Татьяна Бутко
План-конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет «Звуки-невидимки»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
о. о. «Речевое развитие»
- Закрепить представления дошкольников об изученных гласных звуках [А], [О], [И], [У]
- Развивать умение выделять первый (гласный) звук в слове.
- Упражнять в употреблении простых предлогов.
- Развивать связную речь (грамматически верное оформление высказывания, обоснованное предположение) в процессе объяснения своего мнения.
о. о. «Познавательное развитие»
- Способствовать развитию репрезентативных систем дошкольника (аудиал, визуал, кинестетик) для восприятия информации различного характера.
- Способствовать развитию у детей умения проявлять познавательную активность.
- Развивать личностные качества ребенка: активность, любознательность, самостоятельность.
о. о. «Физическое развитие»
- Развивать межполушарное взаимодействие через выполнение кинезиологических упражнений.
- Развивать произвольность, концентрацию внимания и слуховую память.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук.
о. о. «Социально - коммуникативное развитие»
- Способствовать гармонизации эмоционального состояния детей.
- Развивать воображение, символические представления, креативность.
- Развивать групповую сплоченность и умение работать в паре, команде.
Материалы и оборудование: телевизор, интерактивная ручка «Знаток» и аудиостикер, презентация «Картинки - перевертыши», конверты с разрезными картинками - в начале слов гласные звуки [А], [О], [И], [У] (по количеству детей, игрушки (в начале слов гласные звуки [А], [О], [И], [У]) - двойной набор, мягкие резиночки для волос (по количеству детей, картинки - обводилки и фломастеры (по количеству детей, ковер.
Ход работы:
№ п/п Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
I Вводная часть
1.
Организационный момент:
Воспитатель включает телевизор и делает вид, что не может разобраться с изображением (телевизор показывает картинки, расположенные вверх ногами: улитка, избушка, автобус, ослик). Воспитатель переключает картинки и ничего не может исправить.
«Ребята, ничего не пойму, что случилось с нашим телевизором. Он показывает все вверх ногами» (элемент кинезиологии)
На телевизоре находится аудиостикер.
«Ребята, посмотрите, наш телевизор хочет нам что-то сказать, давайте его послушаем»
С помощью интерактивной ручки: «Здравствуйте, девочки и мальчики, это мы - звуки-невидимки, заколдовали ваш телевизор и перевернули все картинки. А вы догадаетесь, что это за картинки, и какие звуки спрятались в начале каждого слова?»
«Кажется, я все поняла: звуки захотели с нами поиграть. Давайте еще раз их повторим». Эти звуки называются гласные, мы можем их пропеть». Дети заняты самостоятельной деятельностью.
Дети собираются около телевизора.
Дети слушают послание с аудиостикера и называют перевернутые картинки и первый звук в слове.
Дети называют звуки, пропевая их. Положительный настрой на предстоящую совместную деятельность.
Развитие зрительного и слухового восприятия.
Активизация работы правого полушария за счет восприятия перевернутого изображения.
Закрепление произношения
гласных звуков [А], [О], [И], [У]
II Основная часть
2. Ребята, а как вы думаете, почему звуки назвали себя невидимками?
«Да, правильно. Но зато мы поможем поиграть с ними.
У вас на столах лежат конвертики, давайте посмотрим, что в них».
Воспитатель осуществляет индивидуальный контроль (подходит к каждому ребенку и помогает, корректирует работу).
Воспитатель предлагает детям проверить выполнение задания в парах.
Дети отвечают на вопрос.
(звуки мы только можем услышать, а увидеть не можем).
Дети садятся за столы и работают с разрезными картинками. У каждого ребенка своя картинка (в начале слова гласный звук: [А], [О] [И], [У])
После выполнения задания, дети в парах, как сидят за столом, показывают друг другу картинки и называют найденный звук в начале слова. Формирование целостного представления о предмете
Развитие наглядно-образного мышления
Закрепление умения выделять первый звук в слове
Развитие умения работать в паре
3. Динамическая пауза (элемент кинезиологии).
