Ирина Истарова
План-конспект НОД в старшей группе по пожарной безопасности «Чтобы не было беды»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности.
1. Тема: «Чтобы не было беды. Детям об огне и пожаре»
2. Группа : старшая
3. Направление: познавательно-речевое развитие
4. Раздел программы: Ребёнок и окружающий мир
Тема: «Пожарная безопасность»
5. Тип организованной деятельности: завершающий
6. Место: группа, участок детского сада
Публикация «План-конспект НОД в старшей группе по пожарной безопасности „Чтобы не было беды“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
7. Цель: систематизация ранее приобретённых знаний об огне и пожаре.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить, углубить и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара.
Формировать практические навыки действий в случае пожара.
Совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, сообразительность,
инициативу при решении проблемных ситуаций;
Развивать творческие способности представлять события по описанию.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков; дисциплинированность, желание соблюдать всегда и
везде правила пожарной безопасности;
Формировать уважение к профессии пожарных.
Предварительная работа.
Серия занятий о правилах пожарной безопасности;
Экскурсия в пожарную часть;
Чтение художественной литературы: И. Холин «Как непослушная Хрюшка едва не сгорела», П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», А. Жигулин «Пожары», Е. Новичихин «Ноль-один»Л. Орлова «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел» и др.
Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок;
Изобразительная деятельность по теме пожарной безопасности;
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные»
Оборудование и материал:
Для педагога: мультфильм «Пожар» из серии «Про Лёлика и Болека», магнитофон, запись пожарной сирены, экран, проектор, плакаты «Правила пожарной безопасности для дошкольников», «Правила поведения при пожаре для дошкольников», музыка к игре «Огонь», чёрный конверт и конверт с весёлым смайликом.
Для детей:
Раздаточный материал: сюжетные картинки по правилам пожарной безопасности, карточки с изображением различных предметов, в том числе и пожароопасных (утюг, зажигалка, спички, электроплита и т. п., раскраска с пожарной машиной, карандаши
Методические приемы: показ плакатов, рассматривание сюжетных картинок, составление правил по картинкам, дидактические и развивающие игры, поиск средств пожаротушения, вопросы поискового характера к детям, создание проблемных ситуаций, объяснение, чтение стихотворений, отгадывание загадок, практические действия детей в случае пожароопасной ситуации в детском саду, вызов пожарных по телефону, поощрение, оценка детских ответов.
Вступительная часть
I. Организационно-мотивационный момент.
Воспитатель обращается к детям: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы
отгадайте, о чё м мы сегодня с вами будем говорить:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает.
Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь)
Дети отгадывают загадку.
II. Беседа с детьми (целеполагание)
Воспитатель: Правильно, это - огонь. Огонь издавна был другом человека, но и одновременно опасным врагом. Хотите узнать, когда огонь приносит пользу, а когда вред и что нужно делать, чтобы огонь не причинил вреда?
Предполагаемый ответ детей: Хотим.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Про Лёлика и Болека» и узнать, что с ними произошло.
Просмотр мультфильма «Пожар» из серии «Про Лёлика и Болека»
III. Основная часть.
Воспитатель: Как вы думаете, отчего произошёл пожар?
Предполагаемые ответы детей: Нельзя брать спички, поджигать без взрослых печку, самим тушить пожар, бросать угли в мусорную корзину.
Воспитатель: Как выдумаете, а мы с вами можем чем-то помочь Лёлику, чтобы с ним больше такого не случилось, ведь он от нас далеко и мы его не видим?
Предполагаемый ответ: Можем написать письмо, позвонить, отправить по интернету, рассказать по скайпу.
Воспитатель: А о чём мы можем ему рассказать?
Предполагаемый ответ: Как нужно обращаться с предметами, от которых может возникнуть пожар, что нужно делать, если возник пожар.
Воспитатель: Очень давно люди научились добывать огонь, и огонь с тех пор верно служит человеку. Огонь это хорошо или плохо? Для чего нам нужен огонь?
Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо»
Предполагаемые ответы детей: Огонь – это и хорошо и плохо. Хорошо, что огонь даёт тепло, свет, на огне готовят пищу, огонь используют люди некоторых профессий – сталевары, сварщики, и т. д.
Воспитатель: Да, огонь приносит много пользы людям. Послушайте стихотворение. (Подготовленный ребёнок читает стихотворение)
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня:
Гонит холод,
Гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.
