Юлия Шадрина
План индивидуальной работы в учреждении дополнительного образования «Калейдоскоп творчества. Одаренные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».
Публикация «План индивидуальной работы в учреждении дополнительного образования „Калейдоскоп творчества, Одаренные дети“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Комплексный подход к решению задач по создания целостной системы работы с одарёнными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий.
Индивидуальная программа рассчитана на обучающихся младшего и среднего школьного возраста, которые показывают наилучшие знания при прохождении основной программы «Калейдоскоп творчества» и направлена на овладение обучающимися знаний и умений, выходящих за рамки основной программы, а также подготовки к участию в проектах, конкурсах, чемпионатах разных уровней организации.
«Калейдоскоп творчества» выступает в качестве теоретического и методического основания для практической работы и направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает условия для развития одаренных детей, в первую очередь, реализацию индивидуальности обучающихся. Реализация программы позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень, приведет к появлению системных нововведений в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства.
Расширить возможности одаренных детей поможет Арт-проект персональных выставок талантливых детей «Я слышу сердцем» совместно с МУК «Приуральский районный краеведческий музей» с. Аксарка, Районным Центром национальных культур с. Аксарка, а также на странице в контакте https://vk.com/id117692698 будет публиковаться информация и фотографии детского творчества.
Пояснительная записка
Программа индивидуальной работы «Калейдоскоп творчества – одаренные дети» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р,
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»).
Направленность: программа индивидуальной работы «Калейдоскоп творчества – одаренные дети» имеет художественную направленность и предназначена для развития одаренных детей в области декоративно - прикладного творчества.
Программа была изменена с учетом требований к индивидуальным программам дополнительного образования для одаренных детей.
Актуальность: потребность общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени растет с мгновенной скоростью. Это связанно с глобальными изменениями в социальной и экономической сфере. Удовлетворение этой потребности может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с одаренными обучающимися. С помощью индивидуальной программы мы привлекаем одаренных детей к участию в различных мероприятиях, способствующих их развитию. Работа дает свои результаты: творчески одаренные дети проявляют себя в различных мероприятиях: фестивалях, выставках, конкурсах разного уровня.
Новизна: индивидуальная программа «Калейдоскоп творчества – одаренные дети» разработана для развития и поддержки одаренных детей. Предполагает использование новых технологий, материалов, что даёт возможность для создания эксклюзивных изделий и развития у детей исследовательских способностей.
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Образовательные :
- углубление основам мастерства декоративно-прикладного искусства;
- самостоятельно проектировать композиции, панно, аппликации, изделия, импровизации с природным материалом, соленым тестом, кожей, тканью, фоамираном, бумагой, трафаретом, нитками и т. д. ;
- научить пользоваться видео-уроками (мастер-классами) для самостоятельного создания изделия.
Воспитательные:
- ответственное отношение к труду, аккуратность, самостоятельность;
- чувство коллективизма.
Развивающие:
- углубление технического мышления и конструкторских способности;
- формирование интереса к творчеству художника, мастера, дизайнера;
- узнаваемость индивидуального почерка при выполнении изделий.
Отличительной особенностью индивидуальной программы является-привлечение одаренных детей к участию в различных мероприятиях, способствующих их развитию и достижению высокого уровня.
За время работы с одаренными детьми : создан банк данных по одаренным детям, постоянно действующая выставка творческих работ обучающихся, учет индивидуальных достижений, проведение выставок детского творчества, оформление продукта художественно-творческой деятельности в портфолио. Ежегодные конкурсы, в которых мы принимаем участие:
1. Открытый районный этнофестиваль детского творчества (октябрь 2019);
2. Муниципальный этап X окружного заочного соревнования юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор. (октябрь 2019);
3. «Все краски Ямала» детский фестиваль народного творчества (декабрь 2019);
4. Муниципальный (заочный) этап конкурса юных рационализаторов и изобретателей «От замысла к воплощению». (март 2020);
5. Конкурс проектов «Созвездие талантов» (апрель 2020);
6. Конкурс декоративно-прикладного творчества «Приуральская звездочка» (1 июня 2020).
Программа рассчитана на одаренных детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Срок реализации программы – 3 года. Всего на освоение программы отводится 216 часов:
1 год обучения - 72 часа;
2 год обучения - 72 часа;
3 год обучения – 72 часа.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа. Длительность каждого учебного занятия составляет 30 минут. Перерыв между занятиями - 10 минут.
