Анна Кругликова
План-конспект педагогического мероприятия «Библиотерапевтическая беседа с родителями «От Гадкого утенка к Прекрасному лебедю»
В литературе писатель имеет право
рассчитывать на более активное соучастие
читателя, на понимание ассоциаций
неожиданных и далеких …
Д. Гранин
Название педагогического мероприятия: «Библиотерапевтическая беседа с родителями на тему: «От Гадкого утенка к Прекрасному лебедю».
Автор-разработчик, ведущий: педагог-психолог МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» Кругликова Анна Юрьевна
Участники: родители воспитанников группы компенсирующей направленности «Звездочка» для детей с заиканием.
Место проведения: музыкальный зал детского сада «Здоровый ребенок», г. Таганрог.
Публикация «План-конспект педагогического мероприятия „Библиотерапевтическая беседа с родителями „От Гадкого утенка к Прекрасному лебедю“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лебедь. Все о лебедях
- Лебедь. Конспекты занятий
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Утки, утята
- «Гадкий утенок» Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Форма проведения: библиотерапевтическая беседа как вариант психотерапевтической беседы в семейной групповой логопсихотерапии.
Цель мероприятия: вовлечение родителей воспитанников в единое коррекционно-образовательное пространство семейной групповой логопсихотерапии средствами библиотерапии и создание условий для гармонизация детско-родительских отношений как фактора преодоления заикания у детей.
Задачи:
1. Способствовать организации диалогического пространства в круге и партнерских отношений с родителями воспитанников группы, побуждая их к проявлению мнений, отношений, установок, эмоциональных реакций.
2. Привлечь родителей к совместному обсуждению сказки Г. -Х. Андерсена «Гадкий утенок», формируя у них равноправную позицию в общении, готовность к сотрудничеству с педагогами детского сада в интересах своего ребенка.
3. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах оказания помощи своему ребенку за счет понимания своего отношения к нему, его речевому нарушению, к ходу и результатам коррекции.
4. Создать атмосферу взаимного безусловного принятия, поддержки и защиты каждого родителя как условия повышения педагогической культуры общения, их творческого самовыражения и активной самореализации как субъектов коррекционно-образовательного процесса.
5. Формировать активный родительский коллектив на принципах доверительности общения, взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодействия.
Ход педагогического мероприятия – библиотерапевтической беседы:
1. Подготовка мероприятия:
1) выполнение родителями библиотерапевтического задания 1 – чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» и написание эмоционального письменного отклика на прочитанное произведение;
2) анализ психологом эмоциональных письменных откликов родителей;
3) разработка плана-конспекта психотерапевтической беседы;
4) создание презентаций для организации библиотерапевтического этапа и психотерапевтической беседы по сказке «Гадкий утенок».
2. Материалы и оборудование:
– расстановка в музыкальном зале стульев по кругу и стола для материалов;
– подготовка чистых листов А 4, ручек, памяток для работы в кругу (по количеству родителей);
– размещение медиаоборудования (экран, подставка, ноутбук) и электронного носителя с презентациями;
– доска с маркерами для ведения структуры беседы;
– выставка книг «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсена.
3. Организация педагогического мероприятия:
Основные принципы организации беседы:
1) создание атмосферы, способствующей выражению эмоций и чувств родителей, снятию негативных психических состояний, психологическая поддержка;
2) установление контакта с равноправием позиций; построение диалога с признанием права на сопротивление;
3) безоценочное, доброжелательное и поддерживающее отношение к группе родителей и каждому участнику;
4) предоставление родителям активной роли, включающей право на собственные мнения, позиции, интерпретации;
5) конфиденциальность.
Технология организации библиотерапевтической беседы:
1. Общее приветствие и высказывания по кругу о текущем эмоциональном состоянии.
2. Напоминание правил общения в круге:
• активное участие, эмоциональная включенность в процесс беседы;
• соблюдение норм диалогического общения (обращаться по имени, соблюдать визуальный контакт с группой, использовать Я-высказывания, поддерживать режим слушания – говорения, не перебивать, не отвлекаться на посторонние темы);
• соблюдение «речевого режима»: правила дубового стиля произношения;
• безусловное принятие мнения каждого, возражения высказываются корректно, начиная с союза «и», а не «но».
3. Знакомство с выставкой книг для запуска приема «опрокидывание памяти в прошлое», вопросы: Вспомните свою книгу «Гадкий утенок», как она пришла к Вам, помните ли Вы, кто, когда и в каких условиях читал Вам эту сказку, какие чувства сопровождали чтение.
4. Структурирование беседы вопросами:
– С какими чувствами Вы читали сказку, когда стали взрослыми?
– Как теперь Вы воспринимаете сказку?
– Как Вы думаете, для чего Вам предлагается прочесть эту сказку в процессе нашей работы?
– Помните ли Вы, что писали в своих откликах на это произведение?
– О чем, по-Вашему, сказка «Гадкий утенок»?
– Какие важные для нас и наших детей темы Вы могли бы выделить в содержании этой сказки?
В ходе обсуждения темы поощряются личностные высказывания родителей (Я-высказывания, осознавание ими личного опыта, предъявление собственных чувств и принятие чужих, искренность, доверие, взаимоуважение.
