Лучший педагог года

План-конспект НОД по программе И. Г. Сухина «Шахматы — школе»

Людмила Свиридова
План-конспект НОД по программе И. Г. Сухина «Шахматы — школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Шахматная доска

Цель: продолжать знакомить детей с волшебным миром шахмат, развивать ориентировку на плоскости, память, внимание, воспитывать самостоятельность, терпеливость.

Методы: наглядный, словесный, эвристический

Публикация «План-конспект НОД по программе И, Г, Сухина „Шахматы — школе“» размещена в разделах

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого воспитанника, по одной книге на стол И. Г. Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно- белые чудес и тайн полны», мультфильм «Котята - хвастунишки», комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски, нарисованные на картоне и вырезанные Лена, Ален и колдуна, простые карандаши и схемы горизонталей для раскрашивания.

Ход

1. Вступительная часть

Добрый день, ребята. Прежде чем мы начнем наше занятие, давайте немного поиграем.

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу.

Тот, кто любит кошек, скажет мяу.

Тот, кто пьет чай с сахаром, пусть заглянет под свой стул.

Тот, кто любит лето, пусть 3 раза подмигнет левым глазом.

Кто, рад, что ходит на занятия по шахматам, громко крикнет «ура».

Молодцы!

Ребята, как называется доска, которая лежит перед вами?

Найдите и покажите два белых поля на доске; два черных. Какая форма у шахматного поля; у шахматной доски?

2. Основная часть.

Ребята, я расскажу вам сказку. Жили-были дети Лена и Ален.

Пошли как-то раз ребята к Чародею и спросили:

– Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей:

– Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра. Но остерегайтесь колдуна.

Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и столкнулись со старичком. Тот злобно расхохотался:

– Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун. А это мой мешок. я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать.

Пустились Ален и Лена наутек, колдун – за ними, но не догнал их.

С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий и с силой запустил его в беглецов, но не попал. Подобрал кругляк Ален. И вот перед ребятами – река. На кругляке -словно на плоту переплыли дети через речку.

Колдун снова нагоняет ребят и пускает в них стрелы. Плот превращается в щит и спасает детей. От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.

(демонстрирую детям картонный квадрат с клетками 8 на 8, как у шахматной доски, только все клетки белые).

А колдун тем временем насылает огонь на детей. Но дети остались целыми и невредимыми. Только на щите почернела каждая вторая клетка.

Ребята, кто догадался, что же получилось?

(Показываю новый картонный квадрат – шахматную доску).

– Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорчился Ален.

– Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!

3. Ребята, как вы думаете, сколько человек могут играть в шахматы одновременно?

Ответы детей.

Правильно, в шахматы обычно играют два человека или два ПАРТНЕРА, или по-другому ПРОТИВНИКА. (Предлагаю несколько раз хором проговорить эти слова).

Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого партнера было белое угловое поле.

А сейчас предлагаю проверить, правильно ли перед вами лежит шахматная доска? Снова обращаю внимание на то, что крайнее правое поле должно быть белым: правой рукой мы держим светлую ложку, вот и правое угловое поле светлое (белое).

Ребята, на нашей доске есть вот такие дорожки, по которым в дальнейшем будут передвигаться шахматные фигуры. Кто знает, как эта дорожка называется? (горизонталь)

Предлагаю хором 3-4 раза повторить.

Горизонталь– это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо. Показываю вырезанный из картона шаблон горизонтали.

Показываю одну из горизонталей указкой на демонстрационной шахматной доске, нарисованную горизонталь мелом на классной доске.

-А теперь вы покажите любую горизонталь пальцем на своих шахматных досках.

-Возьмите 8 черных пешек и выставьте их на первую горизонталь; 8 белых пешек – на третью горизонталь

-Кто мне скажет, как чередуются поля в горизонтали?

-Поля в горизонтали всегда чередуются: белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное или черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое.

Сколько всего на доске горизонталей? (8).

Предлагаю ребятам пальцем показать все горизонтальные линии на своих шахматных досках.

-сколько белых полей в каждой горизонтали? (4)

-сколько черных полей в каждой горизонтали? (4)

Предлагаю ребятам из черно-белых кубиков, выложить горизонталь; нарисовать горизонтальную линию в тетради в клеточку.

Ребята, а если я поверну горизонталь столбиком, вот так (поворачиваю в руках на 90 градусов импровизированную картонную горизонталь, то она превращается в вертикаль.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ, – это любая черно-белая дорожка, которая идет от одного партнера к другому. Вертикалей, как и горизонталей, 8. Поля в каждой вертикальной линии также чередуются.

