Татьяна Тукиш
Пирамида описания как прием активизации мышления у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать
Загадка в самых разных видах всегда используется в обучении.
Для чего нужна загадка:
- воспитывает эстетическое восприятие;
- умение слушать, анализировать;
- умение создавать в воображении зрительные образы.
С помощью загадки дети учатся любить художественное слово, пополняют свой словарный запас, уточняется смысл известных слов, расширяется запас синонимов, антонимов и т. д.
Загадки хороши тем, что их можно связать с любыми видами деятельности и с любой темой.
Загадки бывают разные. К загадкам я отношу и используемый мною в работе с детьми прием, который называется «Пирамида описания»
Публикация «Пирамида описания как прием активизации мышления у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Пирамида описания – это очень интересная и своеобразная загадка. Отгадка может прийти на любой ступени. Действуем снизу вверх. Но сначала изготовим пирамиду Она может быть любой: похожей на настоящую пирамиду, или не похожей, например, сделанной из прямоугольников или треугольной. Конечно, должна быть разноцветной и яркой, чтобы привлекать детей.
Итак, вопросы идут снизу вверх. На этапе обучения пользования пирамидой, загадку загадывает педагог, затем дети. Расскажу на примере собаки при изучении темы «Домашние животные». Итак, я загадала собаку.
1. Что? Кто? Где? Когда? Сколько?
Описываю : где и при каких обстоятельствах загаданный мною объект встречается. Можно историческую справку. Его численное количество. Сообщаю детям: «Можно встретить дома, на улице, в лесу, в поле. Утром, вечером, днем. Иногда много, иногда мало, можно встретить один объ-ект».
2. Какие?
Признаки предмета/объекта. Его форма, цвет, базовые характеристики. «Бывают черные, бе-лые, рыжие, разноцветные, большие, средние, маленькие»
3. Почему? Зачем?
С какой целью предмет/объект используется в повседневной жизни человека. Друг, охранник.
4. Как?
Каким образом осуществляется его эксплуатация. Живет с человеком.
5. А что если?
Здесь необходимо подумать, что могло бы быть при отсутствии этого предмета/объекта, а возможно его иного использования. «Если вдруг объект исчезнет, человек лишится друга, защитника, и т. д.
С каждым разом описания становятся более сложным, с описанием деталей, которые помогут воспроизвести облик предмета/объекта.
Загадки могут быть более или менее сложными, дополнятся различными подробностями в зависимости от возрастной категории детей, но остается основа - это образность доносимой информации.
Уже сейчас я могу смело утверждать, что детям интересно работать с пирамидой описания. При постоянном применении дети быстро и легко справляются с описаниями, строя свою загадку. Их описания становятся более образными, интересными, расширяется словарный запас.
Использование этого приема внесло в работу элемент творчества, повысило интерес к изучаемым темам, что подтвердило правильность моего выбора.