Юлия Ступникова
План-конспект родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»
Цели
1. Определить уровень агрессии детей, используя наблюдения и результаты анкетирования родителей.
2. Помочь родителям выявить причины агрессии детей и найти способы ее преодоления.
Ход собрания
I. Анкетирование родителей.
Публикация «План-конспект родительского собрания „Агрессивные дети, Причины и последствия детской агрессии“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Конспекты занятий по коррекции агрессивности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
3. Против кого он проявляет агрессию?
4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
II. Обсуждение по теме собрания. Вопросы для обсуждения:
1. Причины детской агрессии.
2. Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.
3. Пути преодоления детской агрессивности. Правила семьи по преодолению детской агрессии.
• Анализ причины детской агрессии, дает рекомендации по ее преодолению.
• Анализ ответов родителей на вопросы анкеты.
• Обмен мнениями по теме собрания.
Детские страхи
Задачи: обсудить причины появления страхов у дошкольников; совместно с родителями попытаться выработать способы поведения в трудных для подростка ситуациях.
Форма проведения: семинар.
Подготовительная работа: рисунки детей на темы: «Что мне снится страшное», «Чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее».
Оформление кабинета: на школьной доске написать тему собрания и прикрепить несколько детских рисунков, наиболее ярко характеризующих обсуждаемую проблему.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые родители, преследуют ли вас страхи? Конечно, это риторический вопрос. Ведь страх, тревога — это такие же проявления эмоции, как радость, восхищение, удивление. В последнее время психологи отмечают рост числа устойчивых страхов, с которыми мы не можем справиться. Но в отличие от взрослых страхов, детские, если к ним правильно относиться, вовремя Выяснить причины появления, могут исчезнуть бесследно.
Сегодня мы вместе попробуем выявить причины появления страха у детей и подумаем, как можно помочь ребёнку избавиться от уже существующих страхов и предотвратить появление новых.
Как вы считаете, что может вызвать чувство страха у детей младшего школьного возраста?
Рекомендуется предложить родителям самим попробовать сформулировать причины появления страхов у детей.
Возможные варианты причин появления детских страхов :
I.Наличие страхов у родителей. Страхи взрослых очень часто передаются детям. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, причём большинство страхов передаётся детям неосознанно.
2. Тревожность в отношениях с ребенком. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её.
3. Чрезмерное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками.
А. Большое количество запретов со стороны одного родителя и полное предоставление свободы ребёнку другим родителем.
5. Многочисленные нереализуемые угрозы жен взрослых в семье.
6. Гиперопека над единственным ребёнком в семье. Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, т. к. такие дети чаще всего эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся воспитать «гения». В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.
7. Конфликтные отношения между родителями. Психологи отмечают, что дети младшего школьного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей, причём именно дети в возрасте 6-7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей.
8. Одиночество, боль вызывают страх.
9. Эмоциональная чувствительность, впечатлительность. Такие дети очень ранимы и уязвимы, всё принимают близко к сердцу и легко расстраиваются. Они чаще всего неспособны к агрессивным ответам, «все держат в себе», не выражая своих чувств и переживаний.
10. Поступление в школу. Это серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования. Возникает чувство ответственности, долга, соответственно возникают новые страхи - «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ценят и любят», страх сделать не то и не так, быть осужденным, наказанным. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать надежд своих родителей.
II. Выявление страхов у детей
Уважаемые родители, в чём проявляется возникновение страхов, что вы чувствуете, когда ощущаете всё возрастающее беспокойство?
Внутри все холодеет, тело «тело наливается свинцом», ладони становятся влажными. Но, к сожалению, ощущения ребенка нам не доступны. По каким внешним признакам мы можем выявить, испытывает ли в данный момент ребенок чувство страха? (Ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопросы, говорит дрожащим голосом, а часто замолкает совсем. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, выражение его лица становится испуганным.)
Тематическое рисование не только поможет понять интересы, увлечения детей, но и особенности их темперамента, переживания, преследующие их страха. Рекомендуется выдать родителям рисунки и проанализировать их>
Как преодолеть возникновение чувства страха у детей?
Страх — это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде.
Поступление в группу — серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а, сколько всего нужно уметь делать -внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы. А желание побегать, поиграть, повеселиться надо подавлять.
Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо -он радостен, увлечён, он верит в свои силы (полная адаптация). Если же нет - интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.
III. Как можно помочь ребёнку преодолеть страх перед учением?
1. Повысить самооценку ребенка, укрепить уверенность в себе.
2. Помочь ребёнку научиться снимать излишнее напряжение. Для снятия тревожности можно проводить игры в форме мини-спектакля дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем пугающие моменты должны быть возведены в крайнюю степень (чтобы зрителям было очень страшно).
Важно поощрять попытки ребенка изобразить свои страхи в юмористической, даже карикатурной, форме.
3. Показать ребёнку, что его ценят вне зависимости от его успехов или неуспехов-, выигрыша или проигрыша. Это позволяет не ориентироваться на результат, относиться спокойнее к собственным успе-хам и неудачам.
4. Двигательные беспокойства, агрессивность, повышенную напряжённость можно снять, используя приём «щита» : взрослый держит щит, в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т. д.
