МААМ-картинки

Песочная терапия в ДОУ как способ коррекции в развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием кинетического песка

Колосова Эльвира
Песочная терапия в ДОУ как способ коррекции в развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием кинетического песка
▼ Скачать + Заказать документы

Колосова Эльвира Александровна

Городской округ «Поселок Агинское»

МДОУ детский сад «Далай», учитель – дефектолог

На сегодняшний день инклюзивное образование в России подразумевает метод современного подхода в процессе совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. По мнению Российских ученых с качественным введением данного образования дети с ограниченными возможностями здоровья и дети инвалиды могут достигать наиболее эффективного прогресса в социальном развитии. Основываясь на социальной адаптации и реабилитации в системе психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как цель конечного, а как наиболее важнейшее из условий адекватного и эффективного вхождения ребенка в социум.

Публикация «Песочная терапия в ДОУ как способ коррекции в развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием кинетического песка» размещена в разделах

Система современного дошкольного образования уделяет особое внимание в разработке и создании условий и методов внедрения инклюзии, опираясь на более современные подходы и технологии в развитии детей с ОВЗ и детей инвалидов. В настоящее время существует множество методов и способов развития относительно детей с особыми образовательными потребностями. Не секрет, что одними из самых эффективных и проверенных методов являются игровая терапия. Таких методик в психолого-педагогическом опыте довольно много. Но мы сегодня остановимся только на одной, той, которая применяется в нашей работе с детьми – это песочная терапия, а точнее игровая терапия с использованием кинетического песка (sand-play).

Опыт работы доказывает, что песочная терапия является одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, помогает в развитии и организации коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения. Еще с советских времен в детских садах игры с песком и водой были неотъемлемым средством в развитии детей. В современном дошкольном образовании метод песочной терапии остается по-прежнему востребованным, но не изученным до конца.

Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг был первым, кто заметил терапевтический эффект при игре с песком. На первый взгляд казалось бы, что это обычные игры с песком - ребенок лепит что-то из песка, а потом без сожаления разрушает эти творения, что создал сам, а затем снова лепит… Но именно этот процесс и хранит в себе уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. В процессе своих действий малыш неоднократно проживает эту тайну, и достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Психотерапевтическое свойство песка дают возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Для ребенка с особыми образовательными потребностями игра с песком предоставляет возможность изменить дискомфортную для него ситуацию, он учится самостоятельно преодолевать трудности.

В нашем детском саду, в целях коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ, я использую песочную терапию для решения психолого-педагогических проблем связанных с конфликтным поведением, гиперактивностью и возбудимостью, при проявлениях агрессии, тревожности, страхах, а также для диагностики эмоционально-личностной сферы. Также песочная терапия помогает мне в коррекционно-развивающих занятиях, для достижения различных целей: ознакомление с эмоциями, чувствами, обучению взаимодействию в группе и сплочению детей, развитию мелкой моторики и познавательной сферы. Изначально это были игры с обычным песком (сухой, влажный, цветной, затем современные технологии позволили нам расширить возможности, и к нам на помощь пришли световые экраны для рисования песком на поверхности. Но, как известно наука в развитии современных механизмов и технологий не стоит на месте, и мы стараемся шагать в ногу со временем. Для того чтобы улучшить эффективность коррекции обнаруженных нарушений в развитии у детей, имеющих отклонения, я начала использовать новый, более инновационный и интересный метод интегративной модифицированной терапии, осуществляемый на основе кинетического песка (sand-play). Игры с кинетическим песком я включаю как часть основного занятия.

Преимущество данного метода является полифункциональным, так как игры с кинетическим песком помогают решать как коррекционно-развивающие задачи, так и использовать его для отработки актуального эмоционального состояния. Песочная терапия имеет большой потенциал в качестве одного из диагностических проективных методов и используется мною в ряде групповых и индивидуальных занятий в работе с детьми. Именно поэтому песочную терапию называют одним из направлений психолого-педагогической арт-технологии, так как именно она приобретает все большую актуальность при работе с детьми, является одной из форм естественной активности ребёнка. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. В песочной среде могут проигрываться реальные жизненные ситуации, проблемы, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Игра с песком полезна для развития мелкой моторики, а также для развития ВПФ, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей.

Кинетическому песку в практической части своей работы уделяю важную роль. Организовывая коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ, я стараюсь создавать более благоприятные условия, учитывая все соответствующие принципы в создании естественной среды для их стимуляции комфортного и уверенного пребывания в ней, а также для проявления своей творческой активности. Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития, которые испытывают дети. Для этого я подобрала задания, соответствующие потребностям и возможностям ребенка; перед началом выполнения формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей и результатов. Поощряются фантазии и творческий подход; реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр.

Разрабатывая и создавая коррекционно-развивающие занятия с использованием кинетического песка, главной целью является - не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть.

