Анастасия Черных
План-конспект по обучению основам ручного узорного плетения и ткачества в детском саду на основе традиций Южного Урала
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект по обучению основам ручного узорного плетения и ткачества в детском саду на основе традиций Южного Урала
Информационная карта
Содержание
Познавательная область: искусство, культура, декоративно-прикладное творчество.
Направление деятельности: художественно-эстетическое. Ориентированно на развитие общей и эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста, художественных способностей и склонностей, создание художественных образов, самореализацию детей, формирование коммуникативной культуры.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ткань. Изучаем ткань
- Ткачество, ткацкий станок
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Способы освоения содержания образования: репродуктивный, творческий, алгоритмический (поэтапно, последовательно, исследовательский, коммуникативный и др.
Уровень освоения содержания обучения – поэтапный от простого к сложному. На каждой новой ступени познания детям предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям, развитие компетентности в отдельной области (возникновение, развитие и современные особенности декоративных изделий на основе текстильного плетения, формирование навыков на уровне практического применения (овладение техниками текстильного переплетения (браслеты, аксессуары, приобретение навыков по изготовлению предметов).
Уровень реализации: старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Формы реализации – групповая и индивидуальная, блочная.
Пояснительная записка к Плану-конспекту
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. В настоящее время предметы на основе текстильного плетения и ткачества являются декоративно-художественными изделиями, вызывающими неизменный интерес. Они используются как важная составная часть оформления интерьера жилых и общественных помещений. В технике ручного ткачества выполняются отдельные модные детали одежды и аксессуары. Современная прикладная направленность деятельности обуславливается в детской среде тогда, когда демонстрируется красота, мудрость, новизна и «нужность» старины. Осмысленное сочетание традиционной техники и современного материала, изготовление подарков для сверстников, украшений для волос, бижутерии, элементов повседневного и театрального костюмов, сценическое оформление школьных праздников делают традицию современной, а, значит, своей для активного детского большинства.
План-конспект «обучения основам ручного узорного плетения и ткачества в детском саду на основе традиций Южного Урала» включает в себя теоретическую и практическую части.
В теоретической части дети знакомятся с историей ручного узорного ткачества, получают сведения об основах ткачества и ткацких переплетениях Южного Урала.
В практической части Плана-конспекта дети приобретают навыки работы в технике текстильного плетения и ручного узорного ткачества. В результате деятельности дети узнают историю ткачества в России и регионах мира, Южного Урала, основные техники ткачества и плетения, творческие профессии в текстильной промышленности: художников, мастеров, работающих в ткацких, ковровых производствах.
Дети должны уметь заправлять нитки в раму, изготавливать изделия, имеющие несложную фактурную или сюжетную композицию, с помощью взрослых плести элементарные предметы. В зависимости от совершенствования умений и навыков детям можно переходить к освоению более сложных технических приемов по текстильному плетению и ткачеству.
В связи с реализацией идеи образования как фактора развития личности содержание Плана-конспекта соответствует : достижениям мировой культуры, традициям страны и культурно-национальным особенностям регионов; определенному уровню образования; современным образовательным технологиям. Цель и задачи связаны с развитием личности ребенка, развитием творческих сил, самообразования.
Цель – создать оптимальные условий для творческого самовыражения личности каждого воспитанника через практическое овладение основами текстильного плетения и ткачества.
Задачи:
1. Обучающие : Обучение навыкам и приемам плетения и ткачества на основе традиций Южного Урала : усвоение специфики художественной системы народного искусства; изучение современных способов обработки различных текстильных материалов; формирование навыков использования полученного опыта в повседневной практике и жизни; формирование здорового образа жизни; обучение навыкам и приемам плетения и ткачества на основе традиций Южного Урала;
2. Развивающие: развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников; развитие художественно-эстетического вкуса; творческой активности, самостоятельности в творческой деятельности; развитие мотивации к познанию и творчеству; умения работать в коллективе;
3. Воспитывающие: привитие уважительного отношения к традиционному народному искусству; воспитание трудолюбия; приобщение детей 5-6 лет к общекультурным ценностям; формирование доброжелательной атмосферы и сотрудничества.
Основные принципы, реализуемые в образовательной деятельности: принцип культуросообразности, принцип гуманности; принцип педагогической поддержки; принцип общечеловеческого развития; принцип дифференцированного подхода.
План-конспект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет, но возможны изменения возрастного ограничения при условии заинтересованности детей старшего или младшего возраста, с последующим разбиванием на подгруппы. Особенности физического развития в период с 5-6 лет – переполнение энергией, быстрый рост, дети любят действовать, сначала делают, потом думают, шумные.