IV. Детские страхи, не связанные с учебой.
Дети боятся; оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты.
Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). В таких ситуациях рекомендуется проводить «направленное устранение страхов», которым подвержен ребёнок, с помощью рисования.
Необходимо провести индивидуальные беседы, в которых выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения, заболеть, умереть, наказания, темноты, сказочных персонажей, транспорта, животных, высоты, глубины, воды, огня, крови, врачей и т. д. Дать детям задание нарисовать страхи. (Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия). Этим простым приемом могут овладеть и родители — тематическое рисование можно проводить и дома.
V. Подведение итогов
Если правильно относиться к детским страхам, вовремя выяснить причины их появления, они могут исчезнуть бесследно.
Телевизор в жизни семьи и дошкольника
Телевидение должно быть не целью, а средством.
Из передачи «Культурная революция»
Задачи: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором; показать влияние телевизионных просмотров на психику маленького ребенка. Форма проведения: обмен мнениями.
Вопросы для обсуждения: статистика и цифры о роли телевидения в жизни ребенка; влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.
Подготовительная работа: анкетирование; подготовка статистики; подготовка высказываний учащихся по теме собрания.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Телевизор в жизни ребенка — это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна. На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. Обратимся к статистике.
. Анализ статистики
Учитель приводит следующие данные:
— 2/3 наших детей в возрасте от 5 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;
— время ежедневного просмотра телепередач ребенком в среднем составляет более 2-х часов;
— 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;
— 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;
— 38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга своего времяпровождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и об-щение с семьей.
Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты статистики в классе.
Опрос детей проводился по следующим вопросам:
— Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
– Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
— Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
— Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты бы заказал волшебнику, чтобы жизнь была интересной?
III. Анализ мнений учащихся
Переработанные данные
Что дает ребенку телевизор:
1. Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний.
2. Возможность нахождения ответа на вопросы, ответы на которые не может получить у взрослых из-за их занятости.
3. Возможность понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
4. Развитие познания, повышение культурного уровня.
5. Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.
6. Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
IV. Дискуссия по теме собрания
Вопросы для дискуссии:
— Семья получает квартиру и наполняет ее предметами обихода.
— Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
– Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
— Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребенка с телевизором. Назовите возможные варианты.
— Стоит ли запрещать просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?
Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники (по результатам исследований) не могут четко определить, где - правда, а где — ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране,
Как сделать так, чтобы дети как можно реже слышали выражения родителей : «Опять уроки вечером делаешь? Чем ты занимался, опять у телевизора сидел»? и т. д. Родителям вручаются памятки «Правила борьбы с. телеманией».
IV. Подведение итогов
Собрание заканчивается зачитыванием высказываний детей на тему: «Телевизор для меня — это.»
После подведения итогов родителям задается домашнее задание:
1. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора? Какие передачи предпочитает?
2. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
3. В какой передаче хотел бы сам принять участие?
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром
Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать; всякая другая жизнь - смерть.
В. Г. Белинский
Задачи: совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций; способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников.
Форма проведения: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения: значение эмоций и чувств для формирования полноценной личности; роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка.
Подготовительная работа: опрос родителей; подготовка памяток для родителей; оформление вы-ставки рисунков «Мои маленькие радости»; сочинеие рассказа «Самый счастливый день в моей жизни».
Ход собрания
I. Вступительное слово
Большое спасибо тем, кого заинтересовала тема нашего родительского собрания. Сегодня мы встретились, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребенка в семье. Если нас с вами попросят вспомнить фильм «Доживем до понедельника», то мы сразу вспоминаем фразу, сказанную одним из героев: «Счастье — это когда тебя понимают». Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность.
Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети; очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный окружающими его людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? Прежде всего он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда?
II. Анализ таблицы и опроса родителей
III. Путешествие родителей по коллективному рассказу детей
«Самый счастливый день в моей жизни»
IV. Анализ ситуаций из жизни класса
Родители обсуждают ситуации в группах. Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо разрешить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и она не вызывала у него негатив-ных эмоций.
V. Презентация выставки рисунков
VI. Подведение итогов
Воспитатель вручает родителям памятки — рекомендации по развитию положительных эмоций у ребенка и перечисление ритуалов, которые нравятся детям.
Родителям о внимании и внимательности
Гений — это внимание.
Не важно, кто это сказал, важно, что это так.
Задачи: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания; ознакомить родителей с методами и приемами развития внимания дошкольников.
Форма проведения: творческая лаборатория родителей.
Вопросы для обсуждения: значение внимания для результативности деятельности; приемы развития внимания ребенка дома.
Подготовительная работа: анализ работы детей на занятиях; подготовка упражнений и заданий на внимание ; подготовка памяток; подготовка плаката.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, ко-торые формируют способность к интеллектуальной деятельности дошкольников.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие Важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание — это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений -все это может привести к несформированности произвольного внима-ния и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
II. Анализ результатов учебной деятельности учащихся, заданий на внимание
III. Обсуждение упражнений по развитию произвольного внимания.
IV. Подведение итогов.
Индивидуальные рекомендации по развитию внимания ребенка дома.