Папки-передвижки

План-конспект открытого занятия творческого объединения «Народный танец. Элементы кубанского танца»

Ирина Чандола
План-конспект открытого занятия творческого объединения «Народный танец. Элементы кубанского танца»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Динской район

«Центр творчества»

План-конспект

открытого занятия творческого объединения

«Росинка»

«Народный танец. Элементы кубанского танца»

педагог дополнительного образования

Публикация «План-конспект открытого занятия творческого объединения „Народный танец, Элементы кубанского танца“» размещена в разделах

Чандола Ирина Петровна

ст. Динская 2018 г.

Пояснительная записка

Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Танец сопровождал все события в жизни человека. Древний человек танцевал, выражая свои эмоции. Танец вызывал приятные чувства. Искусство танца, созданное народом формировалось на протяжении многих веков. Рожденный из жизни, народный танец возник как необходимая потребность проявления чувств. Он несет большую жизненную энергию, воплощенную в художественных формах. В настоящее время народный танец превратился в массовую форму самодеятельного творчества, продолжая быть душой каждого народного праздника.

Развитие танцевальной культуры Кубани – яркий пример синтеза разнонациональных элементов, взаимопроникновения пластики, техники танцев русских, украинцев, народов Северного Кавказа. Народное творчество Краснодарского края планово и разнообразно. Глубоко уходя корнями в казачью вольницу Запорожской Сечи, на землях Кубани оно приобрело свою самобытность неповторимость. Кубанские традиции кубанского казачества стали первоосновой современного народного творчества. Поэтому очень важно именно в детстве привить ребенку любовь к творчеству, традициям кубанского казачества.

Тема занятия : «Народный танец. Элементы кубанского танца»

Цели и задачи занятия :

- разучивание движений в характере кубанского танца;

- повторение и отработка изученных комбинаций (экзерсис у станка);

- развитие чувства ритма и понимание музыки;

- воспитание бережного отношения к искусству народного танца, к традициям кубанской культуры.

Тип занятия : усвоение новых знаний.

Занятие проводится в группе 3 года обучения – заключительный год обучения первой ступени «Подготовительной» (1-3 год об., где обучение предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев, знакомство с работой по развитию актёрского мастерства и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. Этим этапом завершается базовое танцевальное обучение для некоторых категорий детей. Дети, которые проявили интерес и способности к отдельным хореографическим жанрам, изъявили желание продолжить своё образование, могут перейти на вторую ступень обучения. Количество обучающихся в группе – 12 человек (Сан Пин).

Занятие проводятся в хорошо освещенном, с вентиляцией и оптимальным тепловым режимом танцевальном зале, оборудованном станком, зеркалами. На занятиях хореографии к форме обучающихся предъявляются следующие требования:

- девочки: хореографический купальник, танцевальные туфли черного цвета, юбка и носочки белого цвета. Волосы убраны в пучок;

-мальчики: футболка белого цвета, штаны и сапоги черные.

На занятии используются технические средства обучения: магнитофон, мультимедийная техника, баян, аудиозаписи обеспечивающие музыкальное сопровождение, видеозаписи, обеспечивающие просмотр танцевальных элементов, танцев.

Концертмейстер, зная специфику хореографии, методы ее преподавания, терминологию, прислушиваясь к указаниям педагога, выступает неотъемлемым участником учебного и творческого процесса, помогая выработать у обучающихся осознанное отношение к музыкальному произведению, умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

Занятие имеет следующую структуру: вводная часть, основная, практическая, заключительная части. В вводную часть входит организационный момент (построение, поклон) и сообщение темы занятия. Основная часть включает вводную беседу, просмотр видеоматериала, показ кубанской плясовой «Варенька» в исполнении воспитанников старшей группы творческого объединения «Росинка». Практическая часть содержит учебно-тренировочные упражнения, изучение движений в характере кубанского танца «Варенька». В заключительную часть входит подведение итогов, вручение дисков с записью танцев Кубанского казачьего хора, поклон.

В ходе занятия применяются традиционные методы обучения:

- Словесные методы обучения. С их помощью решаются различные задачи: раскрываются традиции кубанской культуры, содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. В ходе применения словесных методов используются такие приемы, как: постановка вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др., обсуждения ответов и мнений обучающихся, приемы формулирования выводов из беседы, активизация внимания, приемы сравнения, сопоставления, выделения главного. Беседа, проводимая на занятии, соответствуют возрасту и степени развития детей.

