Оксана Борзунова
Песочная терапия как инновационный метод в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта инновационной педагогической деятельности
Песочная терапия как инновационный метод в коррекционной работе с детьми с ОНР
Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.
Виктор Мари Гюго
«Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества». Е. И. Тихеева
Условия возникновения, становления опыта.
Публикация «Песочная терапия как инновационный метод в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Внедрение инновационного проекта проходило на базе МДОУ ЦРР № 52 г. Копейска
Актуальность опыта.
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но с каждым годом число детей, имеющих различные нарушениями речи только увеличивается. Причины этого весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими. Согласно ФГТ коррекция речевого развития одно из стандартов нового поколения.
Данная проблема возникает уже в дошкольном возрасте и этот жизненный этап требует специального изучения, анализа и особого внимания и практиков и ученых. Ребенок с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи в первую очередь сталкивается с нарушением всех компонентов речи – это звуковая культура речи, грамматический строй речи, пассивный и активный словарь и связная речь.
Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи также нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.
Мои поиски привели меня в область пересечения моих профессиональных интересов – психологии и логопедии.
Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности. Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Знание это поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также проводить более эффективную логопедическую работу.
На сегодняшний день имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. По мнению В. М. Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: 1) помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, 2) опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии (фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, имаготерапия, пескотерапия).
Таким образом, совместив свои знания и интересы с поставленными задачами, я решила попробовать метод песочной терапии в приложении к логопедической практике.
Диапазон опыта.
Длительность работы над опытом.
На данный момент мы стоим на этапе активного внедрения данного метода, начало чему положила моя инициатива год назад.
Ведущая идея опыта.
Игры в песочнице — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Теоретическая база опыта
Принцип «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом Карлом Юнгом, швейцарским философом и психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали К. Юнгу эту идею. Песок состоит из кру-пинок, которые при соединении образуют песочную массу. Многие пси-хологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автоном-ности человека, а в песочной массе - воплощение Жизни во Вселенной. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Юнгианская песочная психотерапия в учреждениях образования это метод диагностики, коррекции и развития посредством использования песка как арт-материала и набора миниатюрных объектов.
Технологии песочной психотерапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» в подносе, развивают личность педагога (психолога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
Источниками концепции песочной психотерапии стали опыт и работы М. Ловенфельд, Д. Калфф, К. Г. Юнга, и др.
Описание сути опыта
Казалось бы, все очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну – нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено – на смену старого всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик размером — 50x70x8 сан-тиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зри-тельного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком.
По бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспорти-ровки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значи-тельно большего размера.
Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо. Ящик можно заменить и пластмассовой песочницей.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.
Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».
3. «Коллекция» миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить!
Чтоб запомнить и дружить!
Следует начинать работу с песком со знакомства с тактильными ощу-щениями, появляющимися при взаимодействии с ним.
Педагог погружает руки детей и свои собственные в песок и подробно проговаривает свои ощущения. «Я чувствую прохладу, покалывание, каждую крупинку. А я чувствую тепло и пр.» Поскольку, многие дети плохо говорят, они не могут повторять вслед за учителем. Проговаривая свои ощущения, педагог закрывает глаза, всем своим видом показывая, что при-слушивается к своим чувствам.
Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить детей ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони).
Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками ладоней различные геометрические формы (квадраты, тре-угольники, круги). Самостоятельно создавая геометрические формы на пес-ке, дети лучше запоминают понятие формы, сенсорные эталоны формы и величины.
Параллельно с этими упражнениями, педагог помогает детям делать самомассаж песком: перетирать его между ладонями и пальцами, глубоко зарывать руки в песок. Все это позволяет перейти к упражнениям, на-правленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке как на клавиатуре пианино, выполняют зигзагообразные движения и пр.
После обучения детей манипуляции с песком, педагог переходит к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: ре-ки, озера, горы, долины, по ходу объясняя детям сущность этих явлений. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Из природных материалов педагог совместно с детьми строит мосты, делает из камешков дорожки. В песочнице появляются деревни, населенные домашними животными. Дети узнают и «проигрывают» жизнь в деревне. Потом в песочнице строятся целые города, и педагог рассказывает о том, как течет жизнь в городе.
Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют с деревьями, и животными, транспортом и даже домами. Такие занятия не только развивают представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.
