Алена Мишина
Нетрадиционные средства изображения как эффективный способ выявления и развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Нетрадиционные средства изображения, как эффективный способ выявления и развития творческих способностей детей.
Слайд № 2
С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано.
Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
Слайд №3
Творческие способности есть у каждого ребенка. Что же такое творческие способности? Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Слайд №4
Зачем нужно развивать творческие способности?
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но, если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношение с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, выявить и развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
В. А. Сухомлинский сказал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Слайд №5
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Слайд №6
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
• Способствует получению эстетического удовольствия.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для каждого возраста нужно придерживаться разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Слайд №7
Нетрадиционные техники рисования, которые используются в разных возрастных группах детского сада:
Младший дошкольный возраст (2-4года)
• рисование пальчиком
• рисование ладошкой
• печатками из картофеля
• оттиск пробкой
Средний дошкольный возраст(4-5лет)
• оттиск поролоном
• оттиск печатками из ластика, листьев
• скатывание бумаги
• восковые мелки + акварель
• свеча +акварель
• рисование мятой бумагой
• монотипия предметная
Старший дошкольный возраст(5-7лет)
• набрызг
• кляксография с трубочкой
• кляксография обычная
• рисование нитками
• тычкование
• граттаж
• пластилинография и др.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Слайд №8
1.«Рисование пальчиками».
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования можно начать с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Работу начать с одного цвета, дать возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем дать два – три цвета. Позднее учить рисовать детей ладошкой.
Слайд №9
2. «Рисование ладошкой».
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Детям очень нравится этот способ рисования.
3. «Рисование пробками и печатками из картошки».
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
4. «Обрывание бумаги».
Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным.
5. «Скатывание бумаги».
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого бумажный комочек опускается в клей и прикладывается на основу.
6. «Оттиск поролоном».
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
7. «Рисование мятой бумагой». При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
8. «Восковые мелки + акварель».
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
9. «Свеча +акварель» (от 4 лет)
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
10. Техника «Монотипия».
Способ получения изображения: складывается лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуется половина изображаемого предмета. Затем снова складывается лист пополам. В этой технике в основном рисуются симметричные предметы.
11. Техника «Набрызг».
Достаточно простой в применении является техника “набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.
При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.
12. «По мокрому листу».
Способ получения изображения: ребенок мочит лист в воде и по мокрому листу наносит узор или композицию акварельными красками. Дать работе подсохнуть, не поднимая ее с рабочей поверхности. Можно дорисовать недостающие детали.
13. Очень интересно рисовать отпечатками листьев.
Способ получения изображения: собираются листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываются краской, затем окрашенной стороной кладутся на лист бумаги. Прижать и снять, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.
14. «Кляксография» - это способ рисования с помощью различных клякс.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
15. «Кляксография» с трубочкой.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
16. «Рисование мыльными пузырями».
Способ получения изображения: ребенок при помощи соломинки дует в лоточек с раствором краски, вспенивая его до образования стойкой пены. Затем берет лист бумаги и опускает его на пену. Пузыри начнут лопаться и оставлять следы на бумаге.
17. «Ниткография».
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
18. «Тычкование».
Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге.
19. «Объемная аппликация».
используется бумага, скрученная в трубочку, сложенная «гармошкой», сложенные полуобъемные фигуры.
20. «Пластилинография» - это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
21. «Цветной граттаж».
Способ получения изображения: натереть свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрасить гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
22. «Оригами» - аппликация.
Способ получения изображения: взять лист бумаги и сложить по схематической последовательности объект либо предметную композицию. Далее с помощью клея и красок придать композиции законченный вид.
Слайд №30
Мысли вслух.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский.
«Творчество – начало, дающее человеку бессмертие». Ромен Роллан.
«В руках таланта все может служить орудием к прекрасному». Н. В. Гоголь.
«Творчество – это энергия Бога, которая протекает через нас подобно свету, льющему сквозь хрустальную призму». Джеймс Кэмерон.
Слайд №31
В каждом из нас живет художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности еще в детстве.
Нужно запомнить простое правило – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь выявить и развить эти таланты должны мы, взрослые!
Слайд №32
Спасибо за внимание!