- Наглядные методы способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению обучающимися программы курса обучения, повышают интерес к изучаемым упражнениям (показ упражнений, демонстрация видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков). Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Наглядные методы обучения сочетаются со словесными методами. Наглядные средства служат подтверждением и конкретизацией словесных сообщений педагога.

- Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнений предшествует инструктивное пояснение педагога. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков выполнения упражнений.

Каждый из методов организации учебной деятельности обладает не только обучающим, но и мотивационным воздействием. Реализуется стимулирующе-мотивационная функция всех методов обучения. Функция стимулирования на протяжении всего занятия выходит на первый план.

Использование на занятии технических средств обучения позволяет активизировать познавательную деятельность, осуществить дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями, усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала.

Программой предусмотрено, что воспитанники старших групп могут выступать в роли репетиторов в младших группах, что способствует не только общению, но и дает возможность для развития моральных и волевых качеств детей, позволяет старшим детям попробовать себя в роли руководителя. На этом занятии частично выполняется предписание программой, так как воспитанники старшей группы выступают в роли «примера - образа для подражания» младших воспитанников, показывая кубанскую плясовую «Варенька».

С помощью применения перечисленных методов, приемов, форм, средств обучения создаются оптимальные условия для достижения эффективности занятия, поставленных целей и задач, развития творческого потенциала обучающихся.

План-конспект занятия

творческого объединения «Росинка»

Тема занятия : «Народный танец. Элементы кубанского танца»

Тип занятия : Комбинированное занятие. Усвоение новых знаний.

Цели и задачи занятия :

• Знакомство с культурой и традициями Кубани : разучивание движений в характере кубанского танца.

• Воспитание бережного отношения к искусству народного танца, к традициям кубанской культуры.

• Развитие чувства ритма и понимание музыки

• Повторение и отработка изученных комбинаций (экзерсис у станка).

Оборудование:

• Хореографические станки и зеркала.

• Музыкальный центр, музыкальные инструменты.

• Телевизор, DVD.

Литература:

Игорь Моисеев «Танцы народов мира», Климов А. «Основы русского народного танца», Надеждина Н. «Русские танцы», Ткаченко Т. «Народные танцы», опыт работы В. Г. Захарченко, Николай Кубарь.

Ход занятия:

1. Организационная часть:

1.1. вход в класс – приветствие обучающихся - поклон.

1.2. сообщение темы и цели занятия;

2. Основная часть

2.1. вступительная беседа

2.2. просмотр видеоматериала (танец в исполнении Кубанского казачьего хора).

3. Практическая часть

3. 1 Разминка по кругу: русские ходы: простой шаг с носка, переменный шаг («акцент ноги вперед», «акцент ноги назад», академический шаг, припадание с правой ноги, с левой ноги, припадание шаги сдвоенным ударом с правой и с левой ноги, шаги через пружинку с ударом каблучком, переменный шаг на полупальцах (акцент ноги назад и с подъемом ноги до колена вперед, переменный шаг с каблука, трилистник с притопом (с правой и с левой ноги, трилистник подряд, три шага удар, три шага сдвоенный удар акцент вниз, шаги с ударами на подскоке, каблучки подряд «горох», бег «ножницы» вперед, назад, три бега на четвертый соскок, три бега на четвертый «молоточек», молоточки подряд с руками.

3.2. Работа у станка:

1) Комбинация demi end grand plies в характере кубанского танца

2) Комбинация battment tendu в характере белорусского танца

3) Комбинация battment tendu jete в характере итальянского танца

4) Комбинация «каблучный» battment в характере закарпатского танца

5) Комбинация rond de jamb par terre в характере татарского танца.

6) Комбинация «подготовка к веревочке» в характере украинского танца.

7) Комбинация «подготовка к чечетке» в характере матросского танца «Яблочко».

8) Комбинация «дробные выстукивания» в характере русского танца.

9) Комбинация adagio в характере молдавского танца.

10) Комбинация grand battements jete в характере цыганского танца.

3.3. Работа на середине:

port de bras в народном танце,

1) Дробные движения: дробные выстукивания, триоли, «ключ» в такт, «ключ» из-за такта. Простая дробь на месте, тройная дробь на месте и с продвижением вперед. Комбинации веревочки, вращения.

2) Работа над мужскими движениями: присядки по I прямой и I открытой позициям, с выносом ноги на каблук, с выносом ноги на воздух, «мячик», шаги «метелочка», присядка в разножку во II позицию.

