Марина Скрынникова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Удивительный мир песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, расширять и обогащать знания детей о песке.
Задачи: Развивать наблюдательность, основы исследовательской работы, сенсорные ощущения, логическое мышление, речевую активность, внимание, память.
Учить детей определять физические свойства песка и делать умозаключения по результатам исследования.
Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Словарь: Исследователи, водопроницаемость, сыпучий, песчаные холмы, барханы.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Удивительный мир песка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Материалы и оборудование: сухой чистый песок; вода чистая и грязная; трубочки; лупы; палочки; воронки; ватные диски; пластиковые ложечки; тарелочки; стаканы; сито; конверт; формочки; слайд "Пустыня", "Песочный город"; слайды цветного песка на берегах морей.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы о пустыне и ее обитателях.
2. Заучивание наизусть стихов и загадок о песке.
3. Просмотр познавательного мультфильма "Приключения Адибу" : "Откуда берется песок".
4. Рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегах морей.
5. Изготовление цветного песка и рисование "песочной радуги".
Ход деятельности
- Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.
• Вы любите путешествовать?
Дети давайте отправимся в пустыню.
Я знаю волшебные слова, которые нам помогут: "раз, два покружись и в пустыне окажись!"
Дети кружатся и произносят слова.
На экране появляется слайд "Пустыня".
- Вот и пустыня.
• Какого цвета пустыня?
• Почему она желтая?
• А что это?
- Правильно, посмотрите: пустыня похожа на желтое море, только вместо воды - песок, вместо волн - песчаные холмы, барханы.
В небе светит раскаленное белое солнце. Какая жара!
Давайте с вами укроемся от жары в песочном городе.
Слайд "Песочный город".
- Но, чтобы войти в этот город, надо открыть замок на двери. Покажите какой замок висит. Давайте попробуем его открыть.
Пальчиковая игра "Замок".
Снимаю замок.
- Вот мы и в Песочном городе. Посмотрите, что вокруг происходит.
Загадываю загадку.
"Петя замок строит ловко,
Маша торт печет ведерком.
Здесь в пустыне на часок
Всех детей собрал. (песок).
• Ребята, хотите поговорить о песке, поближе рассмотреть его? Присаживайтесь на стулья.
• Расскажите, откуда появился песок?
Под воздействием окружающей среды: воды, ветра, холода и жары, горы разрушались и в течение многих лет, камни превращались в песок.
• Песок остается лежать на том же месте, где образовался?
Нет. Реки, моря своим течением постоянно выносят песчинки или вымывают из почвы, поэтому большинство песка скапливается по берегам рек, озер, морей.
• Где человек использует песок?
В строительстве, посыпают дороги зимой, входит в состав стекла, в песочнице, в песочных часах, применяют в медицине для лечения, а еще песком можно рисовать.
- Для рисования "Песочной радуги, мы использовали цветной песок".
• Дети, а как мы получили цветной песок?
Измельчили цветной мел и смешали с песком.
- Давайте покажем!
Пальчиковая игра (поочередно на одной руке, на другой руке).
"На терке мел потрем, потрем.
Молотком постучим, постучим.
Скалкой разомнем, разомнем. "
• Ребята, а вы знаете, что в природе тоже встречается разноцветный песок?
Просмотр слайдов "Разноцветный песок".
- Посмотрите на эти картинки. Здесь собраны фотографии разноцветных пляжей со всех концов мира.
- Сравните песок!
• Какого он цвета?
Фиолетовый, зеленый, оранжевый, розовый, красный, черный, серый, белый.
• Как вы думаете, почему песок на морских пляжах разный?
Предположения детей.
- Все зависит от того, из каких горных пород образовался песок. Есть уголок на нашей планете, где песок от природы раскрашен в семь цветов. Он находится в Индийском океане, на острове Маврикий.
Показ на карте.
- Дети, в нашем песочном городе есть научная лаборатория, в которой мы можем рассмотреть песок получше. Проходите, садитесь.
Дети проходят за столы.
• Какие правила надо соблюдать при работе с песком?
1. Не тереть грязными руками глаза!
2. Не брать песок и грязные руки в рот!
3. Не обсыпаться!
4. Аккуратно работать за столом!
Опыт 1. "Свойства и качества сухого песка".
• Что у вас на тарелочках?
Песок.
• Скажите, какой это песок?
Желтый, сухой.
- Возьмите сухой песок в ладонь.
• Прилипает ли он к рукам?
Нет.
- Пересыпьте песок из одной ладони в другую. Попробуйте просыпать через сито.
• Легко ли песок сыпется?
Да, легко.
• Почему он легко сыпется?
Он сухой, мелкий и т. д.
