Анисат Эльдерханова
Пилотажное исследование «Влияние дидактической игры на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пилотажное исследование на тему: «Влияния дидактической игры на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста».
Тесная связь эмоциональных и познавательных процессов открывает широкие возможности экспериментального исследования эмоциональной сферы дошкольников.
Я обследовала детей 5-6 летнего возраста, посещающих «Детский сад». В группу испытуемых входили 6 мальчиков и 6 девочек.
Публикация «Пилотажное исследование „Влияние дидактической игры на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Исследовательская деятельность
- Летчики, пилоты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
С целью определения умений детей понимать, распознавать и называть эмоциональные состояния, изображенные на картинках; определения настроения, устойчивых черт личности детей, мы для диагностики отобрали: тест «Определи выражение лица», модификация теста Люшера.
Тест «Определи выражение лица».
Цель: определить уровень эмпатии.
Описание методики: детям предлагалось рассмотреть 4 карточки с графическим изображением человеческих эмоций. При этом задавался вопрос: «Какое это лицо?».
Задача ребенка назвать, какие эмоции соответствую выражению лиц, изображенных на каждой картинке: радость, грусть, страх, гнев, удивление.
Тест проводился индивидуально с каждым ребенком.
Анализ результатов.
Результаты первичного эксперимента показали, что дети в основном правильно определили эмоциональные состояния. Легче и быстрее им удалось определить эмоциональное состояние радости. Большинство детей определили это выражение лица как веселое, и только двое назвали его радостным. Можно сказать, что испытуемые еще не умеют точно выражать в слове оттенки хорошо знакомых им эмоциональных состояний. Это подтверждается и определением грустного состояния. Все дети для характеристики этого состояния использовали одно прилагательное – грустный, и только один ребенок дал определение – расстроенный. Я считаю, что в этом ответе проявился большой жизненный опыт ребенка и сформированный в этом опыте богатый словарь.
Изображение более сильных и значимых для окружающих эмоциональных состояний страха и гнева дали наибольшее разнообразие ответов. Дети определяли выражение страха как пугливое, удивленное хмурое, обиженное расстроенное и т. д. ответы детей свидетельствуют о том, что дети воспринимают и понимают выражение страха как эмоциональное состояние, но большинство из них не владеет словарем, необходимым для характеристики этого состояния. Причиной ошибок испытуемых в характеристике выражения страха мы считаем недостаточный жизненный опыт детей.
Аналогичная ситуация создалась и при попытках испытуемых характеризовать выражение гнева. Слово «гнев» отсутствует в активном словаре детей. Для характеристики гневного выражения лица они использовали синонимы, близкие по значению к этому слову: злое, сердитое. Лишь один из испытуемых назвал изображение лица в гневе страшным. Я считаю, что этот ребенок правильно определил это эмоциональное состояние.
Большинство детей правильно назвали выражение удивления, и только двое дали определение «страшное». Один ребенок не смог определить это выражение.
Данные первичного эксперимента показали необходимость специальной работы как по формирования навыков понимания эмоциональных состояний человека по выражению его лица, так и по расширению словаря, характеризующего эти состояния и словаря синонимов, позволяющих давать как общую характеристику выражения эмоциональных состояний.