гости! Вы находитесь в музее «Чернореченского детского сада». В нашем музее собраны экспонаты различных народных промыслов. Сегодняшняя наша экспозиция посвящена «Золотой Хохломе». Вы узнаете много интересного о истории Хохломского промысла, о особенностях Хохломской росписи. В нашем музее работают замечательные экскурсоводы. Сейчас они вам представятся и расскажут о истории Хохломского промысла, о особенностях гжельской росписи и о экспонатах нашего музея
Правила поведения в музее. (Чуйкова Алеся)
Вы пришли в музей и вот, Встретил вас экскурсовод. Он здесь главный - помни это, И прислушайся к совету: Экскурсовода не перебивай, От своей группы не отставай.
Вопросы задавай не сразу,
Адождись конца рассказа.
Не все экспонаты трогай руками,
А смотри на них глазами.
Постарайся побольше узнать,
Чтобы другим про музей рассказать.
2. Экскурсия в музее на тему «Хохломская роспись»
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Меня зовут (Соколов Александр) Я ваш экскурсовод. Мы с вами находимся в музее «Прикладного исскуства» чернореченского детского сада. Обратите внимание- сегодня в нашем музее представлена выставка предметов народного творчества «хохломской росписи». Я раскажу вам о наших экспонатах, и о истории «Золотой хохломмы».
Хохломская роспись- старинный русский народный промысел, зародившийся в семнадцатом веке в округе Нижнего Новгорода. Крестьяне вытачивали деревянную посуду, расписывали её диковинными узорами и везли продавать на ярмарку в село Хохлома. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». В настоящее время у хохломской росписи два центра- город Семёнов, где находятся две фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино, где работает фабрика «Хохломской художник». Изделия «золотой хохломы» полюбили люди во всём мире.
3. Легенда о «Золотой хохломе»
Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Меня зовут (Шендрик Всеволод)
Я ваш экскурсовод. Сегодня я расскажу вам легенду о хохломе. «Давным давно на Руси жил мастер иконописец. Он очень изящно писал иконы. Но душа художника стремилась к природе, к живой жизни. Ушёл художник из города и поселился в глухих Кержинских лесах. Стал он заниматься своим промыслом: делал чашки, ложки, кухонную утварь из дерева. Расписывал мастер свою посуду узорами, которые создала сама природа: цветами, листьями, веточками, ягодами, птицами и рыбами, завитками диковинными. Слава о мастере быстро разлетелась по всей земле русской, и появилось у него много учеников. И по сей день живёт на Руси его промысел.» Такова легенда.
4. Сказка о хохломе
Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Меня зовут (Галицина Анфиса) Я ваш экскурсовод. Я расскажу вам сказку о золотой посуде.
«Как же началось это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто много лет назад поселился в лесу за Волгой весёлый мужичёк-умелец. Избу поставил, лавку, стол смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он себе пшённую кашу и птичкам не забывал пшена насыпать. Вот как-то раз прилетела к его порогу Жар-птица… он и её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.» Вот откуда и пошла на Руси золотая посуда.
5. Элементы хохломской росписи.
Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Меня зовут (Фёдорова Людмила) Я ваш экскурсовод. Сегодня я расскажу вам об узорах хохломской росписи.
Картина 1- (показывая указкой на картину, ребёнок рассказывает)
Обратите внимание- этот узор называется «травка». Он состоит из таких элементов как: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «Завитки», «Кустики».
Картина 2- Это травный орнамент, главный стебель которого называется «криуль». Сначала рисуют «криуль» а потом на нём «осочки», «травинки», «капельки», и «кустики».
Картина 3- Это узор «листочки».
Картина 4- Это узор «ягодки».
Картина 5- А здесь мы видим орнамент с «ягодками» и «листочками».
Вот основные элементы узоров хохломской росписи.
Воспитатель: Дорогие гости, наши экскурсоводы рассказали вам о гжельском промысле. Вам было интересно? Если вас что-то заинтересовало, вы можете задать вопросы.
Сейчас мы переходим к осмотру экспонатов музея.
Ребёнок экскурсовод (Анфиса) демонстрирует ложки и ковш.
Резные ложки и ковши Ты разгляди их не спеши. Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые.
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Ребёнок Экскурсовод (Саша) демострирует чашу.
Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!
Ребёнок экскурсовод (Люда) демонстрирует стаканы.
Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню Просится она.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
Ребёнок экскурсовод (Сева) Обращает внимание детей на стенд с детскими работами.
Хохлома, хохлома Наше чудо дивное! Мы рисуем хохлому Красоты невиданной.
Нарисуем травку
Солнечною краской.
А цветы-огоньки
Красной краской от зари.
Роспись хохломская
Словно колдовская.
Ребёнок экскурсовод (Алеся)
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрёшки
Расписала нам сама
Золотая хохлома!
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
Воспитатель: Ребята вы посмотрели экспонаты хохломских мастеров, которые изготовлены в г. Семёнов, на фабрике «Хохломская роспись. Но ведь вы все в группе учились хохломской росписи. И ваши работы выставлены в нашем музее. Вы можете ими полюбоваться и показать и рассказать о них своим родителям и друзьям.