3.4 Просмотр кубанской плясовой «Варенька»

в исполнении воспитанников старшей группы творческого объединения «Росинка».

3.5. Изучение движений в характере кубанского танца «Варенька» :

1) основной ход танца;

2) положение рук в танце девочек, мальчиков

3) дробный шаг;

4) па де баск;

5) моталочка с ковырялочкой в повороте;

6) присядка по первой позиции с выносом ноги на воздух.

4. Заключительная часть.

4.1 заключительное слово.

4.2 вручение подарка каждому воспитаннику (диск Кубанского казачьего хора).

4.3 поклон.

4.4 уборка зала.

Ход занятия

1. Организационная часть

1. 1. Под музыкальное сопровождение концертмейстера ребята входят в класс, выстраиваются в две линии и делают поклон-приветствие педагогу и концертмейстеру в характере кубанского танца.

Педагог: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение кубанского поэта Виктора Подкопаева, а вы его внимательно послушайте.

Даль степей сквозная,

Гор размах орлиный-

Сторона родная,

Край наш тополиный!

Ты весной чудесен,

Цветами щедр, как в сказке,

Край хлебов и песен –

Край наш Краснодарский.

Педагог: Как выдумаете, почему я вам прочитала именно это стихотворение?

Дети: Потому что, мы живем в Краснодарском крае.

Педагог: Правильно, и край наш славится не только природными ресурсами, но и богатыми народными традициями. И сегодня у нас занятие народного танца. Я хочу ближе познакомить вас с культурой и традициями Кубани, в частности с кубанскими казачьими плясками. Как и на каждом занятии, мы будем учиться слышать и понимать музыку, красиво двигаться и грамотно исполнять движения, повторять старые и изучать новые движения народного танца. «Танцевать много и хорошо» - это должно стать девизом нашего коллектива!

2. Основная часть

2.1. Педагог: Искусство танца, созданное народом, формировалось на протяжении многих веков. Рождённый из жизни, народный танец возник как необходимая потребность проявления чувств. В настоящее время народный танец превратился в массовую форму самодеятельного творчества, продолжая быть душой каждого народного праздника.

Народное творчество Краснодарского края разнообразно. Глубоко уходя корнями в казачью вольницу Запорожской Сечи, на землях Кубани оно приобрело свою самобытность и неповторимость. Культурные традиции кубанского казачества стали первоосновой современного народного творчества. Положение края, происходившие здесь исторические события, способствовали обогащению народного искусства национальными традициями других народов, появлению новых видов, жанров и форм на основе традиционной культуры кубанских казаков.

Песенная и танцевальная культура кубанских казаков является самобытнейшей ветвью славянской культуры (русской и украинской, которая во взаимодействии с экзотической и щедрой природой Кавказа и культурой кавказских народов обрела свои неповторимые черты.

Развитие танцевальной культуры Кубани - яркий пример синтеза разнонациональных элементов, взаимопроникновения пластики, техники танцев русских, украинцев, народов Северного Кавказа. Хозяйственно-бытовой уклад, военизированные условия жизни казаков способствовали формированию особой пластики, манеры исполнения, подчёркивающих искромётную удаль, боевой дух мужского танца.

Поэтому лучшим примером исполнения кубанских казачьих плясок будут танцы Кубанского казачьего хора. Государственный академический Кубанский казачий хор – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Уровень мастерства Кубанского казачьего хора признан во всем мире, что подтверждается многочисленными концертами, переполненными залами и положительными отзывами.

2.2. Педагог: И сейчас я вам предлагаю посмотреть кубанский казачий пляс из репертуара танцевальной группы Кубанского казачьего хора.

Просмотр видео, во время просмотра педагог обращает внимание на характер танца, чёткость и правильность движений и трюковых элементов, положение рук, эмоциональное исполнение, живость, яркость, мощь и красоту, колорит.

Педагог: Ребята, вам понравилось?

Дети: Да.

Педагог: А вы хотели бы так танцевать?

Дети: Конечно.

Педагог: Но что для этого нужно?

Дети: Стараться, трудиться, не пропускать занятия и т. д.

Педагог: Правильно, упорные старания, постоянные репетиции, занятия у станка по классическому и народному танцам, не останавливаться на достигнутом и стремиться к лучшему.

Поэтому мы начинаем практическую часть нашего занятия : разминка, экзерсис у станка и работу на середине, без чего просто невозможно представить работу хореографа, т. к. именно ежедневные тренировки у станка вырабатывают правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

3. Практическая часть

Педагог: Ребята, встали по кругу, мы начинаем разминку.

