Марина Харламова
План-конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста «Водоемы Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Водоемы Кубани»
Программные задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Развивать любознательность, речь.
1. Познакомить с водоемами Краснодарского края. Формировать умение видеть красоту окружающей природы. Закрепить названия рыб.
Материал: карта Краснодарского края для дошкольников, иллюстрации реки Белой, Кубани, Пшехи, озер, морей Черного, Азовского
Предварительная работа: рассматривание альбома «Водоемы Кубани»,
«Речные рыбы».
Публикация «План-конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста „Водоемы Кубани“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Старшая группа
- Темочки
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический; худ. слово, рассматривание, рассказывание, беседа, игра
ХОД:
1. Мотивация. Воспитатель читает стихотворение Михаила Пляцковского
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
- Ребята, а у Вас весеннее настроение? Что это значит? (веселое, хочется гулять, бегать на свежем воздухе, путешествовать).
2. Приглашаю Вас в путешествие. Для начала определимся с маршрутом. (на доску вывешивается карта Краснодарского края для дошкольников.
3-4./Рассматривание/
-Что на карте Краснодарского края отмечено голубым цветом (моря, озера, реки). Как можно сказать одним словом? (водоемы).
Обращение к опыту детей.
Кто из вас живет в доме у реки? Кто с родителями ездит летом на речку? Знаете ли вы, как называется река, которая протекает рядом с нашим городом и чье название носит наш город Белореченск? Какие реки вы знаете (Белая, Пшеха)
/На доску выставляется иллюстрация реки Белой. /
- Река Белая, какая? (Быстрая, горная).
- Что значит быстрая? (Быстрое течение)
- Что значит горная река? (Река берет свое начало высоко в горах)
- Как вы думаете, рыба водится в нашей реке Белой? Какая? (Сом, щука, карась и т. д.)
Подвижная игра «Собираемся на рыбалку» /Проводится, как эстафета/
- Каким видом транспорта можно воспользоваться, чтобы совершить путешествие по реке?» /плот, лодка, катер /.
Воспитатель раздает детям плоскостные, вырезанные из бумаги лодочки и предлагает «проплыть по реке Белой». Дети эмитируют движения.
-Если долго-долго плыть по реке Белой, то можно попасть в другую реку, под названием Кубань»
/На доску выставляется иллюстрация реки Кубань/
-Кубань – самая крупная и многоводная река Краснодарского края. Что значит река многоводная? (много воды, глубокая). Места, где протекает река Кубань очень красивые. /Обращает внимание детей на иллюстрации/. Что вы видите? Расскажите. (дети рассказывают)
-В реке Кубани обитают 106 видов рыб. Река Кубань самое любимое место для рыбалки всех заядлых рыбаков.
Игра «Рыбалка»
Воспитатель предлагает детям поймать на магнитные удочки картонных рыбок, вместе называют их (лещ, плотва, карп, сазан, щука, сом, судак, толстолобик, кефаль, окунь, плотва и т. д.)
Воспитатель предлагает детям взять свои плоскостные, вырезанные из бумаги лодочки и «проплыть по реке Кубань». Дети эмитируют движения.
-Если долго-долго плыть по реке Кубань, то можно попасть в Азовское море.
Но сначала я хочу, чтобы мы с вами посетили одно замечательное озеро. На Кубани много больших и малых озер, расположенных и на равнинах и в горах. /Рассказ подкрепляется иллюстрациями/.
Это озеро называется Абрау. Оно одно из самых больших и красивых пресных озер Краснодарского края.
- Как вы понимаете пресное озеро? /Пресное, значит в озере вода не соленая/
- Окружают озеро низкие горы с пологими склонами, поросшими богатыми реликтовыми лесами: дубами, разноцветными кустарниками, пирамидальными тополями, плакучими ивами. В тихую погоду вода озера представляет собой — изумрудное зеркало, в котором отражаются лесистые горы.
Старинная легенда об озере Абрау гласит о том, что стоял на этом месте большой богатый аул, жители которого, хвалясь богатством, захотели дорогу к морю выложить золотом и серебром. Но высшие силы не стерпели такой гордыни: в наказание весь аул провалился под землю, а поверх образовалось озеро. Название Абрау в переводе с тюркского означает «обвал», «провал».
Путешествие продолжается.
- Я предлагаю отправиться к морю. На чем вы с мамой и папой ездите на море? /поезд, электричка, автомобиль/.
Дети выбирают вид транспорта и имитируя движения двигаются по группе. Воспитатель меняет на доске иллюстрации.
Рассказ воспитателя.
В Краснодарском крае 2 моря. Знаете ли вы их названия? / Черное и Азовское. /
Черное море в разные времена называли по-разному: Темное море, Гостеприимное море, Русское море. До наших времен дошло название Черное море. Почему же его назвали черным? /Дети рассуждают, в конце воспитатель рассказывает одну или 2 версии названия. / Черное море назвали так потому, что его вода во время сильных штормов темнеет. Темнеют в водах Черного моря металлические предметы, например якоря кораблей.
-Вода в Черном море пресная или соленая? /Соленая/
В Черном море обитает 170 видов рыб. Знаете ли вы какие рыбы обитают в Черном море? На доске появляются иллюстрации: сельдь, кефаль, скумбрия, дельфины.
- Кто из вас побывал в дельфинарии? /Рассказы детей/.
/Иллюстрации Азовского моря/
Рассказ воспитателя.
Азовское – самое маленькое и самое мелкое море не только в Краснодарском крае, но и в нашей стране. По сравнению с Черным море Азовское море не очень соленое. Но именно небольшая его глубина и низкая соленость создает благоприятные условия для обитания разных видов рыб. Каких рыб здесь только нет: осетр, севрюга, белуга, сельдь, тарань, толстолобик, судак, тюлька и т. д. /дети вместе с воспитателем называют рыб на картинках/
- А зачем вы с мамой и папой каждое лето ездите на море?/Чтобы купаться, закаляться и т. д. / А плавать вы умеете? Если не умеете, я вас научу.
Физминутка «Я учусь плавать». /Дети эмитируют движения/
На носочках потихоньку в воду мы зайдем,
Намочили мы ладошки, а теперь потрем.
Зажимаем крепко нос, воздух набирается,
А теперь одним прыжком в воду погружаемся.
Зажимаем крепко нос, воздух набирается,
А теперь одним прыжком в воду погружаемся.
Мы сначала поплывем «по-собачьи», просто,
Быстро ручками гребем – мы плывем на остров.
А оттуда поплывем мы, наверно, брассом,
Полпути преодолели мы одним лишь разом.
Мы на бабочек похожи в стиле баттерфляй,
За дыханием следим – эй, не отставай!
Дальше мы меняем стиль, поплывем мы кролем,
И на берег приплываем – мы теперь герои!
Материал для педагога.
На выбор можно предложить стихотворение
Посмотрите, сколько нас,
Сильных, ловких, славных.
И к тому же мы сейчас
Все умеем плавать.
Лихо плавают мальчишки,
Лучше всех – наш Вадик.
Он умеет прыгать с вышки
Лучше взрослых дядей.
Саша может по-собачьи,
Ира может кролем.
- Я по-всякому могу -
Хвастается Коля.
Давайте же плавать учиться,
Нырять и в воде веселиться
Пусть в жизни везде и всегда
Вам радость приносит вода!
Возвращение в детский сад.
5. Рефлексия. Где мы путешествовали? Что нового узнали? Что такое водоемы?