Одной из эффективных форм приобщения детей к культуре, духовному наследию, расширению их кругозора имеют различные экскурсии (на выставки декоративно-прикладного искусства, где дети знакомятся с работами художников-прикладников. Большое значение в формировании творческой активности детей имеют экскурсии на выставки детского декоративно-прикладного творчества, в работе которых они сами принимают участие. В результате у детей возрастает уверенность в своих действиях, уважение к себе. Выполнение коллективных работ способствует сплочению коллектива, содействует воспитанию общительности, дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи, сотрудничеству. Эти работы отличаются от индивидуальных широкой тематикой, дают большие возможности для изучения декоративных особенностей, художественных средств выражения. Такие работы предназначаются для украшения интерьера группы, помещения.
Чрезвычайно важен эмоциональный фон учебно-творческой деятельности. Чувство эмоционального подъема стимулируется использованием различных видов и форм коллективной работы. Совместная работа позволяет вовлечь всех детей старшего дошкольного возраста в процесс выполнения. Коллективное творчество по созданию декоративно-прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет коллективное обсуждение, позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы.
Условия выполнения Плана-конспекта подвергаются мониторингу два раза в год: освоение знаний, умений и навыков, формирование общекультурных навыков, личностный рост и т. д.
Подведение итогов работы за год проводится в виде отчетной выставки. На выставку отбираются лучшие работы детей; при этом рекомендуется обращать внимание на отражение в них заданной темы. При оценке детских работ учитываются : возраст, содержание работы, техника и качество исполнения, выразительность и оригинальность, композиционное решение, практическая целесообразность.
В течение учебного года педагог может заменить запланированные темы занятий, время их проведения, количество учебных часов при прохождении той или иной темы, в зависимости от усвоения материала детьми, от запросов детей, от условий работы, возможностей объединения и характера заготовленного материала, а также от умений и навыков воспитанников. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности детей, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТКАЧЕСТВУ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Практические рекомендации по ткачеству : для получения нити нужна ткань; заготовки хранить в коробках; за неимением рамки для ткачества, можно обмотать нитками основы прочный лист фанеры или картона.
Практические рекомендации по оформлению работ: для оформления пойдут остатки обоев; линейку, по которой резать, желательно, брать стальную; перед тем как отогнуть элементы паспорту, линии сгибов нужно продавить тонким, тупым предметом.
Инструктаж по техники безопасности
Организуя работу с детьми необходимо соблюдать технику безопасности. В начале учебного года на первом занятии проводится краткая беседа, вводный инструктаж, с детьми на тему о том, как нужно пользоваться ножницами, клеем, бумагой, карандашами, фломастерами, пластилином и т. д. Как необходимо вести себя во время занятий. Нельзя без разрешения брать ножницы, подносить их к лицу, размахивать ручками во время работы. Для того чтобы дети не поранили себя, обязательно пользоваться ножницами с тупыми концами. Такие беседы необходимо проводить повторно в начале учебного года и в начале нового наступившего года.
На каждом занятии надо напоминать детям, как пользоваться тем или иным инструментом. Таким образом, дети учатся не только мастерить поделки, но и соблюдать технику безопасности. Такие правила учат детей аккуратности, внимательности не только к себе, но и к окружающим. Это воспитывает в детях лучшие черты характера, которые пригодятся им в последующий период дошкольной жизни.
В мастерской нельзя: бегать, прыгать, махать руками, толкать и обзывать товарищей, без спроса брать чужие вещи.
При работе с ножницами, иголками и булавками:
1. Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.
2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол. При падении можно пораниться, кроме того, у ножниц портятся лезвия.
3. Передавать ножницы кольцами вперед и сомкнув их лезвия.
4. Не перекусывать нитку зубами – можно испортить эмаль и поранить губы.
5. Иголки хранить в игольнице или подушечке. Булавки – в коробочке с крышкой.
Содержание
Раздел 1. Основные приемы ткачества по традициям Южного Урала
Тема 1. Вводное занятие
Цель – познакомить с традиционным и современным ткачеством. Теоретические сведения: вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности. История ткачества, выставка работ и иллюстраций. Особенности ткачества на Южном Урале.
Практическая работа: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. История ткачества, технология изготовления изделий, демонстрация работ, иллюстраций.
Оборудование и материалы: иллюстрации и работы, схемы.
Тема 2. Экскурсия в Краеведческий музей
Цель – художественное просвещение детей, знакомство с лучшими образцами ткачества.
Теоретические сведения: рассказ о ткачестве на станке.
Практическая работа: просмотр тканых изделий.
Оборудование и материалы: работы мастеров.
Тема 3. Ткачество на берде
Цель – познакомить с техникой ткачества на берде.
Теоретические сведения: рассказ о ткачестве на берде, просмотр тканых изделий.
Практическая работа: подготовка нитей основы.
Оборудование и материалы: бердо, нитки шерстяные, ножницы, схемы, иллюстрации, работы мастеров.
