Наталья Алыкова
План-конспект родительского собрания «Адаптация первоклассника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Сформировать у родителей общее представление об особенностях социально-психологической адаптации первоклассников в школьной среде;
2. Создать содержательные и организационные условия для совершенствования у родителей умений оказывать детям эмоциональную поддержку в адаптационный период;
Публикация «План-конспект родительского собрания „Адаптация первоклассника“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
3. Повысить мотивацию у родителей на повышение их психолого-педагогической компетентности.
Подготовительный этап:
1. Психологическая диагностика первоклассников :
- Исследование самооценки. Методика «Лесенка»;
- Методика «Мотивация учения», М. Р. Гинсбург;
2. Экспертный опрос педагогов по карте М. Р. Битянова;
3. Анкетирование родителей. Анкета «Адаптация первоклассника», М. Р. Битянова.
Приветствие, введение в тему:
Для создания эмоционального настроя на тему собрания родителям предлагается упражнение
«Краски»
Для проведения упражнения необходимо свободное пространство, где участники могли бы свободно передвигаться.
На полу по окружности на расстоянии 1,5-2 метров раскладываются «кляксы» из цветной бумаги: красная, желтая, зеленая, синяя, коричневая, черная, серая.
Инструкция: Любое жизненное событие вызывает у человека определенные эмоции и чувства. Ваши дети пошли в первый класс : первые уроки, первые радости и огорчения.
Определите для себя, какие чувства преобладают у вас в связи с этим?
Подойдите к тому цвету, который ассоциируется у вас с этим чувством.
В создавшихся группах обсудите ваши чувства и постарайтесь определить их общую основу.
Поделитесь своими выводами с остальными группами.
Обсуждение итогов упражнения:
- что дало вам это упражнение?
- удалось ли выразить свои эмоции и чувства в связи с изменением социальной роли ваших детей?
Определение темы и цели родительского собрания :
По вводному упражнению родителям предлагается самостоятельно сформулировать тему и цели родительского собрания.
(Обсуждая тему «Адаптация первоклассника», у вас появится возможность расширить свои знания об особенностях адаптационных процессов у первоклассников и способах эмоциональной поддержки со стороны родителей» в этот период.)
Задание: Методом «мозгового штурма» родителям предлагается дать определение понятию «Адаптация»
Информационный блок:
«Адаптация и дезадаптация первоклассника в школьной среде»
АДАПТИВНОСТЬ – способность к приспособлению, у разных людей различна и отражает уровень как врожденных, так и приобретенных жизненных качеств человека. Отчасти адаптивность генетически обусловлена особенностью обмена веществ. Различием биохимических реакций, способом реагирования на стрессовые воздействия.
Процесс адаптации к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.
Физиологическая адаптация
Организм должен привыкнуть к работе в новом режиме – это и есть физиологическая адаптация. В физиологической адаптации в школе выделяют несколько этапов:
«Физиологическая буря» или «острая адаптация» - первые 2-3 недели. В это время организм реагирует на все изменения, происходит значительное напряжение практически всех систем.
«Неустойчивое приспособление». В этот период организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакции на новые условия.
«Относительно устойчивое приспособление». Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
В целом адаптация длится от 2 до 6 месяцев и зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Психологическая адаптация
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
О "внутренней позиции школьника" можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована.
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Появляется такая особенность, как обобщение переживаний. Они более болезненно переживают свои неудачи и промахи.
Неприятным для родителей кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтность.
Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.
Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.
Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад или детей имеющих статус лидера в группе детского сада. Они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.
Задание: Методом «мозгового штурма» родителям предлагается дать определение понятию «Дезадаптация»
Продолжение информационного блока
ДЕЗАДАПТАЦИЯ – механизмы дезадаптации проявляются на социальном (педагогическом, психологическом и физиологическом уровнях.
Если первичные адаптационные нарушения не устраняются. То они распространяются на более глубокие «этажи» – психологический и физиологический.
Педагогический уровень школьной дезадаптации.
Он обнаруживает себя проблемами ребенка в учении и в освоении новой для него социальной роли – ученика.
