Елизавета Соколова
План-конспект НОД «Инженеры-конструкторы Тольятти» в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Соколова Е. Г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
для детей старшей группы компенсирующей направленности
с тяжёлыми нарушениями речи
Тема НОД: «Инженеры – конструкторы Тольятти»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Публикация «План-конспект НОД „Инженеры-конструкторы Тольятти“ в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Старшая группа
- Тольятти, мой город
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое (конструирование)», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
Развивающие:
- Активизировать словарь предметов, признаков, действий по темам: «Наш город», «Речной вокзал», «Водный транспорт», «Свойства предметов и материалов»;
- Развивать технические способности, навыки конструирования: планирование этапов постройки, подбор деталей кораблика по форме, цвету, устойчивости, умение передавать форму объекта средствами конструктора;
- Формировать навык конструирования и ориентировки по плану-схеме;
- Продолжать развивать навыки построения тематических микросоциумов;
- Совершенствовать навыки практической работы в инженерной книге;
- Развивать умение участвовать в опытно-экспериментальной деятельности, делать выводы и умозаключения (тонет – не тонет, в опытах с водой, разными конструкторами и материалами, определять из чего сделан предмет;
- Развивать словесно-логическое мышление;
- Развивать слуховое и зрительное восприятие;
- Развивать мелкую моторику и речевую активность методом криотерапии и пальчиковой гимнастики;
- Развивать творческое воображение детей, инициативность и самостоятельность;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к краеведению, бережное отношение к Волге;
- Воспитывать доброжелательное, отзывчивое отношение к окружающим;
- Воспитывать умение действовать в группе;
Образовательные:
- Закреплять умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре;
- Закреплять умение выражать свои мысли и умозаключения законченными фразами;
- Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной и конструктивной деятельности;
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, аудио запись – обращения к детям диктора речного вокзала. Макет «Наш город Тольятти и речной вокзал», макет реки. Наборы конструктора Lego, карты схемы и образцы. Материалы для опытно-экспериментальной деятельности (лаборатории) : сосуд с водой, детали конструктора: деревянный, железный, пластмассовый, магнитный, бумага. Тазик со льдом и пластиковые бутылки с теплой водой, полотенца по количеству детей, для криотерапии. Ноутбук с презентацией: «Веселая мультзарядка Lego Siti». Инженерные книги по количеству детей. Материалы для продуктивной деятельности. Мобильный телефон. Конверт с письмом. Эмблемы: инженеры-конструкторы, планшет для запуска программируемой машины.
Предварительная работа: опыты в лаборатории с водой. Просмотр мультфильма «Водный транспорт. Корабли», презентаций и беседы по темам: «Наш город Тольятти», «Речной вокзал Тольятти», «Водный транспорт»; построение микросоциумов из разного вида конструкторов: «Наш город Тольятти и речной вокзал»; чтение тематической художественной литературы, разучивание стихотворения «Наша Волга», отгадывание загадок о водном транспорте; рассматривание иллюстраций; сюжетно ролевая игра «Экскурсия по городу»; строительная игра «Речной вокзал»; рисование.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная «Весёлая зарядка», криотерапия, пальчиковая гимнастика
Коммуникативная Дидактическая игра «Из чего сделан предмет», «Назови правила»
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций, опытно-экспериментальная деятельность, конструирование
Игровая Обыгрывание макета
Продуктивная Практическая работа в инженерных книгах, рисование этапов
Логика образовательной деятельности
Этап Деятельность педагога Деятельность детей Предполагаемые результаты
Мотивационно-целевой
Воспитатель обращает внимание детей на аудио письмо на почте ноутбука (проектор) : «Внимание! Новости речного вокзала Тольятти. Ребята детского сада «Волшебный башмачок» построили прекрасный макет нового речного вокзала. Приглашаем всех жителей города Тольятти посетить наш вокзал»
- Ребята, поздравляю, Вы – настоящие инженеры-конструкторы, о Вас уже говорят в новостях!
- Давайте проверим, всё ли в порядке с нашей постройкой, ведь мы ждем гостей!
-Расскажите какой это город? А что это?
- Для чего нашему городу нужен речной вокзал? (ответы)
- Правильно, это место для стоянки кораблей и отправки людей в путешествия по реке.
- Как называется наша река? (Волга)
- Какой водный транспорт вы знаете? (ответы)
- Но сейчас река совершенно пуста и ей одиноко. Чем Вы сможете помочь нашей Волге? (построить корабли)
- Как вы думаете, тонут ли корабли в воде? (нет)
-Да, значит нужно найти прочный материал, давайте отправимся в лабораторию, проведём опыты, и решим, из чего будем строить корабли! Согласны? (да) Заинтересовываются,
отвечают на вопросы, принимают предложение.
Дети дают ответы. Ориентированы на интерес к образовательной деятельности
Установка положительного отношения к окружающему миру, другим людям.
Вступает в речевое взаимодействие.
Опытно-экспериментальный
- Мы, как настоящие исследователи и провели в лаборатории уже много опытов.
Каким был наш последний опыт? (Мы узнали, что вода испаряется)
Д/и «Из чего сделан предмет»
Из чего сделан этот кубик (из дерева). Значит он….деревянный. ( также с остальными предметами и материалами: железный, магнитный, бумажный, пластмассовый, пластиковый.