Тема 4. Ткачество изделия на берде
Цель – познакомить с техникой ткачества на берде.
Теоретические сведения: технология заправки берда.
Практическая работа:
1 задание: Шарф. Последовательность выполнения работы: заправка берда, выполнение изделия по схеме, технология изготовления изделия, оформление изделия.
Оборудование и материалы: бердо, нитки шерстяные, ножницы, схемы, иллюстрации, работы мастеров.
Тема 5. Ткачество на дощечках
Цель – познакомить с техникой ткачества на дощечках.
Теоретические сведения: рассказ о ткачестве на дощечках, просмотр тканых изделий. История ткачества, технология заправки нитей основы, иллюстрации, схемы.
Практическая работа: подготовка нитей основы.
Оборудование и материалы: дощечки 6-8 штук, нитки шерстяные, ножницы, схемы, иллюстрации, работы мастеров.
Тема 6. Технология ткачества на Южном Урале
Цель – познакомить с техникой ткачества на Южном Урале.
Теоретические сведения: познакомить с историей плетения на Южном Урале. технология заправки нитей основы, иллюстрации, схемы.
Практическая работа: заправка нитей основы по традиции южноуральских ткачих.
1 задание: Пояс простой. Последовательность выполнения работы: нарезать нитки нужной длины, заправить нитки в дощечки, закрепить один конец ниток у неподвижной основы, выполнять по схеме, оформить концы изделия.
2 задание: Пояс с поворотом дощечек с орнаментом.
Оборудование и материалы: дощечки 6-10 штук, нитки шерстяные, ножницы, схемы, иллюстрации, работы мастеров.
Тема 7. Ткачество на раме
Цель – познакомить с техникой ткачества на раме.
Теоретические сведения: Познакомить с историей ткачества. Объяснить как подготовить материал к работе. Демонстрация материалов, инструментов, иллюстраций, работ. Правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.
Практическая работа: Анализ выставки детских работ и мастеров.
Оборудование и материалы: схемы, иллюстрации, работы мастеров и детей, деревянная рама.
Тема 8. Технология изготовления мини-гобелена.
Выполнение эскиза
Цель – познакомить с техникой ткачества на раме.
Теоретические сведения: технология заправки нитей основы, выполнение эскиза на картоне.
Практическая работа: технология заправки нитей основы, выполнение эскиза на картоне.
Оборудование и материалы: схемы, иллюстрации, работы мастеров и детей, деревянная рама, нитки.
Тема 9. Ткачество мини-гобелена
Цель – познакомить с техникой ткачества на раме.
Теоретические сведения: объяснение приемов полотняного переплетения, коровых узлов, обкрутки ниток, плетение сумах.
Практическая работа: ткачество гобелена.
1 задание: Мини-гобелен. Последовательность выполнения работы: подготовка нити к ткачеству; натяжение нити основы на раму; ткачества утка; выполнение вариантов сцепок; окончание работы, снятие гобелена с рамы, обработка края изделия швом, оформление гобелена в раму.
Оборудование и материалы: нитки, рамка для ткачества, ножницы, проволока, иглы, картон.
Тема 10. Подготовка лучших работ к выставке
Цель – культура подачи или грамотное оформление выполненной работы. Объяснить, что такое паспорту и как его выполнить. Изготовление рамок из подручного материала.
Теоретические сведения: Технология оформления работ. Вводное занятие. Культура оформления выполненных работ.
Практическая работа:
1 задание: Изготовление паспорту. Последовательность выполнения работы: вырезать ватман по размеру рамки; на изнаночной стороне ватмана обвести карандашом оформляемую работу, во внутрь отступить по 0,5 см; через углы по диагонали провести линии, сделать по ним разрезы; полученные треугольники загнуть на изнаночную сторону; в полученное «окно» приклеить оформляемую работу.
2 задание: Изготовление рамки из подручного материала. Последовательность выполнения работы: из картонных полос склеить рамку для оформляемой работы; украсить её можно аппликацией из: ткани, бумаги, природного и синтетического материала; на изнаночной стороне из прочной тесьмы выполнить крепление.
Оборудование и материалы: ватман, обои, канцелярский нож, линейка, карандаш, ластик, багетная рамка, картон, водоэмульсионная краска, гуашь, кисть, клей ПВА.
Тема 11. Выставка. Подведение итогов
Цель – подведение итогов, анализ деятельности.
Теоретические сведения: обобщающая беседа. Что нравиться на занятиях. Чему мы научились за этот учебный год. Работы, представленные на итоговую мини-выставку (отбор по желанию и после обсуждения). Почему их можно назвать лучшими. Какие из работ кружковцев нравятся и почему.
Практическая работа: выставка работ, подведение итогов, вручение грамот.
Оборудование и материалы: лучшие детские работы.