Учебные проблемы ребенка могут нарастать поэтапно, как снежный ком. Отношения с педагогами и одноклассниками либо не устанавливаются, либо носят конфликтный характер.
Психологический уровень дезадаптации.
На основе выше перечисленных проблем начинается более сложный уровень школьной дезадаптации – психологический :
1 этап – возникает чувство тревожности, незащищенности, уязвимости в ситуациях, связанных с учебной деятельностью;
2 этап – первоначальное напряжение снижается за счет изменения отношения к учебной деятельности: она перестает рассматриваться как значимая;
3-4 этап – закрепляются психозащитные реакции: на уроке отвлекается, смотрит в окно, занимается посторонними делами. Самоутверждение часто осуществляется за счет нарушением дисциплины;
5 этап – зреет разрушающий внутренний конфликт между «хочу» и «могу». Такие дети часто эмоционально неустойчивы: чувствительны к угрозе, застенчивы, робки, недоверчивы, чрезмерно обидчивы.
Физиологический уровень дезадаптации.
Отмечается повышение уровня заболеваемости. У детей, которые не адаптировались в течение учебного года часты случаи выраженных астеноневротических отклонений.
После информационного блока родителям предлагается в процессе практической работы определить признаки успешной и неуспешной адаптации первоклассников.
Задание выполняется на основе упражнения «Краски», проведенного с родителями в начале собрания.
Задание:
Вспомните, какие чувства преобладают у вашего ребенка в связи посещением школы?
Подойдите к тому цвету, который ассоциируется у вас с этим чувством.
В создавшихся группах обсудите характер адаптации ваших детей и кратко перечислите основные положительные моменты и сложности.
На основе выводов каждой из групп на доске составляется два словесных портрета:
«адаптированного в школе первоклассника» и «первоклассника, испытывающего сложности в адаптации».
Созданные словесные портреты при необходимости дополняются следующей информацией:
Признаки успешной адаптации :
- идет в школу с удовольствием;
- охотно рассказывает как об успехах, так и о неудачах;
- не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на болезненное состояние;
- достаточно самостоятелен: ориентируется в бытовых и учебных ситуациях…;
- находит друзей среди одноклассников;
- нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе;
- решительно не желает возвращаться в детский сад.
Признаки проблем в адаптации – противоположны признакам успешной адаптации, а так же следующие особенности:
- возможно появление утренних болей в животе и тошноты – это самый явный и часто возникающий симптом стресса, вызванного школой;
- нарушения сна;
- нарушения концентрации внимания: трудно сосредоточиться, он легко теряет смысл услышанного, с трудом воспринимает сложные инструкции;
- может появиться плаксивость, резкие и частые смены настроения.
Обсуждение итогов упражнения:
- насколько данное упражнение помогло вам осознать особенности адаптации вашего ребенка в школе?
Сделанные родителями выводы о характере адаптации ребенка в школе предлагается дополнить результатами проведенной ранее психолого-педагогической диагностики. Каждый из родителей получает индивидуальный бланк с результатами диагностики. Педагог-психолог комментирует предоставленную информацию.
«Поддержка ребенка в адаптационный период»
Итогом обсуждения результатов диагностики становится выработка родителями правил помощи первоклассникам в период адаптации. Возможно использование метода «мозгового штурма». Предложенные родителями варианты могут быть дополнена следующей информацией:
- соблюдение режима дня;
- равномерное распределение нагрузки;
- ограничение нагрузок помимо школы;
- давать возможность физической и эмоциональной разрядки;
- адекватность требований семьи и школы;
- сравнивать достижения ребенка с его собственными предыдущими достижениями;
- уважительное отношение взрослых к школе и учителям;
- освободить ребенка от гиперопеки родителей;
В качестве памятки родителям предлагаются «Практические советы» Приложение 1.
Подведение итогов:
- Насколько актуальна для вас информация, полученная на родительском собрании?
- Определили ли вы для себя задачи в отношении помощи своему ребенку в адаптационный период? (ответ по желанию родителей)