А сегодня мы будем определять, что тонет в воде, а что плавает на поверхности.
(Опыт с водой с разными конструкторами и материалами).
- Давайте возьмём детали разных конструкторов, бумагу, пластилин, опустим их в воду и проверим, какой конструктор или материал не утонет в воде.
- Какой конструктор ты выбрал для опыта
(магнитный, деревянный, железный, пластмассовый)
- А кто выбрал бумагу и пластилин?
(проведение опыта)
- Что осталось на поверхности воды? (ответы). Что тонет в воде? (ответы детей)
- Какой материал оказался самым подходящим для постройки?
(конструктор Leqo). Значит строим из конструктора Leqo!
- Давайте поиграем со льдом пальчиками, а теперь погреем их. (криотерапия) (нетрадиционный метод активизации мелкой моторики, способствующий развитию речи)
Пальчиковая гимнастика «НАША ГРУППА»
В нашей группе все друзья
Самый младший- это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
Вот такие мы друзья!
- Отправляемся в «Конструкторское бюро»!
Отвечают на вопросы, участвуют в опыте, делают выводы, принимают предложение.
Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд в миске (10 секунд). Затем разогревают руки о пластиковые бутылки с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки
Пальчиковая гимнастика.
(Дети ритмично сжимают кулачки в замок)
(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
Сгибают пальцы рук
Умеет вступать в речевое взаимодействие, участвует в коллективном разговоре, проявляет интерес к опытно-экспериментальной деятельности, обладает словесно-логическим мышлением.
Техника безопасности
Из какого конструктора Вы решили строить корабли? (из конструктора Lego)
Предлагает вспомнить и обсудить правила безопасной работы с выбранным конструктором, нарисовать значки, соответствующие правилам техники безопасности в инженерной книге.
Какие правила ты знаешь?
(Нельзя бросать конструктор на пол, ломать чужие постройки, не брать конструктор в рот)
С кем вы хотите построить корабли? (ответы и зарисовка значка – один ребенок или два и тд)
Теперь нарисуйте кораблик, который хотите построить.
Мы продолжим работу в наших книгах завтра. (остальные этапы)
- Предлагаю отдохнуть и подготовить наши ручки к работе! Давайте потанцуем!
Весёлая мультзарядка Lego Siti (видео на интерактивной доске) Дети садятся за столы.
Разбирают инженерные книги, зарисовывают правила безопасности при работе с конструктором, с кем будут строить и итоговый вариант постройки. (3 этапа)
Дети договариваются, кто с кем будет строить
Дети отвечают на вопросы.
Дети выполняют движения под музыку
Сформирован навык планирования этапов работы.
Развитие умения рассуждать, формирование связной речи.
Конструктивный
Конструкторское бюро:
-Инженеры-конструкторы, приступаем к постройке кораблей!
- Кому нужна схема или образец, или ты придумал свой кораблик? (ответы детей)
Кто строит кораблик вдвоём, садитесь вместе! Распределение детей (работа в парах)
Воспитатель отмечает успехи детей, помогает тем, кто испытывает трудности.
-Ребята, вы такие молодцы! Сколько разных кораблей плывут по нашей реке!
Педагог предлагает детям рассмотреть готовые постройки.
Дети выбирают конструктор, берут схемы этапов постройки, проходят за столы.
Дети рассматривают постройки, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Обладает развитым словесно-логическим мышлением, наблюдательностью, проявляет интерес к конструированию. Умеет взаимодействовать в группе Ориентирование на значимость проводимой деятельности
Оценочно-рефлексивный
Задаё т детям вопросы:
- Что мы сегодня с вами строили?
- Чем мы помогли реке?
- Всё ли получилось?
-Что было сложным?
-Ребята, вы сегодня отлично поработали, я надеюсь, кто-нибудь из вас обязательно станет инженером-конструктором, построит настоящий корабль и будет путешествовать по Волге!
- Мне на телефон пришло сообщение: «Встречайте робота-доставщика!»
Что-то он долго едет…. Давайте поможем роботу быстрее до нас доехать, ведь у нас есть программа ускорения движения роботов!
- Запускаем программу движения! (дети запускают программу на планшете)
- Робот-доставщик привёз письмо! Воспитатель читает письмо: Ребята! Спасибо вам за проделанную работу, вы построили прочные корабли, как настоящие инженеры-конструкторы! Примите памятный подарок!
Вручение медалей детям. Давайте сфотографируемся!
Размещение моделей в предметно-пространственной среде группы Обыгрывание моделей, используя программированный объект-машинку
Фотографирование деятельности и объектов
Воспитатель предлагает игру «Речной вокзал» Располагают корабли на макет реки у речного вокзала.
В группу заезжает машина, управляемая программой с планшета, с письмом для детей, в котором директор речного вокзала прислал детям призы – медали «Инженеры Тольятти»
Принимают, открывают письмо и надевают призы-медали
Воспитатель фотографирует детей и постройки
Имитация движения, игра «Водители»
Отправляются на «речную прогулку», в ходе которой закрепляются представления детей о работе и объектах речного вокзала Сформированы умения и навыки обобщённого способа действий.
Умеет вступать в речевое взаимодействие, участвует в коллективном разговоре, проявляет интерес к конструированию, обладает развитым словесно-логическим мышлением, умеет взаимодействовать в группе.