Наполняемость группы не более 3 человек.
Формы проведения занятий: индивидуальные, практическое, мастер-класс.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации программы «Калейдоскоп творчества – одаренные дети» обучающиеся должны
к концу 1 года обучения:
- знать правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
- уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, самоконтроль над её ходом и результатами;
- уметь осуществлять декоративное оформление и отделку;
Способы проверки результативности освоения программы:
В качестве диагностики используются:
мини-проекты;
проект;
выставки;
конкурсы.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п/п Тема Количество часов
Теория Практика Дата
1. Подготовка к конкурсу «Созвездие талантов» 10 14
2. Подготовка к конкурсу «Я-исследователь» 10 14
3. Подготовка к конкурсу «Ступень в будущее. Юниор» 10 12
4. Выставка конкурсных работ за учебный год. 2
Содержание обучения.
1 год обучения
Раздел 1. «Созвездие талантов» (24 часа)
Вводное занятие.
Теория: План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе. Выбор темы. План работы по содержанию (цели, задачи, проблема, актуальность, описание проекта).
Практика: Создание эскиза, наброска. Подбор материалов и инструментов. Выполнение практической части проекта (макет, панно, объемное изделие).
Раздел 2. «Я-исследователь» (24 часа)
Теория: Выбор темы. План работы по содержанию (цели, задачи, проблема, актуальность, описание проекта).
Практика: Создание эскиза, наброска. Подбор материалов и инструментов. Выполнение практической части проекта (макет, панно, объемное изделие).
Раздел 3. Ступень в будущее. Юниор. (22 часа)
Теория: Выбор темы. План работы по содержанию (цели, задачи, проблема, актуальность, описание проекта).
Практика: Создание эскиза, наброска. Подбор материалов и инструментов. Выполнение практической части проекта (макет, панно, объемное изделие).
Раздел 4. Выставка конкурсных работ за учебный год. (2 часа)
Практика: Выставка лучших работ за учебный год.
Литература для педагога
1. Белоусова, А. К. Развивающая образовательная среда для одаренных детей / А. К. Белоусова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 70 с.
2. Боева Е. Л. Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей : метод. рекомендации / Е. Л. Боева, О. И. Кондратенко. – Старый Оскол : Лина, 2011. – 95 с.
3. Дереча, И. И. Этапы педагогической поддрежки развития творческой одаренности младших школьников / И. И. Дереча // Концепт. – 2013. - №5(21).
4. Емельянова, И. Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе / И. Е. Емельянова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. - №3. – С. 62-69.
5. Еремкин А. Н. Школа одаренности. Тайна рождения гениев / А. Н. Еремкин. – М. : Аиф-Принт, 2003. – 332 с.
6. Журба, Н. Н. Детская одаренность как педагогическое понятие / Н. Н. Журба // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2010. - №23(199). – С. 127-133.
7. Зверева, Л. И. Психологические особенности одаренного ребенка / Л. И. Зверева, Е. В. Боброва, Е. В. Белова // Пермский педагогический журнал. – 2012. - №3. – С. 90-93.
Электронные ресурсы
1. Всероссийский педагогический портал «Методкабинет. РФ» https://методкабинет. рф/index.php/publications/dopobrazovanie.html
2. Информационный портал «Дополнительное образование» https://dopedu.ru/
3. Портал «Интеллектуально-творческий потенциал России» https://future4you.ru/
4. Портал «Педагоги online» https://pdo-online.ru/
5. Сайт для педагогов «Большая перемена» https://www.pomochnik-vsem.ru/
6. Сайт для учителя, воспитателя, педагога «Педразвитие. ру» https://pedrazvitie.ru/
7. Сайт о дополнительном (внешкольном) образовании «Внешкольник. РФ» https://dop-obrazovanie.com/
8. Сетевое социально-педагогическое сообщество «СоцОбраз» https://socobraz.ru/index.php/
Список литературы, рекомендованный родителям
1. Джумагулова, Т. Н. Одаренный ребенок : дар или наказание. Книга для педагогов и родителей / Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – СПб. : Речь, 2009. – М. : Сфера, 2009. – 160 с.
2. Ландау, Э. Одаренность требует мужества : психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау; науч. ред. Н. М. Назарова; пер. с нем. А. П. Голубева. – М. : Академия, 2002. – 144 с.
3. Савенков, А. И. Ваш ребенок талантлив : детская одаренность и домашнее обучение / А. И. Савенков. – Ярославль : Академия развития, 2002. – 352 с.