Исходя из цели, я реализую следующие задачи:

- развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику;

- снимать мышечную напряжённость;

- развитие способностей к социализации;

- помогать ребёнку, чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

- развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме;

- стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;

- соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы для решения проблемной ситуации;

- преодолевать комплекс неуверенности, создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок; и др.

Коррекционно-развивающие занятия организуются в соответствии с выявленными нарушениями и проблемами в эмоциональной сфере. В начале года нами была проведена диагностика, в которой были обследованы дети старшего дошкольного возраста, среди них были выявлены дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере. Это были дети с разными нарушениями (гиперактивность, повышенная возбудимость, низкая самооценка, тревожность, страхи, агрессия).

На основании диагностических результатов исследования нарушения эмоциональной сферы были разработаны коррекционно-развивающие занятия, которые проводились в два этапа:

Первый этап проходил в форме знакомства детей с кинетическим песком. На данном этапе детям была дана возможность подержать песок в руках, потрогать. Предлагалось детям рассказать, что они чувствуют, когда берут песок, и описывать его.

На втором этапе мы перешли уже к более продуктивным игровым методам с кинетическим песком, используя серию игр и игровых упражнений («Оттиски рук», «Секретки», «Чувствительные ладошки», «Прятки», «Создание узоров»).Такие упражнения с песком помогали детям расслабится, оказывая тонизирующие, успокаивающие воздействие, снятие телесных, мышечных зажимов, улучшению психологического самочувствия. Также использовались проективные сюжетные игры, позволяющие оказывать положительное воздействие на преодоление скованности и предупреждение неуверенности в себе, Для детей, испытывающих страхи, был подготовлен цикл игр, который способствовал снятию избытка торможения, развитию способности осознавать и преодолевать свои страхи, переключению внимания. Здесь же был использован цикл игр на развитие положительных эмоций, эмпатии, умения адекватно проявлять свои эмоции и определять эмоции окружающих. С помощью данных игр отрабатывались навыки совместных действий детей, способности понимать и выражать эмоции.

И так с целью определения положительной динамики, актуальность технологии с применением кинетического песка, в конце года мною была проведена сравнительная психологическая диагностика, в ходе которой было выявлено значительное снижение уровня тревожности, замкнутости, стеснительности. Дети стали увереннее в себе, повысилась их самооценка, снизилась скованность, суетливость в их движениях, они научились вступать в активное взаимодействие со сверстниками. Дети, имеющих страхи научились преобразовывать и обесценивать их.

Как показала практика использование песочной игротерапии даёт положительные результаты. Обследования показали положительную эффективность применения кинетического песка в коррекционной работе с детьми, он действительно, является полезным дополнением на коррекционно-развивающих занятиях.

Список используемой литературы

1. Газета «Школьный психолог», 2005 № 6 «Игры с песком».

2. Газета «Школьный психолог», 2006 № 2 «Игры с песком».

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб. :Детство-Пресс. 2002.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь. 2002.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

6. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2006.

7. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. - СПб. : Речь, 2007.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии кружка во второй младшей группе с использованием кинетического песка «Секретики»Фотоотчет о занятии кружка во второй младшей группе с использованием кинетического песка «Секретики» Цель: продолжать знакомить детей с кинетическим песком. Задачи: Воспитательные: -обогащать тактильный опыт детей; -развивать мелкую.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Мастер-класс с педагогами с использованием кинетического песка «Лучики настроения»Мастер-класс с педагогами с использованием кинетического песка «Лучики настроения» Тема мастер-класса: Сохранение и укрепление физического и эмоционального здоровья детей дошкольного возраста с использованием кинетического.

Молекулярная кухня природы. Мастер-класс по приготовлению кинетического пескаМолекулярная кухня природы. Мастер-класс по приготовлению кинетического песка Загадочно, не правда ли? Так почему же именно молекулярная кухня? Сейчас это модное направление в искусстве кулинарии, суть его заключается.

НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Чаепитие с куклой Катей» с использованием кинетического пескаНОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Чаепитие с куклой Катей» с использованием кинетического песка НОД учителя-дефектолога с детьми 3-4 лет «Чаепитие с куклой Катей» с использованием кинетического песка. Задачи: коррекционно–образовательные:.

НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического пескаНОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического песка Задачи: коррекционно–образовательные: • упражнять в счете до 5-ти, выстраивать ряд по убыванию, • закреплять умение действовать со сборно-разборной.

Отчёт «Организация развивающей стены как способ в развитии самостоятельности детей 5–7 лет» Отчёт об участии педагогов старшей группы «Солнечные лучики» МБДОУ Детского сада № 17 «Звёздочка» в подготовке к городскому методическому.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей»Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей» Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия в ДОУ как способ коррекции в развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием кинетического песка
Опубликовано: 5 октября 2020 в 12:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия в ДОУ как способ коррекции в развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием кинетического песка» (включая файлы) размещена пользователем Колосова Эльвира (УИ 1262224) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД