Ляля Кашапова
План-конспект занятия по изобразительному искусству «Сибирь. Тайны прошлого»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог: Кашапова Ляля Шайдулловна.
Тема занятия : «Сибирь. Тайны прошлого».
Вид занятия : комбинированный.
Цель занятия : формирование умений учащихся при выполнении работы в технике «Монотипия» на примере наскальной живописи.
Задачи:
1. Вызвать интерес и расширить представление детей об искусстве древности;
2. Обучить технике «монотипия»;
3. Познакомить с наскальной живописью Сибири;
4. Развивать творческие способности при работе с новой техникой;
Темочки:
5. Закрепить технику «монотипия» при выполнении работы по наскальной живописи;
6. Создать коллективное панно.
Инструменты и материалы для практической работы:
Для педагога: Лист бумаги, краски (гуашь, цветная глина, уголь, кисти № 5, 9, пластиковая доска, серия педагогических рисунков, словарь терминов: монотипия, петроглифы, пиктография, писаницы.
Для обучающихся: Лист бумаги, краски (гуашь, акварель, цветная глина, уголь, кисти № 5, 9, пластиковая доска, карточки с этапом творческой работы, карточки с наскальными изображениями древних людей Сибири, словарь терминов: монотипия, петроглифы, пиктография. писаницы.
Литературный ряд: Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А. «Сибирь. Тайны прошлого» – Новосибирск : ИНФОЛИО-пресс,1999, - 64 с. : ил. («Сибирь : неизвестные миры»). Стихотворение В. Берестов «Наскальные рисунки»
Зрительный ряд: видеофильм «Тайны прошлого», детские и педагогические рисунки наскальной живописи.
Музыкальный ряд: мелодия бубна для физминутки, для творческой работы использованы звуки мира, этнические мелодии «Древнее поселение», «Перевалы Алтая», «Шаман», «Легенда».
План занятия :
1. Организационный момент (3 мин.);
2. Объявление целей и задач, мотивация детей (2 мин.);
3. Изложение нового материала (10 мин.);
4. Практическая работа (20 мин.);
5. Подведение итогов (5 мин.);
6. Рефлексия (3 мин.)
I. Организационная часть. Подготовить детей к работе на занятии, организовать внимание. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на своем занятии и для творческой работы нам потребуются: бумага, краски (гуашь, графический материал, кисти, пластиковая доска. Проверьте, пожалуйста, готовность, организуйте свое рабочее место.
II. Сообщение темы, цели и задач занятия, мотивация детей. Сообщить цели и задачи занятия. Организовать и направить к цели познавательную деятельность воспитанников. Сегодня мы с вами отправимся в те далекие времена, когда люди жили в пещерах. Узнаем, что такое наскальная живопись и научимся выполнять её в технике «монотипия». Сможем воссоздать кусочек огромной скалы с наскальным рисунком древних людей Сибири. А тема нашего занятия «Сибирь. Тайны прошлого».
III. Изложение нового материала Выявить имеющиеся знания. Дать краткое представление об истории возникновения наскального искусства.
- Перед тем, как мы отправимся в путешествие, скажите, где в нашем городе есть места посвященные истории и культуре первобытного общества?
Вызвать интерес к родному краю, бережное отношение к трудам человека. Познакомить с наскальной живописью Сибири и разновидностями наскальных рисунков.
- Как жили первобытные люди? Ведь у них не было не телевизоров, не компьютеров?
- Верно, главным занятием древних людей была охота. Также они занимались обустройством быта, приготовлением пищи, изготовлением одежды и украшений.
- А что делали древние люди для удачной охоты?
- Рисовали исход будущей охоты, проводили ритуальные танцы, в которых у сил природы просили удачи в предстоящей схватке.
- Как вы думаете, что заставило древнего человека начать рисовать?
- Конечно, это спорный вопрос, но известно как он это делал. И мы с вами отправляемся в путешествие в те далекие времена…
(Просмотр видеофильма)
- Ребята, скажите, что вы увидели?
- Действительно, глядя на эти рисунки, можно увидеть, как жили люди в древности, чем занимались. Эти рисунки еще называют пиктографией (рисуночное письмо) и петроглифами (высеченные на камнях рисунки)
Развить воображение, фантазию, творческие способности обучающихся.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение Валентина Берестова «Первые рисунки»
Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел слепить горшок из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней, стремительно живой,
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылен,
Упал и, умирая, шевелится,
И кровь глотает раненый бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком легким, тонкою резьбой.
Обучить технике «монотипия».
- Давайте, попробуем создать наскальный рисунок. Работу будем выполнять в технике «монотипия». Монотипия – графическая техника и состоит он из двух греческих слов (моно – один, типия – отпечаток)
- Данная техника необходима для создания эффекта скал и имитации пещеры
Активизировать восприятие новых знаний
- Прежде чем приступить к работе, обратите внимание на рисунки, которые лежат у вас на столах. Эти рисунки являются примерами наскальной живописи древних людей Сибири, где люди изображены схематично, а животные пластичнее. Но при этом выразительно переданы характерные черты и движения и людей, и животных.
IV. Практическая работа. Практически закрепить технику «монотипия» при выполнении работы наскального рисунка
- Ребята, перед вами карточки с этапами работы. Для успешного выполнения необходимо следовать данным этапам.
- Но вот беда! Где рисовать? Какие- то странные листочки? На что они похожи?
Правильно!
Этапы работы:
1. Для этого берем пластиковую доску и в хаотичном порядке наносим нужную краску
2. Берем бумагу, слегка смачиваем большой кисточкой, чтобы бумага стала влажной.
3. Сверху, на доску накладываем бумагу и прижимаем ее к доске руками.
4. Плавно снимаем лист и даем ему немного подсохнуть
5. Физминутка
6. Используя рисунки древних людей Сибири, придумайте сцену охоты или сцену из жизни первобытных людей
Доминантная пауза: ребята вы знаете, что древние люди не только рисовали, но и создавали различные украшения, которые в дальнейшем использовали в ритуальном танце (надев на себя эти украшения, исполняем танец под ритмы шаманского бубна)
- А теперь продолжаем нашу творческую работу
V. Подведение итогов Создать коллективное панно- Ребята, заканчиваем работу и вывешиваем рисунки.
Посмотрите! У нас получилась большая скала, где каждый из вас оставил кусочек своей души. Давайте назовем нашу пещеру «….»
- Вот и закончилось наше путешествие в далекие времена, пора и домой возвращаться.
Рефлексия - Ребята, закончите фразу:
- Мне в путешествии было …
- Сегодня я узнал (а) …
- Занятие окончено. До свидания. [/b]