Показываю вертикали на демонстрационной доске, рисую одну из них мелом на доске.

Предлагаю вниманию детей несколько вырезанных из ватмана горизонталей, в которых нарушена последовательность чередования белых и черных полей. Дети обнаруживают ошибку. Затем эти "горизонтали" использую как "вертикали", развернув их на 90 градусов, и повторяю задание.

-Возьмите коня любого цвета и проскачите им по второй вертикали, перескачите на четвертую вертикаль и проскачите по ней, по седьмой.

Физминутка (на шахматном коврике)

А сейчас все встанем на горизонталь дорожку, поднимите правую руку вверх - опустите, покажите руками горизонталь, согните руки в локтях;

Перейдем на вертикальную дорожку – как можно руками показать вертикаль? Левой рукой сделайте вращательные движения, теперь правой. А сейчас медленно, двумя руками.

Тихо садимся на свои места.

А сейчас предлагаю поиграть в игру: "Поиграем – угадаем". Я загадываю либо горизонталь, либо вертикаль и прошу детей по очереди отгадать, какую именно дорожку я загадала. (Естественно, что с двух попыток дорожка отгадана).

Еще у меня есть очень интересная игра. Называется она «Горизонтально-вертикальная". Ставлю белую пешку на любое поле шахматной доски и, вызывая детей по одному к демонстрационной доске, прошу передвинуть пешку на одно поле в задаваемом направлении. Указания: "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали".

Итог

А сейчас – сюрприз. Посмотрим мультфильм «Котята-хвастунишки»

-Ребята, скажите, что же нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

-Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)

-Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)

-Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4.)

-Сколько чёрных полей в каждой горизонтали? (4.)

-Сколько полей в каждой горизонтали? (8.)

-Сколько на шахматной доске горизонталей? (8.)

-Сколько белых полей в каждой вертикали? (4.)

-Сколько чёрных полей в каждой вертикали? (4.)

-Сколько полей в каждой вертикали? (8.)

-Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)

Литература

1. И. Г Сухин «Программа курса «Шахматы - школе» : Для начальных классов общеобразовательных учреждений» ( Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)

2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы. В 2-х частях. _ Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

4. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

Публикации по теме:

План-конспект самостоятельной художественно-творческой деятельности «Снеговик» для детей подготовительной к школе группыПлан-конспект самостоятельной художественно-творческой деятельности «Снеговик» для детей подготовительной к школе группы .

«Со стихами мы играем и немножко сочиняем». План занятий в средней группе по программе «Рифмы юные друзья» Сентябрь. 1 занятие «В гости к звукам». Задачи: Развитие пантомимики, координации движений, речи Закрепление представлений о назначении.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения» Занятие №2 Задачи: Учить детей писать латинские буквы по вертикали шахматной доски а - а, Ь - бэ, с - цэ, d - де, e - е, f - эф, g - жэ,.

КТП ОП по теме «Подводный мир. Мир растений» в подготовительной к школе группе по программе «От рождения до школы» ТЕМА НЕДЕЛИ: «ПОДВОДНЫЙ МИР. МИР РАСТЕНИЙ»Программное содержание: Обогащать представления детей о подводном мире, знакомить с разнообразием.

Перспективный план игровых занятий по интересам. «Учимся играть в шахматы» (средняя группа)Перспективный план игровых занятий по интересам. «Учимся играть в шахматы» (средняя группа) Цель: Создать условия для развития детского творчества, предоставить возможность познать новое в игровой форме, исходя из интересов ребёнка.

План-конспект беседы «Полезные и вредные привычки» с детьми подготовительной к школе группы Цель: Формирование представлений о полезных и вредных привычках и их влиянии на здоровье человека. Ход беседы: Воспитатель: Здравствуйте,.

План-конспект игрового динамического часа «Стань чемпионом» с применением карты-схемы в подготовительной к школе группе Цель: развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной.

План-конспект НОД в подготовительной к школе группе «Прогулка по набережной реки Волги»План-конспект НОД в подготовительной к школе группе «Прогулка по набережной реки Волги» Интегрируемые образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Физическое.

План-конспект НОД по рисованию отпечатком листьев «Зима пришла» в подготовительной к школе группеПлан-конспект НОД по рисованию отпечатком листьев «Зима пришла» в подготовительной к школе группе План - конспект НОД. Рисование в подготовительной к школе группе: "Зима пришла".Программные задачи: учить детей изображать зимнее дерево,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект НОД по программе И. Г. Сухина «Шахматы — школе»
Опубликовано: 3 марта 2022 в 14:06
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект НОД по программе И. Г. Сухина «Шахматы — школе»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Свиридова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД