Галина Санатулина
План-конспект НОД по ранней профессиональной ориентации воспитанников «Труд овощевода»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект непосредственной образовательной деятельности по ранней профессиональной ориентации воспитанников старшей группы 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие»)
Тема «Труд овощевода»
Санатулина Галина Викторовна,
воспитатель
2016г.
Тема «Труд овощевода»
Цель: Формирование целостного представления дошкольников о профессиях.
Задачи:
Публикация «План-конспект НОД по ранней профессиональной ориентации воспитанников „Труд овощевода“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Обучающие.
Уточнить и расширить знания детей о содержании труда овощевода.
Расширить представления детей о сезонных работах овощевода и об использовании огородного инвентаря.
Познакомить с разнообразием сельскохозяйственной техники.
Показать важность и значимость профессии овощевода для других людей.
Уточнить знания о заготовке и хранении овощей.
Развивающие.
Развивать познавательный интерес детей к труду овощевода.
Развивать умение детей высказывать своё мнение, поддерживать диалог.
Обогатить и активизировать словарь детей по теме (овощевод, лопата, грабли, лейка, тяпка, семена, сельскохозяйственная техника, культиватор, сеялка, прополочные машины, поливальные установки).
Совершенствовать технику вырезания кругов и овалов.
Развивать умение доводить начатое дело до конца.
Развивать крупную и мелкую моторику.
Воспитательные.
Воспитывать уважение к труду овощеводов.
Воспитывать наблюдательность, самостоятельность, бережное отношение к материалам и инструментам.
Воспитывать привычку убирать свое рабочее место.
Оборудование и материалы: костюм овощевода, корзина с муляжами овощей, набор картинок овощей и их семян, набор картинок инвентаря овощевода, набор картинок сельхоз техники, маски овощей, банки с домашними заготовками (соленьями, шаблон банки, альбомные листы и заготовки из цветной бумаги на каждого ребёнка, ножницы, клей, клеевые кисти, клеёнки, салфетки.
Предварительная работа: беседа об осенних работах в огороде, о пользе овощей; рассматривание овощей; приготовление овощного салата; разучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла», дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Общая продолжительность НОД: 25 минут.
Логика образовательной деятельности:
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1. Игровой сюрпризный момент.
В гости к детям с корзиной приходит Овощевод.
-Здравствуйте, ребята, вы догадались кто я?
Кабачки и баклажаны, огурцы и помидоры, собирают утром рано, нам нужны так эти сборы.
Той продукцией весь год
кормит нас… (овощевод).
-Я принёс вам овощи, а какие узнаете, отгадав мои загадки:
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросло. (Свекла)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста) Здороваются с Овощеводом.
Отгадывают загадки. Создан интерес к предстоящей деятельности.
2. Овощевод :
-Овощи растут в земле - на огороде, в поле. Чтобы вырастить хороший урожай нам приходится трудиться весь год. Весной необходимо подготовить семена.
Демонстрируются картинки овощей с прикрепленными к ним в прозрачных мешочках семенами (Приложение 1).
-Также весной вскапывают почву, вносят удобрения, сеют семена.
Летом ухаживают за посевами – пропалывают, поливают, рыхлят почву. А вы знаете какой инвентарь используют при уходе за посевами?
Дидактическая игра
«Я покажу, ты расскажи».
Овощевод показывает детям картинки инвентаря, предлагает назвать его и рассказать, как им работают в огороде (Приложение 2).
Рассматривают картинки и семена овощей.
Берут картинки инвентаря, называют его и рассказывают, как им можно работать в огороде. Уточнены и расширены знания детей о содержании труда овощевода.
Имеют представления о сезонных работах овощевода и об использовании огородного инвентаря.
Обогащён и активизирован словарь по теме.
3. Игра «Слово называй – маску надевай».
Здесь весною было пусто,
Летом выросла… (капуста).
Солнышко светило,
Чтоб ярче зеленел … (укроп).
Собираем мы в лукошко
Очень крупную … (картошку).
От дождя земля намокла – Вылезай, толстушка … (свёкла).
