Хайруллина Ольга Викториновна
Видео и план-конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе «Человек и море»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела :
Воспитатель Хайруллина О. В
Март 2018г.
Цель: Формировать у детей первоначальные представления о подводном мире,
о значении мирового океана.
Знакомить с профессиями, связанными с морем (моряков, рыбаков, водолазов,
подводников); обогащать представления о разных видах кораблей (в том числе
и подводных, свойствах воды и воздуха.
Задачи:
Образовательные.
Дать понятие о профессиях людей, работающих в море.
Публикация «Видео и план-конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе „Человек и море“» размещена в разделах
- Видео
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Расширить представления детей об обитателях морей и океанов.
Систематизировать представления детей о видах морского транспорта.
Формировать представления детей о значимости полезных ископаемых
и морских ценностях в жизни человека.
Развивающие.
Развивать долговременную память.
Развивать наглядно – образное, словесно – логическое мышление.
Развивать пространственные представления (умение пользоваться картой,
глобусом).
Расширять и активизировать речевой запас детей.
Расширять координацию детей.
Развивать мелкую моторику.
Развивать экологические навыки детей.
Воспитательные.
Воспитывать чувство радостного удивления, чувство путешественника и
исследователя.
Умение работать в парах и команде.
Воспитывать интерес к профессиям людей, связанных с морем.
Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа.
Знакомство с писателем С. В. Сахарновым и его рассказами о природе.
Чтение познавательных рассказов Н. Сладкова и И. Акимушкина о подводном
мире.
Рассматривание иллюстраций, фотографий из альбомов, атласов. Активизация
представлений детей о подводном мире, водолазах и аквалангистах на
занятиях художественного творчества.
Знакомство с творчеством художника – мариниста И. К. Айвазовского.
Конструирование, с помощью палочек Кюизенера, моделей морского
транспорта.
Приоритетные образовательные области.
Познание.
Коммуникация.
Социализация.
Художественная литература.
Здоровье.
Художественное творчество.
Музыка.
Виды деятельности.
Игровая.
Коммуникативная.
Двигательная.
Познавательно – исследовательская.
Музыкально – художественная.
Оборудование, материалы, инструмент.
Картинки с изображением водолаза и аквалангиста; кораблей (рыболовное
судно, пассажирский лайнер, военный авианосец, пограничный катер, плот,
ледокол и т. д.); 4 небольшие прозрачные пластиковые бутылки, 2 глубоких
тазика с водой; упаковки морепродуктов (морская капуста, креветки крабы,
замороженная рыба и т. д.); глобус, карта России, мира; аудиозапись звуков
моря; детские музыкально – шумовые инструменты.
Для индивидуальной работы песок и мелкие игрушки, трафареты морских
обитателей, картинки для раскрашивания.
Ход НОД.
(Дети находятся в центре игрового помещения).
Воспитатель: Ребята, кто сегодня пойдёт в бассейн?
Вы уже умеете плавать? А кто научился нырять? А кто из вас помнит
первое ваше упражнение «поплавок».
(Дети показывают).
Что необходимо людям делать, когда они ныряют, опускаются под воду?
(Сначала вдохнуть побольше воздуха, затем зажать нос
и не дышать).
Почему нужно так себя вести?
(Дети садятся за стол).
Обсуждение с детьми.
(Вода может попасть внутрь человека и он может захлебнуться).
Воспитатель: Как долго человек может находиться под водой и не дышать?
Как сделать так, чтобы человек мог находиться под водой дольше?
(Воспитатель подводит к выводу о том, что для того,
чтобы дольше находиться под водой, человек придумал
специальные костюмы и снаряжение.
Воспитатель читает детям стихотворение.)
Тим Собакин «Водолаз».
Дядя Саша –
морской водолаз –
лазил в воду
2000 раз!
Но всегда,
избегая воды,
он сухим
выходил из воды.
Поднимался на борт
Александр –
и снимал
водолазный скафандр.
(Воспитатель уточняет один ли это человек дядя
Саша и Александр.
Затем идёт показ картинки с изображением водолаза
и обсуждение, как дышит водолаз под водой).
Игра «Сравни два костюма».
(Перед детьми картинка водолаза в снаряжении и объёмная
детская игрушка – космонавт в специальном костюме).
Воспитатель: Водолазу с корабля подают по специальному шлангу воздух прямо
в скафандр. Костюм у него очень тяжёлый. Он должен хорошо защищать
человека, в него не должна проникать вода.
(Рассказ воспитателя об особенностях снаряжения
водолаза – ботинки, подвешенный груз, связь и т. д.)
Есть такое выражение «выходить сухим из воды». Можно ли так
сказать про водолаза?
(Рассуждения детей).
А про других людей? Что это означает?
(Значит избежать неприятностей в трудной ситуации)
А давайте представим, что наш экипированный водолаз идёт по суше.
Каким из музыкально – шумовых инструментом вы бы изобразили его
шаги. Шаги будут какие? Тяжёлые, лёгкие?
(Рассуждение детей и выбор инструмента).
(Ребёнок, выбрав инструмент, имитирует шаги).
Воспитатель: Какой инструмент можно ещё добавить?
(Выбрав инструменты дети играют вместе).
А теперь простучите, пожалуйста, сколько слогов в этом слове.
(Выкладывается слово на доске).
(Похвалить и поговорить, что было слышно в этом
ансамбле).
Ребята, послушайте, пожалуйста, музыку слова во-до-лаз и подумайте
какие слова вы слышите.
(Рассуждение детей).
Воспитатель: Ребята, существует ещё один вид одежды (снаряжения, костюма,
экипировки) для плавания под водой. Это более легкий костюм.
Одевается непроницаемый комбинезон, специальные очки, перчатки,
на ноги ласты, а на спину вешается акваланг, как ваш рюкзак.
Из акваланга по трубочке поступает воздух и ныряльщик может
находится под водой долгое время.
Сейчас мы с вами посмотрим коротенький фильм.
Вы увидите не только аквалангиста в полном снаряжении,
не только морских обитателей, но и дружбу между ними.
(Показ видео).
Воспитатель: Вам понравилось кино? А что понравилось больше?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, на чём ещё можно путешествовать, перемещаться по морю?
(Воспитатель вспоминает вместе с детьми, какие разные корабли они
знают. Рассматривают картинки на стенде. Рассуждают для чего
нужны эти корабли и как их используют. Вспоминают и рассматривают
фотографии детского конструирования из палочек Кюизенера по теме:
«Вооружение флота России»).
Воспитатель: Какие вы знаете корабли, которые могут плавать под водой?
(Батискаф, подводная лодка). (Проводится небольшой опыт).
Описание опыта. В тазики с водой опускаются 4 небольшие пластиковые бутылки
с разным количеством воды внутри каждой из них:
в 1- воды нет совсем,
4- заполнена полностью.
В каждый тазик опускаются по две бутылки.
Дети наблюдают, какая бутылка плавает на поверхности,
какая опустилась на самое дно).
Вывод. Чем больше лёгкого воздуха в бутылке, тем ближе к поверхности
воды плавает бутылка, чем больше воды и меньше воздуха – тем
ниже, ближе ко дну плавает бутылка.
Воспитатель: Так же устроена подводная лодка: стенки у лодки двойные, и
пространство между ними может быть заполнено либо водой,
либо воздухом. Когда между стенками больше воды лодка –
опускается на дно, когда больше воздуха лодка – всплывает. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, чтобы управлять такими кораблями каким
должен быть человек, что он должен уметь, знать?
( Высказывание детей: смелым, умным, сильным).
Воспитатель: Необходимо много читать, многим интересоваться, хорошо учиться
в школе, обязательно закаляться, быть сильным и здоровым.
А ещё, ребята, необходимо научиться дружить, уметь прийти на
помощь товарищу, уметь дружно вместе выполнять важные для
жизни корабля и всего экипажа дела.
(Если позволяет время провести игру «Я – мои друзья»).
Воспитатель: Ребята, а помимо того, что по морю можно путешествовать,
перемещаться из одного места в другое, чем ещё полезно море,
что оно даёт человеку?
Вы знаете, что моря и океаны – это кладовая с разными
сокровищами.
(Рассуждение детей).
Воспитатель: Я приглашаю вас на экскурсию в магазин.
(Все подходят к выставке различных морских даров –
это и морепродукты, и ювелирные украшения, и
фармацевтическая продукция).
Воспитатель: Знаете ли вы что здесь находится? Пробовали ли такую еду?
(Рассказы детей. Воспитатель помогает объяснить и подсказать
о каждом предмете, присутствующем на выставки.
Это жемчуг, кораллы, соль, рыбная и аптечная продукция).
(Дети рассаживаются по местам).
Воспитатель: Ребята, у нас на выставке есть вот такой непримечательный
пакетик. Катя, прочитай, пожалуйста, что на нём написано?
Агар-агар - это вещество получают из морских водорослей -
благодаря ему жидкий сироп превратился в густое твёрдое
желе. И мы можем лакомиться продуктом под названием
мармелад.
(Все угощаются мармеладом).
Воспитатель: Ребята, что вам сегодня больше запомнилось?
Что поразило? Восхитило?
(Воспитатель благодарит детей, отмечает особенно
активных и предлагает самостоятельно поиграть
в игру «Рыбная ловля»).
Отдельные задания, по необходимости, для Стёпы З. и Кати Г.
1. Игра «Кладоискатель» с песком, мелкими морскими животными и камушками.
2. Игра «Собери рыбку». (С помощью заготовленных
трафаретов).
3. Игра «Создай свой кораблик». (С помощью образца
рядом нарисовать кораблик по своему представлению
или раскрасить образец).
Список литературы:
1. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Под ред. Л. А. Парамоновой.
М. : ОЛМА Медиа Групп, 2015г.
2. Великие художники. И. К. Айвазовский. ООО «Издательство «Директ-Медиа».
3. С. В. Сахарнов. «Рыбные страсти» М. : ЭНАС-КНИГА, 2012.
4. Видео «Аквалангист и морской котик стали лучшими друзьями» :
ttps ://vk.com/video342508210_456239018
5. Фотографии «Водолазный костюм». Яндекс картинки.
6. Почемучка. «Педагогика – Пресс», 1996.
Редакционная коллегия: А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик.
7.«Кто работает под водой». Издательство «Малыш» 1987. С. Сахарнов.
8. Водный транспорт. Наглядно – дидактическое пособие. «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2003.
9. Художественная литература для детей 5-7 лет. Методическое пособие. Творческий центр
СФЕРА,2013. Т. И. Алиева, Н. Е. Васюкова.