Колосова Эльвира
Песочная терапия в ДОУ как способ коррекции в развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием кинетического песка
▼ Скачать + Заказать документы
Колосова Эльвира Александровна
Городской округ «Поселок Агинское»
МДОУ детский сад «Далай», учитель – дефектолог
На сегодняшний день инклюзивное образование в России подразумевает метод современного подхода в процессе совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. По мнению Российских ученых с качественным введением данного образования дети с ограниченными возможностями здоровья и дети инвалиды могут достигать наиболее эффективного прогресса в социальном развитии. Основываясь на социальной адаптации и реабилитации в системе психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как цель конечного, а как наиболее важнейшее из условий адекватного и эффективного вхождения ребенка в социум.
Публикация «Песочная терапия в ДОУ как способ коррекции в развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием кинетического песка» размещена в разделах
- Кинетический песок
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Система современного дошкольного образования уделяет особое внимание в разработке и создании условий и методов внедрения инклюзии, опираясь на более современные подходы и технологии в развитии детей с ОВЗ и детей инвалидов. В настоящее время существует множество методов и способов развития относительно детей с особыми образовательными потребностями. Не секрет, что одними из самых эффективных и проверенных методов являются игровая терапия. Таких методик в психолого-педагогическом опыте довольно много. Но мы сегодня остановимся только на одной, той, которая применяется в нашей работе с детьми – это песочная терапия, а точнее игровая терапия с использованием кинетического песка (sand-play).
Опыт работы доказывает, что песочная терапия является одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, помогает в развитии и организации коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения. Еще с советских времен в детских садах игры с песком и водой были неотъемлемым средством в развитии детей. В современном дошкольном образовании метод песочной терапии остается по-прежнему востребованным, но не изученным до конца.
Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг был первым, кто заметил терапевтический эффект при игре с песком. На первый взгляд казалось бы, что это обычные игры с песком - ребенок лепит что-то из песка, а потом без сожаления разрушает эти творения, что создал сам, а затем снова лепит… Но именно этот процесс и хранит в себе уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. В процессе своих действий малыш неоднократно проживает эту тайну, и достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Психотерапевтическое свойство песка дают возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Для ребенка с особыми образовательными потребностями игра с песком предоставляет возможность изменить дискомфортную для него ситуацию, он учится самостоятельно преодолевать трудности.
В нашем детском саду, в целях коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ, я использую песочную терапию для решения психолого-педагогических проблем связанных с конфликтным поведением, гиперактивностью и возбудимостью, при проявлениях агрессии, тревожности, страхах, а также для диагностики эмоционально-личностной сферы. Также песочная терапия помогает мне в коррекционно-развивающих занятиях, для достижения различных целей: ознакомление с эмоциями, чувствами, обучению взаимодействию в группе и сплочению детей, развитию мелкой моторики и познавательной сферы. Изначально это были игры с обычным песком (сухой, влажный, цветной, затем современные технологии позволили нам расширить возможности, и к нам на помощь пришли световые экраны для рисования песком на поверхности. Но, как известно наука в развитии современных механизмов и технологий не стоит на месте, и мы стараемся шагать в ногу со временем. Для того чтобы улучшить эффективность коррекции обнаруженных нарушений в развитии у детей, имеющих отклонения, я начала использовать новый, более инновационный и интересный метод интегративной модифицированной терапии, осуществляемый на основе кинетического песка (sand-play). Игры с кинетическим песком я включаю как часть основного занятия.
Преимущество данного метода является полифункциональным, так как игры с кинетическим песком помогают решать как коррекционно-развивающие задачи, так и использовать его для отработки актуального эмоционального состояния. Песочная терапия имеет большой потенциал в качестве одного из диагностических проективных методов и используется мною в ряде групповых и индивидуальных занятий в работе с детьми. Именно поэтому песочную терапию называют одним из направлений психолого-педагогической арт-технологии, так как именно она приобретает все большую актуальность при работе с детьми, является одной из форм естественной активности ребёнка. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. В песочной среде могут проигрываться реальные жизненные ситуации, проблемы, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Игра с песком полезна для развития мелкой моторики, а также для развития ВПФ, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей.
Кинетическому песку в практической части своей работы уделяю важную роль. Организовывая коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ, я стараюсь создавать более благоприятные условия, учитывая все соответствующие принципы в создании естественной среды для их стимуляции комфортного и уверенного пребывания в ней, а также для проявления своей творческой активности. Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития, которые испытывают дети. Для этого я подобрала задания, соответствующие потребностям и возможностям ребенка; перед началом выполнения формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей и результатов. Поощряются фантазии и творческий подход; реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр.
Разрабатывая и создавая коррекционно-развивающие занятия с использованием кинетического песка, главной целью является - не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.
Исходя из цели, я реализую следующие задачи:
- развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику;
- снимать мышечную напряжённость;
- развитие способностей к социализации;
- помогать ребёнку, чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме;
- стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
- соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы для решения проблемной ситуации;
- преодолевать комплекс неуверенности, создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок; и др.
Коррекционно-развивающие занятия организуются в соответствии с выявленными нарушениями и проблемами в эмоциональной сфере. В начале года нами была проведена диагностика, в которой были обследованы дети старшего дошкольного возраста, среди них были выявлены дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере. Это были дети с разными нарушениями (гиперактивность, повышенная возбудимость, низкая самооценка, тревожность, страхи, агрессия).
На основании диагностических результатов исследования нарушения эмоциональной сферы были разработаны коррекционно-развивающие занятия, которые проводились в два этапа:
Первый этап проходил в форме знакомства детей с кинетическим песком. На данном этапе детям была дана возможность подержать песок в руках, потрогать. Предлагалось детям рассказать, что они чувствуют, когда берут песок, и описывать его.
На втором этапе мы перешли уже к более продуктивным игровым методам с кинетическим песком, используя серию игр и игровых упражнений («Оттиски рук», «Секретки», «Чувствительные ладошки», «Прятки», «Создание узоров»).Такие упражнения с песком помогали детям расслабится, оказывая тонизирующие, успокаивающие воздействие, снятие телесных, мышечных зажимов, улучшению психологического самочувствия. Также использовались проективные сюжетные игры, позволяющие оказывать положительное воздействие на преодоление скованности и предупреждение неуверенности в себе, Для детей, испытывающих страхи, был подготовлен цикл игр, который способствовал снятию избытка торможения, развитию способности осознавать и преодолевать свои страхи, переключению внимания. Здесь же был использован цикл игр на развитие положительных эмоций, эмпатии, умения адекватно проявлять свои эмоции и определять эмоции окружающих. С помощью данных игр отрабатывались навыки совместных действий детей, способности понимать и выражать эмоции.
И так с целью определения положительной динамики, актуальность технологии с применением кинетического песка, в конце года мною была проведена сравнительная психологическая диагностика, в ходе которой было выявлено значительное снижение уровня тревожности, замкнутости, стеснительности. Дети стали увереннее в себе, повысилась их самооценка, снизилась скованность, суетливость в их движениях, они научились вступать в активное взаимодействие со сверстниками. Дети, имеющих страхи научились преобразовывать и обесценивать их.
Как показала практика использование песочной игротерапии даёт положительные результаты. Обследования показали положительную эффективность применения кинетического песка в коррекционной работе с детьми, он действительно, является полезным дополнением на коррекционно-развивающих занятиях.
Список используемой литературы
1. Газета «Школьный психолог», 2005 № 6 «Игры с песком».
2. Газета «Школьный психолог», 2006 № 2 «Игры с песком».
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб. :Детство-Пресс. 2002.
4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь. 2002.
5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2006.
7. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. - СПб. : Речь, 2007.