(под музыкальное сопровождение воспитанники становятся по кругу и начинают разминку с простых медленных шагов и по нарастанию темпа заканчивают беговыми движениями). Используемые музыкальные произведения: «Утушка луговая», «Калинка», «Брыньковский казачок», «Трава-муравушка», «Ой, калина», «Светит месяц», «Русская плясовая», «Коробейники».

3. 1 Разминка по кругу:

простой шаг с носка, переменный шаг («акцент ноги вперед», «акцент ноги назад», академический шаг, припадание с правой ноги, с левой ноги, припадание шаги сдвоенным ударом с правой и с левой ноги, шаги через пружинку с ударом каблучком, переменный шаг на полупальцах (акцент ноги назад и с подъемом ноги до колена вперед, переменный шаг с каблука, трилистник с притопом (с правой и с левой ноги, трилистник подряд, три шага удар, три шага сдвоенный удар акцент вниз, шаги с ударами на подскоке, каблучки подряд «горох», бег «ножницы» вперед, назад, три бега на четвертый соскок, три бега на четвертый «молоточек», молоточки подряд с руками.

(упражнение на восстановление дыхания, подход к станку)

3. 2 Работа у станка:

Педагог: Ребята, подходим к станку, левая рука на палке, исходное положение 6-я позиция, правая рука вдоль корпуса.

1)Комбинация demi end grand plies в характере кубанского танца (муз. сопровождение «Улица, ты улица, широкая», 2/4)

2)Комбинация battment tendu в характере белорусского танца (муз. сопровождение белорусский танец «Бульба»,2/4)

3)Комбинация battment tendu jete в характере итальянского танца (муз. сопровождение итальянский танец «Тарантелла», 2/4)

4)Комбинация «каблучный» battment в характере закарпатского танца (муз. сопровождение закарпатский танец «Верховина»,2/4)

5)Комбинация rond de jamb par terre в характере татарского танца. (муз. сопровождение «Татарочка», 2/4)

6)Комбинация «подготовка к веревочке» в характере украинского танца (муз. сопровождение украинский танец «Гопак», 2/4)

7)Комбинация «подготовка к чечетке» в характере матросского танца «Яблочко» (муз. сопровождение матросский танец «Яблочко», 2/4)

8)Комбинация «дробные выстукивания» в характере русского танца (муз. сопровождение «Ах, вы сени», 2/4)

9)Комбинация adagio в характере молдавского танца (муз. сопровождение молдавский танец «Сырба-Молдова», 2/4)

10)Комбинация grand battements jete в характере цыганского танца (муз. сопровождение «Цыганская венгерка», 2/4)

3.3. Работа на середине:

Под музыкальное сопровождение «Белолица-круглолица» выход на середину и Port de bras в народном танце.

Под музыкальное сопровождение «Русская пляска» комбинации веревочки.

Под музыкальное сопровождение «Кубанская плясовая» дробные выстукивания: «ключ» в такт, «ключ» из-за такта, простая дробь на месте, тройная дробь на месте и с продвижением вперед, «триоли».

Под музыкальное сопровождение «Барыня» работа над мужскими движениями: присядки по I прямой и I открытой позициям, с выносом ноги на каблук, с выносом ноги на воздух, «мячик», шаги «метелочка», присядка в разножку во II позицию.

Под музыкальное сопровождение «Карабейники» хлопушки: по бедру, по голенищу сапог, комбинация.

Педагог: Ребята, в начале занятия мы посмотрели казачью пляску в исполнении Кубанского казачьего хора, для нас это пример для подражания, и вы уже поняли, что сегодня мы начали изучение культуры и традиций Кубани, а значит и танцевальных движений в характере кубанского танца. Скажите, а в репертуаре старшей группы нашего коллектива есть кубанская пляска?

Дети: Да, это кубанская плясовая «Варенька».

Педагог: Правильно! И сегодня ребята пришли к нам на занятие, чтобы поделиться своими знаниями и показать каких результатов добились они в исполнении этого танца. В каждом хореографическом ансамбле существует правило передавать наиболее удачные танцы из поколения в поколение, т. е. старшие воспитанники выпускаются, на их место приходят младшие. Поэтому ребята пришли к вам поделиться своими умениями, так как мы приступаем к изучению кубанской плясовой «Варенька».

3.4 Просмотр кубанской плясовой «Варенька»

в исполнении воспитанников старшей группы творческого объединения «Росинка» (под фонограмму, в танцевальных костюмах, ребята исполняют танец).

