Елена Телешова
Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности детей с ОВЗ в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия — является одним из нетрадиционных методов коррекционного воздействия. Она принадлежит к эффективным методам, которые стала всё чаще использовать в своей практике.
Песок как природный материал обладает рядом преимуществ:
1. Песок – природный материал, который обладает собственной энергетикой; по мнению учёных он поглощает негативную энергию;
2. Песок достаточно пластичный материал, изделия из песка можно при необходимости изменять в любой момент;
Публикация «Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности детей с ОВЗ в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Игры с песком
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Песок состоит из мельчайших частиц, которые стимулирую активные точки, находящиеся на пальцах рук.
Песочная терапия способствует:
1. Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
2. Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;
3. Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице;
4. Развивать мелкую моторику рук;
5. Автоматизировать нарушенные звуки;
6. Развивать диафрагмальное дыхание;
7. Освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
8. Развивать фонематический слух и восприятие;
9. Изучать буквы, обучать грамоте.
10. Обогащать и активизировать словарь родного языка;
11. Формировать лексико-грамматические категории языка;
В работе с песком выделяют этапы:
1. Знакомство с песком, правилами работы с песком;
2. Знакомство со свойствами песка, обучение основным действиям с песком;
3. Обучение грамоте с использованием песка.
Структура логопедического занятия с использованием песочной терапии :
1. Вводная часть: ритуал приветствия, знакомство с темой занятия, знакомство с правилами игр с песком;
2. Основная часть: коррекционно-развивающие игры и упражнения, упражнения на развитие познавательных процессов;
3. Заключительная часть: подведение итогов занятия, ритуал выхода.
Логопедические игры и упражнения с использованием песочной терапии.
Артикуляционная гимнастика.
«Лошадка» Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».
«Индюки» Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка.
«Качели» Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
«Часики» Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
«Накажи непослушный язычок» Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
«Расчёска» Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами- «граблями» двигать по песку, оставляя следы.
Дыхательная гимнастика.
«Песочный ветер». Дети учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку. Детям постарше можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, задувая его в песок. Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр пригодны одноразовые трубочки для коктейля.
«Что под песком?» Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Помоги зайцу». В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
«Клад». В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Расширь дорогу». От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Развитие фонематического слуха, восприятия, представлений.
«Спрячь ладошки». Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
«Водолаз». Со дна песочницы доставать предметы или картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
— положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
— погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
— погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
— погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
— погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).
Подготовка к обучению грамоте. Звуковой анализ слова с использованием песка.
На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; Звуко-буквенный анализ слов различной сложности.
Развитие связной речи. Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Опыт работы показывает, что использование песка дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- дети чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, достигая необходимого результата;
- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты игры, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.
Использование песочных игр с детьми позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит этот метод для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб. : 2008.
2. Забуга О. В. Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников — М. : Буки-Веди, 2015. — С. 189-191.