Воспитатель: Ребята, когда люди забывают об осторожности обращения с огнём, огонь становится смертельно опасным. А что же может стать причиной пожара?
Предполагаемые ответы: дети играют со спичками, оставляют включенными электроприборы, на праздниках запускают фейерверки, в лесу оставляют не затушенные туристами костры, поджигают сухую траву и т. д.
Воспитатель: Ваши ответы правильные, молодцы. А каким бывает огонь?
Предполагаемые ответы детей: Разный, удивительный, волшебный, большой и маленький, опасный и полезный, безжалостный, бывает добрым и злым, тихий, приветливый, хороший, полезный, верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий.
Воспитатель: Про огонь есть пословицы. Сейчас нам про них расскажут дети:
«Спички – не игрушки, огонь – не забава».
«Не шути с огнем, обожжешься»,
«С огнем не шутят»,
«Кто огня не бережется, тот скоро обожжется»
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Потуши пожар»
(Широко раскрыть глаза, набрать в рот воздух, затем закрыть глаза, и с силой выпустить воздух.)
Воспитатель : Что нужно делать, если случился пожар?
Предполагаемые ответы детей: покинуть помещение, позвать на помощь соседей, позвонить по телефону «01», назвать фамилию, имя и свой домашний адрес.
Послушайте стихотворение:
При пожаре надо
Смело трубку в руки взять,
«01» суметь набрать
И назвать еще потом:
город, улицу и дом,
и квартиру, где живете
, и с каким она замком,
и еще сказать
«Даю вам фамилию свою,
также номер телефона,
у которого стою»
Воспитатель: А как вы думаете, кто сможет быстро справиться с пожаром?
Предполагаемые ответы: пожарные.
Воспитатель: А как вы думаете, каким должен быть пожарный?
Предполагаемые ответы: смелый, сильный, умный, находчивый, внимательный, ловкий, сообразительный, ничего не боится, храбрый.
Воспитатель: Как выглядит пожарная машина?
Предполагаемый ответ: красная, большая, наверху есть лестница.
Воспитатель: Как вы думаете, а почему пожарная машина красного цвета?
Предполагаемый ответ: пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет: цвет огня, цвет опасности, цвет, бросающийся в глаза издалека
Воспитатель: Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит?
Предполагаемый ответ: чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу.
Практическая часть
Воспитатель: Я вам предлагаю нарисовать, как тушат пожар. Детям раздаются раскраски с пожарной машиной.
Дети рисуют воду или пену, льющуюся из пожарного рукава.
Физкульминутка. Музыкальная игра «Огонь» Дети становятся в круг, поднимают руки «воротиками». Водящий выбирает детей, берёт за руку, дети идут цепочкой, пока все не покинут круг. Воспитатель произносит: «Раз-два-три-круг замри». Дети должны встать в круг на свои места.
Практическая часть.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам разделиться на две группы. Первая будет выбирать и складывать в конверт картинки, на которых изображены предметы или действия, которые детям можно брать и делать, а вторая будет выбирать картинки, на которых нарисованы предметы, которые детям брать нельзя.
(спички, зажигалки, брать нельзя, разжигать огонь, подогревать на плите, включать электроприборы в розетку, а игрушками играть можно)
IV. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, так что можно отправить Болеку, чтобы он никогда не попадал в опасные ситуации?
Предполагаемые ответы: отправить два конверта, чтобы он знал, что можно делать, а что нельзя.
Воспитатель: Мне сегодня очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, рассуждали, играли, рассказывали пословицы и стихи, и хочется вас всех наградить медалями «Юный пожарный»
Ребята, мы сегодня выяснили, что необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, чтобы не было пожара и что необходимо делать, если пожар всё-таки случился.
А что мы будем делать, если пожар случится в детском саду? Как мы об этом узнаем?
Предполагаемые ответы детей: звенит сирена, надо быстро выходить по специальной пожарной лестнице из спальни.
Игра-тренинг «Пожар в саду»
Воспитатель: Как только вы услышите звук пожарной сигнализации, я возьму часы, и нам с вами нужно будет очень быстро, за 5 минут, собраться и выйти по пожарной лестнице. Не волнуйтесь, мы все успеем. По лестнице нужно спускаться спокойно, не толкаться, держаться за перила, чтобы не упасть.
После выхода на улицу воспитатель пересчитывает детей, хвалит, дети гуляют на участке.