3.5. Изучение движений в характере кубанского танца «Варенька» :

Педагог: Итак, приступаем к изучению движений кубанской плясовой «Варенька», встали в две линии лицом к зеркалу изучение:

1) положения рук в танце девочек, мальчиков;

2) основной ход танца (изучается по кругу);

3) дробный шаг (изучается по кругу);

4) па де баск (изучается лицом к зеркалу);

5) моталочка с ковырялочкой в повороте (изучается в продвижении по диагонали);

6) присядка по первой позиции с выносом ноги на воздух.

5 Заключительная часть.

4.1 Заключительное слово.

Педагог: Ребята, сегодня у нас было первое знакомство с культурой и традициями нашего края. Впереди у нас много работы: разучивание кубанской плясовой «Варенька», разводка нового танца в кубанском характере. Потому, что изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков. Я хочу, чтобы вы сохраняли народные традиции и культуру нашего края, которые станут духовной опорой вашего нравственного и национального сознания. Я надеюсь, что ваше подрастающее поколение будет достойной сменой хранителей и собирателей народной танцевальной культуры народов Кубани и укрепит авторитет народной культуры в глазах нашего общества.

4.2 Вручение подарка каждому воспитаннику.

Педагог: А сейчас я хочу каждому подарить диск с концертом Государственного Кубанского казачьего хора, чтобы вы смотрели и учились, как нужно танцевать, к чему нужно стремиться и пусть он послужит маленьким путеводителем в достижении ваших целей.

4.3 Поклон.

Педагог: Ребята, наше занятие окончено, встали в две линии лицом к зеркалу на поклон. (Под музыкальное сопровождение «Белолица-круглолица», ребята делают поклон и выходят из танцевального зала)

4.4 Проветривание и влажная уборка зала.

Использованные материалы:

Видеоматериалы танцев Государственного Кубанского Казачьего Хора.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о показе спектакля «Колобок» в исполнении участников творческого объединения «В гостях у сказки» младшей группыФотоотчёт о показе спектакля «Колобок» в исполнении участников творческого объединения «В гостях у сказки» младшей группы В младшей группе МАДОУ ДС «Дарование» уже второй год проходят занятия творческого объединения «В гостях у сказки» - руководитель Ежелева.

Конспект занятия творческого объединения «В гостях у сказки» «Путешествие в страну игрушек» в младшей группе Цель: Увлечь детей путешествием; познакомить с жителями волшебной страны игрушек, вовлечь в воображаемую ситуацию; побуждать к активности.

Методическая разработка танца «Новогодний танец Звездочек» Танец Звездочек Описание движений Вступление - Выходят 8 девочек (в правой руке «звездочки», ждут начала музыки, делая небольшую «пружинку»,.

Осетинский народный танец «Хонга-кафт». Видео Сегодня я хочу познакомить вас с древним танцем осетинского народа- "Хонга-кафт" т. е. танец-приглашение. Это массовый танец, который станцевали.

Отчет работы творческого объединения «Любознайки»Отчет работы творческого объединения «Любознайки» Отчёт о работе творческого объединения «Любознайки» во второй группе раннего возраста за 2017-2018. г. Развитая сенсорика – основа для.

Конспект открытого занятия по аппликации в средней группе «Оденем куклу в русский народный костюм» Программное содержание: - учить детей украшать куклу в русском народном костюме растительным и геометрическим орнаментом; продолжать учить.

План-конспект открытого занятия «Эстрадный танец» План – конспект открытого урока по хореографии средней группы хореографического коллектива 4 год обучения (8 – 9 лет) Педагог дополнительного.

Разработка танца под украинскую народную мелодию. Танец «Куклы»Разработка танца под украинскую народную мелодию. Танец «Куклы» Танцуют восемь девочек. Они стоят в колоннах (по четыре человека) вдоль боковых стен зала лицом к центральной стене и держат куклу на вытянутых.

Конспект открытого урока «Изучение башкирского танца «Цветок Курая» Тема открытого урока: Изучение башкирского танца «Курай сске» -«Цветок Курая» Цель: научить исполнять.

Конспект занятия «Элементы ритмопластики» Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами с помощью музыки. Задачи: - развивать двигательные способности: ловкость, гибкость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект открытого занятия творческого объединения «Народный танец. Элементы кубанского танца»
Опубликовано: 10 сентября 2018 в 23:22
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект открытого занятия творческого объединения «Народный танец. Элементы кубанского танца»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чандола в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД