Ирина Щукина
Конспект открытого занятия по аппликации в средней группе «Оденем куклу в русский народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- учить детей украшать куклу в русском народном костюме растительным и геометрическим орнаментом; продолжать учить детей различным приёмам вырезания ножницами, аккуратному наклеиванию мелких деталей, соблюдая заданный порядок чередования, узор; плавно срезать и закруглять углы (вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника);
-закреплять знания детей о русском народном костюме, о русском народном орнаменте; развивать творческий интерес к жизни наших предков; формировать умение различать декоративные элементы русского орнамента, помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме;
Публикация «Конспект открытого занятия по аппликации в средней группе „Оденем куклу в русский народный костюм“» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Национальный костюм. Аппликации
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одеваем кукол. Куклы с одеждой
- Одежда, обувь, головные уборы
- Открытые занятия. Конспекты
- Русский народный костюм
- Средняя группа
- Темочки
-воспитывать интерес к созданию народного орнамента на сарафане куклы; развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
Оборудование: русская изба; куклы в русской народной одежде; карточки с растительным и геометрическим орнаментом; дидактическая игра «Собери русский народный костюм»; деревья, сундук, сарафан, кокошник, клей, ножницы, баночка, кисточка, салфетки (бумажная и тканевая, запись с русской народной музыкой, клубочек ниток, полоски цветной бумаги (зеленого и красного цвета, ватные палочки и гуашь (зеленая и красная).
Словарная работа: сарафан, кокошник, русский народный костюм, орнамент, узор, чередование, повторение, растительный, геометрический, оберег, тесьма, сундук, элементы, круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Ход занятия:
1. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
Добро пожаловать в гости! Зовут меня Марья – искусница, явилась я из древней Руси.
-Простите за то, что я задержалась!
Но дело в том, что я наряжалась!
Одела такой вот красивый наряд-
Хотела вас порадовать и пригласить к себе в русскую избу, вот волшебный клубочек! Куда клубочек покатится, туда и путь держать будем! Дети вместе с воспитателем заходят в избу.
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь красивых, нарядных кукол, одетых в русский народный костюм. Это необычная русская изба, а дом, где хранятся куклы в русских народных костюмах, где есть посуда, предметы быта русского народа.
2. А вот и сундук, но он не открывается, нужно рассказать русскую пословицу или поговорку.
1. При солнышке тепло, при матери добро.
2. Какова пряха, такова на ней рубаха.
3. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Сарафан и кокошник.
Марья - искусница: Дети, а вы знаете, из каких предметов состоит русский народный костюм?
Дети: Рубаха, сарафан, кокошник.
Марья - искусница: И на мне тоже сарафан-это высокая юбка с длинными лямками, кокошник.
Воспитатель: Какой он красивый, нарядный, украшен тесьмой с узорами. В старину люди все делали сами, своими руками. Русский сарафан и кокошник украшали разнообразными узорами. Узоры, повторяющиеся много раз называют орнаментом. На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом (оберегал человека) – не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед, несчастий - носили сарафаны. Обратите внимание, какие разные и красивые узоры, где они расположены.
3. Марья – искусница: Сарафаны и кокошники украшали растительными и геометрическими орнаментами. Давайте назовём элементы растительного орнамента (цветы, листья, завитки). Теперь назовём элементы геометрического орнамента (квадраты, круги, ромбы, треугольники, прямоугольники). Посмотрите, они чередуются, повторяются (рассматривание образцов на доске).
Воспитатель: Каждый элемент узора несет свое значение. Крестик-огонь, квадрат, ромб – поле (с точками- с пшеницей, волнистая линия - вода, цветок-радость, круг – солнце. Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что – то означал:
Красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.
Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.
Жёлтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В жёлтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.
Синий и голубой – цвет неба и воды, в синих сарафанах отмечали праздник Ивана Купала.
Белый – чистота, честность, преданность.
Марья – искусница: Но я не успела украсить тесьмой сарафаны своих кукол – подружек. Поможете мне, добры молодцы и красны девицы? Воспитатель: Конечно, мы поможем украсить тесьму для сарафанов. Каким орнаментом?
Марья – искусница: Растительным (листочки – из овалов, ягодки - из кругов, можно и другим способом – при помощи ватных палочек и краски.
4. Показ выполнения работы:
1способ - вырезание кругов из квадратов (ягодки, овалов из прямоугольников (листья).
2 способ – отпечаток при помощи ватных палочек (стоя - ягодка, (плашмя – листок).
5. Самостоятельная работа детей. Дети выполняют аппликацию, воспитатель оказывает им необходимую помощь.
6. Заключительная часть:
Велика Россия – мать! И талантлив наш народ!
Молва о русских сарафанах на весь мир идет!
Молодцы! Сарафаны получились на славу. Все разные и нарядные!
Делаем выставку для Марьи – искусницы. В стародавние времена, на Руси, любую работу люди заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело поиграем.
Проводится русская народная игра : «Наш платочек голубой»
Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой. Ты беги, платок по кругу, выбирай скорее друга!
Частушки:
1. Мы веселые девчата,
Интересно все живем,
Про народную одежду
Вам частушки пропоём.
2. Шила милому рубаху
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица!
3. Шила, шила сарафан-
Исколола пальчики.
А надела сарафан-
За мной гурьбою мальчики!
4. Мы частушки
Вам пропели
Чтобы вы послушали,
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!