«Ребята, сейчас ко мне подходят те, у кого в разрезной картинке был звук [А] и [У]. Это первая команда. А вторая команда будет состоять из тех, у кого в разрезной картинке был звук [О] и [И]»
Воспитатель предлагает выполнять ряд заданий:
1) Каждый ребенок хлопает в ладошки и пропевает звук [У];
2) В паре дети хлопают свои ладошки о ладошки соседа, пропевая звук [И].
3) К предыдущей позиции добавляется сначала хлопок в свои ладошки, затем в ладошки соседа и пропевается звук [А].
4) В предыдущей позиции хлопок в ладошки соседа идет перекрестно и пропевается звук [О]. Дети выходят в соответствии с заданием.
Две команды выстраиваются друг напротив друга и выполняют ряд постепенно усложняющихся действий. Развитие слухового внимания
Развитие скорости реакции при выполнении упражнений
Развитие межполушарных связей за счет перекрестно - латеральных движений
Профилактика переутомления
4. «А вы знаете, что звуки прячутся не только в картинках, но и в игрушках. Перед вами игрушки, и в каждой из них в начале слова живет какой-то гласный звук. Назовите друг другу эти слова.
А теперь внимание, сейчас вы будете работать вместе в своих командах».
1) 1) Возьмите игрушку со звуком [А] и поставьте вперёд.
2) 2) Рядом с ней поставьте игрушку со звуком [У].
3) 3) Поставьте игрушку со звуком [О] за игрушку со звуком [А].
4) А игрушку со звуком [И] поставьте перед игрушкой со звуком [У]»
Воспитатель осуществляет зрительный контроль за выполнением задания и за тем, как дети взаимодействуют между собой. Дети, оставаясь в своих командах, расходятся к кроватям (выступающим в данный момент в роли столов).
Дети в команде выполняют предложенные задания. Развитие умения слаженно работать в команде, учитывая позицию партнера по совместной деятельности
Развитие зрительного восприятия
Развитие произвольного внимания
Закрепление умения выделять первый звук в слове
Формирование пространственной
ориентировки
5. А теперь предлагаю нам отдохнуть, и пусть поработают наши пальчики (элемент кинезиологии).
Дети присаживаются на коврик, каждому дается резиночка. Ребенку необходимо надеть резиночку на большой и указательный пальчик одной руки. Большим и указательным пальчиками другой руки необходимо надеть резиночку на другую руку. При этом дети пропевают гласные звуки по сигналу воспитателя. Активизация межполушарного взаимодействия, обеспечивающая лучшую работоспособность головного мозга
Развитие произвольного внимания
Развитие концентрации и усидчивости при выполнении упражнений
6. Звуки так хорошо с нами сегодня играли, давайте сделаем для них подарок: будем обводить картинку, но только необычным способом: двумя руками сразу (элемент кинезиологии).
Дети садятся за столы и сначала в воздухе воспроизводят движения двумя руками, затем двумя руками обводят предложенную картинку (стараясь не отрывать руки) Развитие мелкой моторики
Активизация межполушарного взаимодействия
Укреплению нейронных связей
III Заключительная часть
7. «Ребята, предлагаю вам свои работы поместить на нашу выставку и присесть в круг».
Рефлексия деятельности: упражнение лобно - затылочная коррекция (элемент кинезиологии)
«Мы сегодня хорошо поработали. Давайте поделимся своими впечатлениями». Дети садятся в круг на ковер. Одну руку кладут на лоб, вторую на затылок (затылочные бугры). Глаза закрыты, ровное дыхание.
В таком положении дети рассказывают о том, чем занимались, что понравилось, что получилось, а что нет. Профилактика переутомления
Развитие монологической позиции
Анализ прошедшей деятельности