Из земли – за чуб плутовку
Тянем сочную … (морковку).
Помогает деду внук –
Собирает с грядок … (лук).
Просит дедушка Федюшку: - Собери ещё … (петрушку).
Вот зелёный толстячок – Крупный, гладкий … (кабачок).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали! Называют слово и надевают маски. Соотносят описание овоща и его название.
4. Подвижная игра «Вершки и корешки».
Овощевод предлагает детям поиграть, называет овощ.
Встают в круг, показывают движениями, где овощ произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. Развита крупная моторика.
5. Рассказ Овощевода :
-На огороде – лопатой землю вскопали, из лейки полили, тяпкой пропололи и убирали урожай. На одну семью хватит овощей, а если в детский сад нужно, в больницу, в магазин, ведь не у всех людей огород есть. Чтобы вырастить больше овощей их сажают не на маленьких грядках, а на больших полях, и помогают овощеводам в этом «умные машины».
Демонстрируются картинки техники на полях (Приложение 3).
-Трактор большими плугами пашет землю, культиватором рыхлит ее, сеялка сеет, есть прополочные машины, поливальные установки поливают, даже самолеты помогают вырастить хороший урожай, обрабатывают поля от вредителей и сорняков. А осенью, когда урожай созреет, в поле выходит уборочная техника, а грузовые машины увозят его с полей и в магазин, и в детские сады, и в больницы, на заводы, для переработки, там из них делают различные маринады, салаты, соки. Очень много овощей везут в овощехранилище, чтобы всю зиму потом в магазине были свежие овощи. Вот какую огромную работу проделывают овощеводы. Слушают рассказ Овощевода, рассматривают картинки, высказывают своё мнение. Знакомы с разнообразием сельскохозяйственной техники.
Знают о важности и значимости профессии овощевода для других людей.
Умеют высказывать своё мнение, поддерживать диалог.
Обогащён и активизирован словарь по теме.
С уважением относятся к труду овощеводов.
6. -Какие заготовки из овощей делают у вас дома. Как вы думаете, для чего делают заготовки на зиму.
Демонстрируются банки с заготовками.
Предлагает детям заготовить овощи для кукол.
-Для того, чтобы сделать банку для заготовок, обведите шаблон и вырежьте её. Рассмотрите заготовки цветной бумаги о подумайте. Какие овощи из них можно вырезать? Вспомните форму овощей. Как будете вырезать круглые «помидоры», овальные «огурцы»? Как необходимо расположить в банке элементы будущей работы? Высказывают своё мнение, рассматривают банки с заготовками.
Определяют форму овощей и способы их вырезания. Уточнены знания о заготовке и хранении овощей.
Совершенствована техника вырезания кругов и овалов.
7. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох.
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла и ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох.
И суп овощной оказался неплох! Ю. Тувим «Шагают» пальчиками, загибают по одному пальчику, хлопок, загибают по одному пальчику, хлопок, загибают по одному пальчику, хлопок, ладони складывают крест-накрест, загибают по одному пальчику, хлопок, «едят» суп.
Развита мелкая моторика рук.
8. Предлагает приступить к выполнению аппликации «Овощные заготовки для кукол».
Индивидуально оказывает помощь затрудняющимся детям. Напоминает правила работы с клеем и ножницами. Выполняют аппликацию.
Наводят порядок на рабочем месте.
Развито умение доводить начатое дело до конца.
Самостоятельны и бережно относятся к материалам и инструментам.
Имеют привычку убирать свое рабочее место.
Рефлексия.
Выставка аппликаций на тему «Овощные заготовки для кукол». Дети показывают свои работы куклам.
Список использованных источников:
1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. Изд. 2-е.
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2000.
3. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Ильчук Н. П. Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Рекомендовано Управлением дошкольного образования РФ. - 1-е издание М., АСТ, 1998.
5. Комратова Н. Г. «Мир, в котором я живу». Методическое пособие по ознакомлению детей 3 – 7 лет с окружающим миром. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
6. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2–е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1986.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3