• Если сухой песок легко можно пересыпать, сыпать, значит он какой?
Сыпучий.
- Правильно, песок сыпучий. Повтори, Настя, полным ответом. Давайте все вместе повторим.
• Какая картинка подойдет для обозначения такого свойства сухого песка, как сыпучесть?
Дети выбирают.
- Потрите песок между пальчиками.
• Что ощущаете, какой песок?
Шершавый, колючий.
- Возьмите лупу, рассмотрите песок.
• Из чего он состоит?
Из песчинок, мелких камушков.
• Как они выглядят: одинаковые или разные?
Разные, маленькие, побольше, темные, светлые.
• Песчинки скреплены между собой?
Нет. Поэтому песок рассыпается.
• Как вы думаете, песок может двигаться?
• Хотите проверим?
- Возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на песке.
"Вдруг налетел ветер, началась песчаная буря".
Возьмите трубочки и подуйте на песок.
• Что вы видите на песке?
Рисунки исчезли, песчинки разлетаются.
- Сухой песок может перемещаться, двигаться с места на место. Давайте выберем модель, которая нам подскажет, что сухой песок движется!
Дети выбирают.
Опыт 2. "Свойства мокрого песка".
Налейте немного воды в тарелочки и размешайте ложкой. Рассмотрите через лупу.
• Какой стал песок?
Темнее, мокрый, липкий, влажный.
• Почему вы считаете, что песок мокрый, влажный?
- Потрогайте двумя пальчиками песок.
• Что вы увидели на пальцах?
- Попробуйте пересыпать его.
• Почему мокрый песок не сыпется?
- Разровняйте песок ладонью, возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на мокром песке. Подуйте!
• Исчез ли рисунок?
• Почему рисунок сохранился на мокром песке?
Мокрые песчинки слиплись и удерживают рисунок.
- Возьмите форму и сделайте пирог из песка.
• Получился пирог?
• Как вы думаете, почему из мокрого песка можно лепить разные фигуры?
Ответы детей.
- Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Мокрый песок принимает любую нужную форму.
• Итак, если мокрый песок не сыпется, лепится, принимает любую форму, как вы думаете, какую модель мы должны выбрать?
Дети выбирают.
- Давайте отдохнем. Ребята, подойдите ко мне.
Физ. минутка "Пустыня".
Посмотрите, вот пустыня, она в песок одета.
Желтая пустыня солнышком согрета.
По сыпучим барханам, змеи ползут,
В песке пауки и вараны живут.
А когда ветер набегает, то песчаная буря бывает.
И даже в такой буран, идет, плетется караван.
Верблюды грузы на себе везут,
свою еду в горбах несут.
Опыт 3. "Фильтр из песка".
- Ой, ребята, я совсем забыла, сегодня утром я получила письмо от Незнайки. Вот оно. Он пишет, что ему подарили Золотую рыбку. В аквариум Незнайка налил воды из реки. С водой попал мелкий мусор, бумажки, палочки. Незнайка просит подсказать ему, как очистить воду в аквариуме.
Предположения детей.
- Незнайка прислал нам пробы воды. Вот посылка. Возьмите каждый по бутылке с водой.
Ребята, есть метод очистки воды, который используют
в очистных сооружениях - это очистка песком.
Давайте вернемся в нашу лабораторию. Возьмите воронку, вниз положите ватный диск и насыпьте песок до половины. Налейте медленно грязную воду.
• Что происходит с водой?
Вода очищается, течет чистая вода.
• Где остается мусор и грязь?
Грязь и мусор остается на песке, а вода проходит сквозь песок.
- Но воду эту нельзя пить, ее надо прокипятить.
Сделаем вывод о том, что делает песок с водой.
Песок - это природный фильтр, он пропускает воду, очищает ее. Песок - водопроницаем!
Давайте обозначим наши действия моделью "Водопроницаемость песка".
Дети выбирают.
- Мы посоветуем Незнайке таким же образом очистить воду в аквариуме.
А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру "Кто спрятался в пустыне?"
В коробке с песком спрятаны обитатели пустыни. По заданию воспитателя, ребенок находит животное и называет его ( например: Кто спрятался в левом верхнем углу? Кто находится в правом нижнем углу? и т. д.) После того, как дети нашли всех обитателей пустыни, воспитатель просит детей повторить, где прятался каждый из них ( например: Где находился верблюд? Где пряталась змея? и т. д.)
- Ребята, давайте с вами повторим, что нового мы узнали о свойствах песка. А помогут нам в этом карточки-модели.
Дети по очереди выходят к доске и с помощью карточек-моделей рассказывают о свойствах песка.
- Вы молодцы! Вам понравилось занятие?