Полищук Марина Игоревна
План-конспект НОД в старшей группе «Удивительные свойства воды»
План-конспект занятия в старшей группе «Удивительные свойства воды»
Цели: развитие познавательно-исследовательских способностей детей в процессе экспериментирования с водой.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных, формирование навыков проведение опытов с водой.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «План-конспект НОД в старшей группе „Удивительные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
• Формирование у детей экспериментально-опытным путем представления о свойствах воды;
• закрепить знания о круговороте воды в природе;
• сформировать знания о значении воды в жизни человека и всего живого на планете Земля: вода - источник жизни;
• обучать детей проводить элементарные опыты с использованием различного инвентаря, соблюдая правила безопасности.
2. Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу;
• формирование познавательного интереса, активности, любознательности, доброжелательного отношения друг к другу;
• воспитывать умение работать в коллективе.
3. Развивающие:
• Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
• активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
• развивать умение давать ответы полными, аргументировать свою точку зрения.
• Создавать условия для развития воображения, стимулировать творческое мышление.
Обогащение словаря: агрегатное состояние, текучесть.
Активизация словаря: круговорот воды в природе, лед, пар.
Предварительная работа: дидактическая беседа на тему «Круговорот воды в природе», изготовление плаката, заучивание стихов про воду, отгадывание загадок, сюжетно-ролевая игра «Купание куклы Даши», проведение беседы о безопасном поведении при проведении опытов, наблюдение на прогулке за снегом, сосульками, замерзшими лужами.
Материалы и оборудование: сахар, соль, песок, молоко, одноразовые прозрачные стаканы, ложки, емкости с водой, вата, марля, воронка, халаты.
Ход занятия:
Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать полным ответом и при ответах поднимать руку. Присядьте на стулья пожалуйста. Давайте посмотрим, а что это у нас на столе? Ребята, мне сегодня принесли посылку и сказали, что она очень ценная.
Давайте поскорее ее откроем и посмотрим, кто ее прислал и что в ней лежит такое ценное.
Воспитатель открывает посылку, достает письмо.
Ребята, тут для нас письмо, (читает)
«Здравствуйте ребята! Я – Водяной, живу на дне озера. Вода – мой родной дом. Но вот мне не понятно, почему ее называют все волшебной. Помогите мне, пожалуйста, узнать, какими же свойствами обладает вода и почему ее надо беречь. А чтобы вам было легче, я высылаю вам для опытов мою домашнюю водичку!» (Воспитатель достает из посылки банку с водой).
Воспитатель: Ребята, поможем Водяному? (ответ детей)
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие в Царство воды. Закройте глаза, я произнесу волшебные слова: «Раз, два, повернитесь, в Царстве воды окажитесь!». Открывайте глаза, мы на месте.
Воспитатель: Скажите, ребята, где же обитает вода в природе?
(ответы детей)
Воспитатель: Трудно найти на земле место, где не было бы воды. Вода есть всюду: и в земле, в воздухе, в каждом растении, в каждом животном и в организме человека тоже есть вода.
Ребенок 1.
Что такое вода – интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить!
Что такое вода? – я отвечу легко!
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко!
Ребенок 2.
Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста,
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Воспитатель: Кому нужна вода для жизни? (Ответы детей)
А знаете, для чего нужна вода человеку, как мы её используем?
(Ответы детей)
Воспитатель. Правильно. Вот видите, ребята, какая ценная вода!
Как вы думаете, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла с нашей планеты? (Ответы детей)
Воспитатель: Без воды всё живое на свете погибло бы. Вода - это жизнь. Она нужна всем живым существам – людям, растениям, животным. Воду надо беречь: не лить ее без необходимости, закрывать кран, не засорять реки, моря и озера.
Ребенок 3.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!
Ребенок 4.
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смело вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Путешествует всегда наша спутница – вода!