5. Упражнение «Утенок на птичьем дворе», цель которого – осознание на внутреннем телесном и эмоциональном уровне, как формируется комплекс «Гадкого утенка». Это упражнение дается и детям в ходе сказкотерапевтического занятия «Гадкий утенок и Птичий двор».
Организация упражнения. Родители размещаются на свободном от стульев месте, выбирается Гадкий утенок, остальные родители – представители птичьего двора. Гадкий утенок в центре, остальные произвольно перемещаются вокруг него и по очереди с определенной интонацией говорят фразы:
Какой ты безобразный! Ты – не такой, как все! Ты такой большой и странный! Тебе надо задать хорошенько! Хоть бы кошка утащила тебя! Мы не любим тебя! Не вздумай породниться с нами! Не суйся к нам со своим мнением! Ты хуже всех!
Обмен чувствами: по окончании упражнения родителю, исполняющему роль Гадкого утенка, предлагается поделиться теми чувствами, которые он испытывал, слушая чужие высказывания. Родителям в роли представителей птичьего двора также предлагается поделиться чувствами.
6. Анализ психологического комплекса на всех уровнях: тела, эмоций и поведения. Родителям предлагается прописать, какие негативные установки звучат в содержании этого комплекса (записи делают родители по очереди на доске).
– В чем заключается «комплекс Гадкого утенка»? Как он формируется?
– Есть ли такой комплекс у Вас, у Вашего ребенка?
– Какие же ошибки делаем мы, родители, невольно формируя этот комплекс?
– Что будет препятствовать его формированию?
– Как бы Вы назвали противоположный комплекс?
Родителям предлагается прописать, какие позитивные установки противостоят формированию комплекса «Гадкий утенок» (родители вновь делают записи по очереди на доске).
Пример сравнения негативных и позитивных установок на доске
Установки Гадкого утенка
Ты не такой, как все
Ты хуже всех
Ты слаб, ты плох
Ты ничего не умеешь
Ты не уверен в себе
Ты робок и застенчив
Ты обречен на страдания и неудачи
Из тебя ничего никогда не получится
Ты неудачник
Ты чужой для всех
Ты не умеешь постоять за себя
Ты должен довольствоваться малым
Успех не для тебя
Ты не заслуживаешь похвалы, добрых слов.
Ты лишен талантов
Установки Прекрасного Лебедя
Ты уверенный
Ты неповторимый
Ты лучший
Ты сильный
Ты молодец
Ты способен на многое
Ты заслуживаешь успеха в жизни
Ты имеешь право на лучшее
Ты можешь постоять за себя
Ты готов к большим свершениям
Ты талантлив
Ты неограничен в своих возможностях
Ты успешен
Ты заслуживаешь успеха в любом деле, которым занимаешься
Ты талантлив
7. Завершение беседы:
– В сказке «Гадкий утенок» стал чудесным и прекрасным лебедем. Как Вы думаете, возможно ли такое чудо в жизни?
– Готовы ли Вы совершить его вместе с детьми уже сейчас?
– Есть ли пусть небольшие изменения лично в Вас за это время?
– Какие изменения в детях Вы уже заметили за прошедший период?
– Что Вы хотите сказать в завершение обсуждения сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»?
8. Подведение итогов ведущим беседы.
Тезисы итогов:
– Значимость влияния родителей на дошкольников в детстве, в формировании у детей психологических установок – негативных и позитивных.
– Роль негативных убеждений в формировании комплекса Гадкого утенка, особенно у заикающихся детей.
– Условия, формирующие позитивные установки и способствующие чудесным превращениям в жизни детей. Необходимость фиксировать позитивные изменения у детей посредством похвалы, поощрения, советов и эмоциональной поддержки.
Выражение благодарности родителям за активное участие в беседе, готовность делиться своим опытом.
Предложение выразить благодарность себе за сегодняшний вклад в собственное развитие ради своего ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для подготовки педагогического мероприятия
1. Карпова Н. Л., Лейтес Н. С. Библиопсихология и библиотерапия в образовании, воспитании и коррекции / Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия. – М., 2015. – С. 175-180.
2. Кругликова А. Ю. Психотерапевтические беседы как форма повышения психологической компетентности семьи, воспитывающей ребенка с заиканием // Психолого-педагогическое образование родителей: история, современность, перспективы: мат. Всерос. научно-практич. конф. – Ростов н/Д. : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ, 2017. – С. 171-176.
3. Кругликова А. Ю. Художественная литература в инклюзивной образовательной практике // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования детей и молодежи: материалы IV-й Международной научно-практической конференции Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)» 28 февраля 2020 г. [Электронный ресурс] – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. – С. 208-213.
4. Кругликова А. Ю., Полякова А. С., Крымова Ю. В. Родители как субъекты семейного и индивидуального чтения в дошкольной группе семейной логопсихотерапии // Психодидактика современного учебника: преемственность, традиция и вектор развития», Москва, Мнемозина, 2019. – С. 229-237.
5. Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством / под ред. Н. Л. Карповой. – 2-е издание. – М. : Смысл, 2021. – 223 с.