Параллельно с этими занятиями, педагог совместно с детьми «пишет» на песке. Различными трафаретами они оставляют отпечатки, а потом об-водят их пальцем. Обводка на песке у ребят получается лучше, чем на бу-маге. Но главное, если письмо в тетради не вызывает у детей интереса, то на песке они «пишут» с удовольствием.
После систематических занятий можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Педагог рассказывает
сказку и рукой ребенка передвигает фигурки основных персонажей. Постепенно дети учатся соотносить речь с движениями персонажей и само-стоятельно играют фигурками сказочных героев, передвигая их в соответ-ствии с сюжетом.
Занятия в песочнице являются очень полезными для детей. Они улуч-шают эмоциональное состояние, внимание; учат предметному манипули-рованию в песочнице и переносу приобретенных навыков в повседневную жизнь; а также соотнесению речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.
Таким образом, коррекционные игры в песочнице позволяют :
- Совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ори-ентацию в пространстве.
- Стимулировать интерес к занятиям. Дети, не отвлекаясь, могут вы-держивать 15-20 минут занятий.
- Развивать речь. Дети начинают спонтанно импровизировать, пере-давать интонации, темп речи педагогов. Дети стараются подражать педа-гогам, имитировать звуки, которые издают их персонажи.
- Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особен-ности тактильно-кинестетической чувствительности.
- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
- Формировать представления об окружающем мире, «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, объяснять их смысл и способ поведения в них.
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние.
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.
• Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.
• Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
• Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Результативность опыта
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
• игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка,
• позволяют корректировать речевые нарушения у детей,
• усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем,
• песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка,
• ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок, это дает возможность ребенку ощущать себя успешным,
• значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям,
• на занятиях нет места монотонности и скуке,
• более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
Выводы и перспективы
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д. ; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы.
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Приложение
Игры с песком на развитие диафрагмального дыхания:
• «Выровняй дорогу». От детской машинки проводится неглубокая канавка. Ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
• «Что под песком». Картинка под тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
• «Ямка». Ребенок, плавно, долгой струей, выдувает ямку в песке.
• «Секрет». Необходимо сдуванием песка обнаружить неглубоко спрятанную игрушку.
Игры с песком на этапе автоматизации звуков:
• «Заведем мотор». Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку или рисовать букву Р.
• «Горочка». Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.
• «Дорожка». Произносить заданные слоги, «прошагивая» их пальчиком (рисуя круги на песке, выкладывая камушки).
• «Клад». Найди и четко назови.
Коррекция лексико-грамматических нарушений речи в играх с песком:
• «Путешествие». Отработка приставочных глаголов.
• «Подбери слово» (определение, действие).
• «Дорисуй картинку и составь предложение».
• «Нарисуй картинку и придумай рассказ».
«Чувствительные ладошки» (Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
- Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
- Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
- Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
- Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
- Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
- Выложить фишками геометрическую фигуру.
- Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т. д.
- Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
- Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).
- Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
- Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т. д.
- Находить спрятанные в песке буквы и составлять из них слоги, слова.
- Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.
Игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
«Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?
Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
«Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
«Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.
Игра «Назови звук» (Н. В. Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т. д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
«Найди друга» (Н. В. Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)
Упражнение «Песочный дождик» (Н. Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
Игра «Кто это был?» (Р. Г. Голубева) Педагог достаё т из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определё нное звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
Игра «Какой звук лишний?»
- А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)
- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?», а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок :
- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).
Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
-та-ка-па
-па-ка-та
-ка-на-па
-га-ба-да
-па-ба-па
-по-бо-по
-пу-бу-пу
-пы-бы-пы
-та-да-та
-да-та-да
-ла-га-ка
-га-ка-га
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки : один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
Игра «Какой отличается?» (Р. Г. Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Упражнение «Необыкновенные следы».
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
Литература
1. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротеропия. СПб. : 1998.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб. : Детство-Пресс, 2002.
3. Игры в логопедической работе с детьми : Кн. для логопеда. Ред. – сост. В. И. Селиверстов. Просвещение, 1987.
4. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб. : Детство-Пресс, 2005.
5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб. : Речь, 2006. - 176 с.
6. Сакович Н. А. Учебно-методические материалы курсов повышения квалификации психологов «Современные психотехнологии: основы юнгианской песочной терапии». Минск, 2007.
7. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб. : Речь, 2010. - 208 с.