Воспитатель: Молодцы! Вода и в самом деле Волшебница! Итак, нам с вами необходимо узнать тайну воды, какими же волшебными свойствами она обладает? Для этого мы с вами, как настоящие ученые, сейчас проведем опыты для изучения свойств воды. Я приглашаю вас в мини-лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)
Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Посмотрите, наша лаборатория уже готова к работе. Но для того, чтобы наша работа была успешной, в лаборатории необходимо соблюдать следующие правила поведения: не разговаривать, не прерывать друг друга, не шуметь, внимательно слушать воспитателя, следовать его указаниям, следить за ходом работы, делать выводы.
Занимайте свои рабочие места.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть (сложенными ладонями дети изображают, как плывет рыбка).
Рыбка, рыбка, озорница (грозят пальцем,
Мы хотим тебя поймать (медленно сжимают ладони).
Рыбка спинку изогнула (махают кистями рук,
Крошку хлебную взяла (изображают хватательные движения пальцами,
Рыбка хвостиком вильнула (хлопок в ладоши,
Рыбка быстро уплыла (снова изображать плавательные движения).
Практическая часть
Опыт №1 Вода твердая или жидкая?
Воспитатель: Давайте проверим: возьмем два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и переместим воду из одного в другой.
Почему вода переливается? (Потому что она жидкая).
Вывод: Вода – это жидкость
Опыт №2: Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В оба стакана опустим ложки. В стакане, где вода, ложка видна, а в стакане, где молоко, ложка не видна. Как вы думаете, почему? Вода прозрачная, а молоко имеет белый цвет.
Вывод: Чистая вода не имеет цвета.
Опыт №3: Какой вкус у воды?
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканы и попробуйте воду. Расскажите, какая вода по вкусу? (Безвкусная) Возьмите кусочки сахара и положите в воду. Размешайте, попробуйте воду.
Какие изменения произошли с водой? (Сладкая)
Вывод: Чистая вода не имеет своего вкуса.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Давайте пройдем на ковер на физкультминутку.
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхнули руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И отправились домой.
Воспитатель: Молодцы ребята! Немного размялись, теперь продолжим нашу работу.
Опыт № 4: Вода – универсальный растворитель.
Воспитатель: Ребята, перед вами стоит чистая вода, мы уже выяснила, что она без вкуса и запаха, прозрачная. Давайте посмотрим, что будет, если в нее добавить сахар? (дети добавляют сахар в стакан, размешивают, пробуют). Смотрите, волшебство, сахар растворился! Давайте добавим в воду соль. Удивительно, она тоже растворилась! Теперь давайте добавим в воду песок. (дети добавляют песок, оценивают стакан с водой и говорят, что он не растворяется).
Вывод: Вода растворяет практически все вещества и ее можно считать универсальным растворителем.
Опыт № 5: Фильтрация воды.
Воспитатель: Дети! Посмотрите на наш стол, какая на нем стоит вода? (грязная)
Разве такую воду можно пить? (ответы детей)
Правильно, грязную воду пить нельзя. Давайте тогда попробуем ее очистить с помощью подручных фильтров. Предлагаю каждому взять каждому разный вид фильтра, поставить воронку в пустой стакан, в нее положить фильтр и попробовать очистить через него воду. В итоге можно сделать вывод, что марля хуже всего очищает воду, вата и ткань немного лучше, так как имеет более плотную структуру. А лучше всего вода очиститься, если мы все виды фильтров наложим один на один. Вся грязь осталась на фильтре, а вода очистилась.
Воспитатель: Итак, наша работа по изучению воды окончена.
Ребята, вам понравилось проводить опыты в научной лаборатории?
Какие волшебные свойства воды мы сегодня узнали?
Вода – жидкость. Вода не имеет вкуса, цвета, запаха. Вода растворяет некоторые вещества. Узнали, какими подручными средствами можно очистить воду.
Ребята, вы настоящие исследователи, помогли Водяному ответить на все вопросы и сами узнали много нового и интересного!