Юлия Осипова
План-конспект занятия «Чувашская деревня в старину»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с новыми линейными образами чувашской женской головной повязки «сурбан».
Задачи:
Образовательные: Учить воссоздавать орнаментальный образ путем передачи чувство ритма в многоярусных композициях.
Развивающие: Развивать способность понимания содержания стилизованного орнаментального образа в чувашском узорном ткачестве на основе восприятия и осмысливания первичных художественных образов, взаимодействующих между собой: линейных и цветовых.
Публикация «План-конспект занятия „Чувашская деревня в старину“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений чувашской декоративно-прикладной деятельности.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята,где живут ваши бабушки и дедушки? В каких домах? А чем отличаются деревенские дома от городских? Как они размещаются?
Воспитатель: Ребята сейчас я хочу рассказать вам как выглядели чувашские деревни в старину.
«Чуваши в далеком прошлом селились в лесах или около них. Это и не удивительно: ведь в прежние времена было обилие леса. Люди расчищали себе из-под него необходимое пространство земли и строились на ней. А еще чуваши селились вдоль рек и глубокиховрагов. Как же выглядели чувашские поселения? Прямых и широких улиц раньше не было. Родоначальник, самый главный человек среди родственников, выбирал понравившееся ему место и огораживал эту площадь как собственный двор высоким дубовым забором из вкопанных вплотную друг к другу бревен или кольев. Как вы думаете, почему? (высказывания детей). Да, чтобы обезопаситьсебя от разбойников.
В середине этого большого открытого двора ставилась изба для родителей. Женатые сыновья также строили свои дома внутри этого обширного двора в кружок около родительского дома. Дома размещались по две избы на четырех сторонах. И таким образом получалось, что улицы располагались кругами. И у всех был один огороженный двор с одними ворогами. В старину, говорится в преданиях, на одном дворе жило по три даже по пять семей, иногда до десяти. К некоторым домам пробраться без расспросов было трудно, так как кроме изб во дворе отдельно стояли сараи, погреба, помещения для скота и другие строения. Легко было заблудиться в таком дворе. Голова закружится, прежде чем выберешься из этого лабиринта.
Такое круговое размещение домов необходимо было чувашам для обороны от врагов. Для защиты от разбойников в домах также были такие маленькие окна, чтобы через них не пролез человек. Дверь изнутри закрывали засовом, а ночью и подпоркой тк длиной от передней стены до задней.
Многие чувашские деревни образовывались из нескольких дворов: от малых (2-3 двора) до больших (25,30,40 дворов - это самая большая деревня). Но чаще всего были средние деревни с 5-10 дворами Огороды располагались в стороне от деревни. Каждый, живущий в доме, занимался своим делом. Мужчины в свободное от хозяйства время плели лапти, короба для хранения продуктов, выдалбливали из дерева ковши и ложки, женщины - ткали и вышивали, передавая узорами красоту земли, на которой жили, а также то, о чем думали и мечтали».
Воспитатель: А сейчас я покажу вам иллюстрации сурпан. На этом сурпане чувашская народная мастерица выткала узорами красоту родной деревни, в которой жила.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы свами нарисуем чувашскими узорами картину «Чувашская деревня в старину»
Воспитатель:Рисуем на широкой полосе. Сейчас я вам покажу как рисования «гнезда» домов: сначала нарисовать квадрат, поставленный на угол, затем на каждой его стороне с обоих концов нарисовать линии в виде крючка. Начинаем с левой стороны, потом рисуем на правой стороне и только потом в середине. Потом между ними рисуем горы-треугольники. А на узких полосах мы нарисуем эти узоры (показать картинки с дополнительными узорами). Узоры должны быть одного цвета, не выходить за линии.
Воспитатель: Ребята, а какие цвета мы используем в чувашском орнаменте? Да, правильно это красный, синий, зеленый, желтый, черный.
Воспитатель: Ребята у всех у всех получились красивые рисунки.