Назбике Ильясова
План-конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи «Дифференциация звуков «[Ч]» и «[Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Дифференциация звуков «Ч» и «Щ»
Цель: формировать умения дифференцировать звуки ч-щ, посредством выполнения различных упражнений.
Задачи:
Закрепляющие:
-закрепить умение делить слова на слоги.
- закреплять навык составления предложений.
Обучающие:
- Объяснить детям произношение звуков «щ» и «ч»,
-Учить детей в правильном произношении звуков «Ч» и «Щ»
Темочки:
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в произношении ча, ща, чу, щу.
-упражнять в употреблении увеличительного и уменьшительного суффиксов –ЧК и –ИЩ;
-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ : выделять слова с заданным звуком, подбирать слова на заданный звук, слышать и различать в словах
Развивающие : Развивать фонематический слух, внимание, память у детей.
Воспитательная: Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
Оздоровительная: Продолжать укреплять артикуляционный аппарат. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.
Коррекционно-образовательная задача: учить дифференцировать звуки [ч] и [щ] в словах, чистоговорках;
Коррекционно- развивающая задача : развивать слух, внимание.
Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать интерес к занятиям.
Словарная работа: щит.
Методы и приё мы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Демонстрационный материал: схема согласных звуков, предметные картинки на звуки «ч», «щ», предметные картинки по теме «Профессии», картинка гнома и великана, белые листы А4 с изображением чебурашки и щенка.
Раздаточный материал: билетики для каждого ребенка, фишки красного и желтого цвета, два белых листа А4 с изображением чебурашки, щенка, конвертики с предметными картиками.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Ребята, а вы любите путешествовать? Мы сегодня с вами отправимся в страну звуков. А поедем мы на поезде. Сейчас я раздам вам билетики, а вы по этим билетикам найдете свои вагоны. Эти билетики не простые. А для того, чтобы найти свой вагон правильно нужно выполнить задание на билете. Посмотрите на свои билеты, там вы увидите картинки, про себя называем слово и делим его на слоги. Если в слове один слог, то заходим в первый вагон, если два слога во второй вагон, если три слога, то в третий вагон. Все сели, я сейчас пройдусь по вагонам и проверю правильно ли, вы заняли свои места.
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами едем, давайте сделаем гимнастику для наших язычков, поиграем немного с ними. (выполняем упражнения «Часики», «Качели», «Лошадка».)
Воспитатель: Молодцы, очень старались. Вот мы и приехали в страну звуков. А теперь я попрошу всех выйти с поезда и занять место за столом. В стране звуков мы будем сегодня с вами играть, заниматься, выполнять разные задания. (Следим за осанкой детей).
Воспитатель: Попробуйте угадать, с какими звуками мы сегодня познакомимся.
(Дифференциация звуков.)
Сейчас я покажу вам картинки, а вы подумайте, что общего в этих картинках:
ЧАШКА, ЧАЙНИК, ЧЕМОДАН (начинаются со звука «Ч»)
ЩЁТКА, ЩЕНОК, ЩУКА (начинаются со звука «Щ»)
Правильно! Давайте попробуем произнести эти звуки. «Щ-щ-щ»(кончик языка держите за верхними зубами- рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ). Хорошо,а теперь язычок поднимется вверх, постучит по зубкам и споё т песенку паровоза: «Ч-чччч».
Соотнесение звука и буквы. Схему. Звуки, их мы слышим и произносим. Буквы мы видим читаем и пишем.
А теперь повторяйте за мной волшебные чистоговорки:
1. Произнесение чистоговорок - сопоставление звуков [Ч], [Щ].
Ча-ча-ча- к Тане вызвали врача. Ща-ща-ща - в речке я поймал леща.
Чо- чо -чо- солнце греет горячо. Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу.
Че-че-че - сидит кошка на плече. Що-що-що –мы хотим играть ещё.
Чу-чу-чу- нам купили по мячу. Щи-щи-щи- наша мама варит щи.
Чи-чи-чи- ходят по полю грачи. Ще-ще-ще- нет дождя, а я в плаще.
Педагог: Ребята, скажите какие звуки мы услышали в волшебных чистоговорках? (ответы детей).
«Ч», «Щ».
Физминутка.
Раз,два,три, четыре, пять (шагаем на месте)
Все умеем мы считать (хлопаем в ладоши)
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)
Руки за спину положим (руки за спину)
Голову поднимем выше (поднимаем голову)
И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох, - 3 раза)
4. Игра «Слушай внимательно» :
- Ребята, у вас на столах фишки красного и желтого цвета.
Показываете красную фишку, услышав звук – Ч, и «желтую фишку», услышав звук Щ. (ночь, плащ, щука, дочь, щавель, угощение, очки, печенье).
5. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «В стране великанов и гномиков»
- Представьте, что эти согласные и всегда мягкие звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, ножка, носик, глазик, а великана – ручища, нога – ножища, у великана не глаза (а глазищи, не нос, (а носище, не губы, (а губищи,
6. Физминутка.
Подойдите все ко мне и встаньте на любое свободное место на ковре. Сейчас мы будем определять, где стоят звуки Ч и Щ, в начале слова, в середине или в конце.
- Если вы услышите звук ч в начале слова, нужно поднять руки вверх и потянуться на носочках.
- Если звук ч будет звучать в середине слова, то попрыгать на месте на двух ножках.
- Если вы услышите звук в конце слова, то нужно будет приседать.
Итак, слушаем слова: чайник, бабочка, бочка, чай, калач, удочка, кирпич.
7. Послушайте новую скороговорку:
Щеткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.
- Ребята, в каких словах встречался звук Ч?
- В каких словах вы услышали звук Щ?
- А в каком слове встретились оба звука?
- Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?
- А теперь эту скороговорку повторят только девочки.
- Сейчас мы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.
- А теперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.
- Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.
- Теперь громким голосом, (и шепотом).
- Молодцы!
8. - Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки Ч и Щ, и рядом лежит большой лист, на котором мы видим портреты Чебурашки и Щенка. Сейчас вы будете дарить эти картинки зверятам. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку?
III. Итог занятия.
-С какими звуками мы сегодня познакомились?
Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?
А теперь нам нужно возвратиться в детский сад. Для того, чтобы поехать и сесть в вагоны надо назвать слова со звуками Ч и Щ.