Наталья Голубчикова
План-конспект НОД «Картины из песка в бутылке»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непрерывной образовательной деятельности детей
по теме: «Картины из песка в бутылке»
Автор конспекта НОД:
воспитатель Голубчикова Наталья Владимировна,
высшая квалификационная категория,
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №26»,
Снежинский городской округ.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»
Возраст: дети 6-7 лет.
Форма НОД: совместная опытно-экспериментальная деятельность.
Формы организации НОД: подгрупповая.
Публикация «План-конспект НОД „Картины из песка в бутылке“» размещена в разделах
- Бросовый материал. ИЗО, поделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насыпушки. Радужные баночки и бутылки
- Одноразовая посуда
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Поделки из пластиковых бутылок
- Рисование песком и на песке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Цель: способствовать накоплению у детей представлений о свойствах сухого и мокрого песка; дать представление детям о технике декорирования бутылки цветным песком.
Задачи:
1. Исследовать свойства физические сухого и мокрого песка.
2. Упражнять детей в умении исследовать самостоятельно свойства и качества материала, руководствуясь указаниями воспитателя.
3. Развивать логическое мышление: умение рассматривать объекты, подмечать малозаметные компоненты, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы по результатам обследования.
4. Формировать навыки декорирования бутылок при помощи цветного песка.
5. Продолжать учить детей зарисовывать условные знаки.
6. Развивать творческое воображение в продуктивной деятельности.
7. Воспитывать умение работать самостоятельно.
Лексическая работа:
Активизация словаря: песчаный, мокрый, сухой, тёмный, светлый, весы, ураган, воздушный шар, лаборатория, трафарет, песчинка, лупа.
Новые слова: барханы, природный фильтр, просочиться сквозь песок.
Предварительная работа:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» : рисование на мокром и сухом песке.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : игры с песком : «Золушка», «Волшебные линии», «Найди игрушку», «Я рисую на песке», «Отпечатки», «Маленький повар», «Туннель», «Песочные зарисовки»; изучение правил безопасного поведения с песком.
Образовательная область «Познавательное развитие» : беседа «Как появился песок»;просмотр видеосюжета «Где используется песок», просмотр мультфильма «Откуда берется песок»
Оборудование и материалы:
Средства ТО: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Материал для воспитателя:
1) магнитная доска с маркером (для зарисовки условных значков);
2) стилизованные ширмы «Мастерская», «Вход в город», «Секретная лаборатория»;
3) три указателя жёлтого цвета;
4) воздушный шар (стилизованная корзина с гелиевым шаром);
5) слайды:
изображение Изумрудного города с музыкальным сопровождением;
изображение неба с облаками;
фотографии с изображением песчинок причудливых форм;
видео обращение с письмом Элли;
флэшмоб «Приглашение к сотворчеству»;
алгоритм опытов №1-7.
Материал для детей:
1) книжка-малышка, простой карандаш;
2) оборудование для опытов:
Опыт № 1: пластиковый стаканчик с водой, 2 тарелочки с песком;
Опыт № 2: лупа, 2 тарелочки с песком;
Опыт № 3: 2 тарелочки с песком; два деревянных кубика;
Опыт № 4: 2 тарелочки с песком; коктейльная трубочка;
Опыт № 5: 2 тарелочки с песком; полая формочка.
Опыт № 6: 2 тарелочки с песком; стаканчик с водой; мерная ложка; воронка;
Опыт № 7: воронка; мерная ложка; 2 тарелочки с песком.
3) Материал для создания картин :
стеклянная прозрачная бутылочка с пробкой; сухой цветной песок разных цветов и оттенков в контейнерах; деревянная шпажка, мерная ложка; воронка бумажная и пластмассовая; коктейльная трубочка.
Планируемые результаты :
Ребёнок проявляет любознательность.
Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.
Обеспечено общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками.
Умеет исследовать свойства материала, выдвигать предположения, делать выводы.
Сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками. Ребёнок способен участвовать в совместной игре, целенаправленно действовать в команде.
Умеет оценивать собственную деятельность, деятельность сверстников.
Ребёнок способен к принятию собственных решений.
Ребёнок может выражать свои мысли и желания в продуктивной деятельности.
Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения.
Содержание НОД:
I. Вводная часть
Воспитатель: - Дети, сегодня на почтовый ящик мне пришло несколько сообщений. Но одно из них очень необычное. Внимание на экран.
(На экране видео обращение девочки Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»)
«Дорогие ребята! Великий Волшебник Гудвин объявил конкурс творчества
«Картина из песка в бутылке» Мои друзья Дровосек и Страшила хотят в нём участвовать. Картины они разные рисовали. А вот картины из песка в бутылке не умеют. Помогите им разобраться в этом вопросе.»
Воспитатель: - Ребята, поможем героям сказки?
Дети: - Да, поможем.
Воспитатель: - Давайте отправимся к ним! Как Элли и Тотошка попали в Волшебную страну?
Дети: - Их унёс ураган.
Воспитатель: - А как они очутились дома?
Дети: - Прилетели на воздушном шаре.
Воспитатель: - Предлагаю отправиться в путешествие на воздушном шаре.
( На экране: слайд с изображением неба с облаками)
Дети с воспитателем под музыку из мультфильма «Волшебник изумрудного города» «садятся» на воздушный шар (корпус коробки, стилизованный под корзину с большим гелиевым шаром.) Путешественники проходят в ворота, стилизованные под сказку в зелёных тонах.
Голос Великого волшебника Гудвина: - Добро пожаловать в Изумрудный город, друзья! Знаю, что вы прилетели на помощь друзьям: Страшиле и Дровосеку.
Идите по жёлтой дороге, она приведёт вас в мастерскую творчества.
(Дети идут по указателям жёлтого цвета, останавливаются около указателя «Секретная лаборатория храброго Льва»)
II. Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, я приглашаю вас в лабораторию храброго Льва. Там мы узнаем все секреты песка. Это пригодится нам при создании чудных картин из песка в бутылке.
Воспитатель: - Давайте вспомним правила безопасности при работе с песком. Назовите их.
(Дети по очереди называют правила)
Воспитатель: - Друзья, предлагаю вам занять свои места.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на столы. Что вы видите?
Дети: - Тарелочки с песком, ложки, стаканчики с водой.
Воспитатель: - Правильно. Всё это пригодится нам в изучении свойств песка.
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, что такое песок?
Дети: - Природный материал, полезное ископаемое.
Воспитатель: - Кто знает, как образуется песок?
Дети: - Песок образуется при разрушении твердых горных пород.
Воспитатель: - Дети, чтобы хорошо запомнить результаты работы в секретной лаборатории, я предлагаю вам использовать книжки-малышки. (Показ книжки.)
С одной стороны, где нарисовано солнышко, зарисуете значки о свойствах сухого песка. С другой (где капелька воды, свойства мокрого песка.
Название опыта Действия детей Вопросы к детям Выводы по результатам обследования
Опыт № 1
Определение цвета мокрого и сухого песка. Две тарелочки с песком. Предложить аккуратно налить в одну из них воду. Каким стал песок? (Мокрым).
Давайте сравним цвет сухого и мокрого песка. Сухой песок по цвету бывает светлым, жёлтым, а мокрый - темным, коричневым.
Опыт № 2
Рассматривание под лупой мокрого и сухого песка. Рассмотреть сухой песок под лупой. Из чего состоит песок? (частичек, песчинок)
Какие они по форме, размеру? (Все разные и по форме и по размеру) Вывод о структуре сухого и мокрого песка : между песчинками сухого песка находится воздух, поэтому их хорошо видно.
Между песчинками мокрого песка находится вода, все песчинки слиплись и их формы не видны.
Рассмотреть мокрый песок под лупой. Видны ли в мокром песке отдельные песчинки? (Отдельных песчинок не видно, они прилипли друг к другу)
Что же привело к тому, что песчинки слиплись? (Вода)
Правильно, когда наливали воду в сухой песок, из него вышел воздух. И вода заняла место между песчинками.
Опыт №3
Погружение предмета (кубика) в песок. Предложить выровнять сухой и мокрый песок ладонью. На поверхность песка положить два одинаковых, деревянных кубика, на их гранях отметить уровень погружения. Затем вынимаем кубики. Сравните, в каком песке кубик погрузился глубже и почему? В сухой песок Предметы погружаются в сухой песок глубже, чем в мокрый. Предметам, погружающимся в песок, легче вытолкнуть воздух, чем воду, которая находится между песчинками.
Опыт № 4Движение песка Дуть в коктейльную трубочку, направляя струю воздуха на сухой (мокрый) песок. Откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? Проведем опыт и узнаем.
Что происходит? (песок двигается)
Подуйте на мокрый песок. Что видите? (Песок не движется) Песчинки разлетелись в разные стороны; появились волны, песчаные холмы, песок передвигается. Эти морские волны, в пустыне называют барханами. Вывод о движении песка : сухой песок под воздействием ветра движется, а мокрый нет.
Опыт № 5
Имеет ли песок (мокрый и сухой) форму. Предложить засыпать формочки сухим и мокрым песком, их перевернуть. Что происходит с фигурами из формочек? Если песок сухой, песочные фигуры рассыпаются, из мокрого песка нет.
Мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой нет.
Когда песок высохнет, что произойдёт с вашими фигурами? (Они будут разрушаться) Почему? (Вода между песчинками испарится)
Опыт № 6
Прохождение воды через сухой и мокрый песок. Предложить детям насыпать в одну воронку с губкой сухой песок, в другую – мокрый. Налить в стаканчик воду. Наблюдаем процесс просачивания воды сквозь песок (вода проходит). Сухой и мокрый песок хорошо пропускают воду.
Опыт № 7
Сыпучесть мокрого и сухого песка. Предложить высыпать сухой и мокрый песок через воронку. Какой песок высыпается легче, лучше? (Сухой).
Если сухой песок сыпется, то он какой? (Сыпучий.) А мокрый? (Несыпучий). Сухой песок сыпучий, а мокрый несыпучий.
(После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в книжках-малышках условными обозначениями.)
Воспитатель: - Дети, кто хочет рассказать о свойствах сухого (мокрого) песка по своей книжке?
Обобщающие выводы о свойствах сухого и мокрого песка на основании зарисованных условных значков в книжках:
1. Сухой песок по цвету светлый, жёлтый; между песчинками находится воздух и поэтому предметы погружаются легко; сухой песок под воздействием ветра движется; принимает любую нужную форму; хорошо пропускают воду; сухой песок сыпучий.
2. Мокрый песок - тёмный, коричневый; между песчинками находится вода; предметы погружаются не так легко, чем в сухой песок; мокрый песок под воздействием ветра не движется; принимает нужную форму; хорошо пропускает воду; несыпучий.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. Продолжаем наше путешествие в творческую мастерскую.
Физкультурная минутка: флэшмоб «Приглашение к сотворчеству».
III. Заключительная часть.
По жёлтым стрелочкам дети приходят в творческую мастерскую
«Картины из песка в бутылке»
Вход в мастерскую - стилизованная ширма.
Воспитатель объясняет способы создания картины из песка в бутылке.
Воспитатель оказывает детям помощь при необходимости.
Страшила и Дровосек (видео обращение на экране) : - Спасибо, друзья! Мы научились создавать чудесные картины из песка в бутылке. Спасибо за помощь. До свидания! До скорой встречи!
Дети: - До свидания!
Возвращаются на воздушном шаре в детский сад.