Папки-передвижки

Песочная терапия как средство развитие речи

Нина Краева
Песочная терапия как средство развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы

Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, являющаяся одним из способов развития речи ребенка. Игры с песком могут быть направлены на:

• развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики;

• снятие мышечного напряжения,

• совершенствование зрительно-пространственной ориентировки,

• развитие мотивации ребенка к общению,

• формирование первичных речевых навыков,

• расширение словарного запаса;

• освоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

• развитие фонематического слуха и восприятия;

• развитие связной речи, лексико-грамматических представлений;

• помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Что необходимо для игр с песком?

Для игр с песком используется деревянный ящик или поднос, окрашенный с двух сторон в голубой или синий цвет. Голубые борта ящика олицетворяют небо, а голубое дно – воду. Более того, голубой цвет подноса действует успокаивающе на психику ребенка. Размеры ящика должны быть оптимальными для зрительного восприятия, поэтому для детей младшего возраста подойдет ящик 50х70х8 см. Важно, чтобы ящик был водонепроницаемым, поскольку в песочной терапии нередко используется мокрый песок. Предпочтительным материалом для ящика является дерево, где песок «дышит», но можно обойтись с помощью других материалов.

Песок, используемый для игр должен быть просеянным, чистым и прокаленным в духовом шкафу. Фракция песка может быть любой, только не очень мелкой, чтобы песок не растворился в воде. В играх можно использовать речной, морской или кинетический песок.

Ящик заполняется песком на 1/3 или наполовину. Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек:

• человеческие персонажи разного пола и возраста, куклы, миниатюрные статуэтки;

• фигурки животных, птиц, морских обитателей. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные;

• предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов;

• сказочные персонажи добрые и злые.

• персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.

• украшения, сувениры.

• природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Некоторые игры и упражнения с песком

Игры на развитие тактильной чувствительности:

• Положить ладони на песок и рассказать о своих ощущениях. Ребенок должен положить ладони вслед за взрослым и описать свои ощущения (я чувствую теплый (прохладный) песок; он сухой (мокрый, гладкий, мягкий и т. д.);

• Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

• Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик;

• Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней;

• «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно;

• Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам;

Игры на дыхание:

• «Дорога к другу»- на песке расставляется две игрушки. Нужно длительной

• «Добрый великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка). Ребёнок, дуя на песочную гору, разрушая её, помогая герою продолжить свой путь.

• Артикуляционные упражнения: «Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щёлкать «скакать по песку».

• «Качели»- языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

• «Часики»- языком ритмично двигать вправо- влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку.

• «Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлёпать по высунутому «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук [C], насыпая горку. Вариант этого упражнения- выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек со звуком [С] и набрав песок, произнося этот звук, засыпать её.

• «Дорожка»- произносить заданные взрослым слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку.

Игры на развитие фонематического слуха:

«Спрячь ручки»- прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

• «Слоговые дорожки»- рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

• «Два моря»- ящик делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например: в «море [C]» и в «море [Ш]»).

Обучение грамоте:

• «Напиши на песке» - ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а взрослый их читает. Допускается и обратный вариант: взрослый пишет, а ребёнок читает.

• Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т. д. ;

• Найти спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Фотоотчет о работе кружка «Песочная Арт-терапия»Фотоотчет о работе кружка «Песочная Арт-терапия» Фотоотчет о работе кружка «Песочная Арт – тарапия». В нашем детском саду функционирует кружок «Песочная Арт – терапия», которую дети посещают.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Песочная терапия как средство развитие речи
Опубликовано: 16 января 2025 в 17:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия как средство развитие речи» (включая файлы) размещена пользователем Нина Краева (УИ 2506528) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД