Марина Чернышова
Песочная анимация как технология
▼ Скачать + Заказать документы
Цель технологии – профилактика нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей, обучение особенностям техники рисования песком.
Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисованием песком.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
3. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
4. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.
5. Воспитывать навыки сотрудничества.
Публикация «Песочная анимация как технология» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная анимация
- Темочки
Принято считать, что образы художественного творчества людей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым в работе с дошкольниками является рисование, и как одно из направлений – арт-терапия. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий ребенку осознать самого себя, выразить свои мысли и чувства, мечты и надежды, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирорание, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного вида эмоций, в том числе негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. Художественное самовыражение используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоцонально-волевой сферы личности; оно способствует как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей.
Одним из методов арт-терапевтической работы является песочная анимация. Появилась она благодаря канадскому режиссеру-аниматору Кэролин Лиф – именно она придумала мультфильмы, созданные с помощью нанесения краски на стекло, а затем начала использовать и песок.
Потребность возиться с песком заложена в нас на подсознательном уровне. Замечали ли вы когда-нибудь, что вы успокаиваетесь, пропуская мелкий морской песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир.
В песочной анимации картины создаются из сыпучего материала, который тонкими слоями наносится на стекло, и с помощью диапроектора или световой доски изображение передается на экран. На занятиях песочной анимацией дети знакомятся со свойством различных сыпучих материалов. Рисование песком доступно и полезно всем детям. В отличие от обычного рисования песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками, что способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга. Но это еще не все! Каждое занятие песочной анимацией – это путешествие в сказку. Поэтому эти занятия развивают не только тонкую моторику и фантазию, но и речь детей. Овладев основами песочной анимации, дети начинают сами придумывать и «оживлять» сказочные сюжеты.
Начинать изучать песочную анимацию необходимо с ознакомления с основами рисунка и композиции, основными приемами рисования песком. В группах компенсирующей направленности, у детей с ОНР, часто сталкиваешься с трудностями в психоэмоциональном развитии, поэтому можно выбрать такое направление для профилактики и коррекции данных нарушений, как использование песочной анимации на основе детских фантазийных сказок. Дети свободно подходят к столику с песком и зарисовывают сказки собственного сочинения, некоторые пишут буквы, кто-то – цифры, то есть то, что им хочется в данный момент. А во время совместной деятельности и индивидуальной работы можно попросить ребят выполнить упражнения или задания.
Самые интересные детские сказки можно записать в «Сборник фантазий» своей группы.
Использование арт-терапии в развивающей работе с дошкольниками позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помогает отреагировать на негативные переживания и снять возникшее психоэмоциональное напряжение, например агрессию, тревожность, застенчивость. Песочная анимация способствует созданию эмоционального комфорта в группе.
Использование песочной терапии дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к занятиям, ведь здесь нет места монотонности и скуке; ребята чувствуют себя более успешными, а у малышей более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
Как изготовить оборудование
1-й шаг. Подбираем или самостоятельно делаем ящик.
2-й шаг. Внутри ящика делаем прямоугольное отверстие для планшета.
3-й шаг. Из отшлифованных деревянных брусков делаем ножки столика.
4-й шаг. Приклеиваем к дереву оргстекло – прямо в прямоугольное отверстие.
5-й шаг. Делаем подсветку – ставим под стол (или сбоку от него) любой источник света.
6-й шаг. Под стекло скотчем приклеиваем белую бумагу.
Как рисовать песком
Используются следующие технические элементы рисования : рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, несколькими пальцами одновременно, симметрично двумя руками, насыпая песок из кулака и «отсечением лишнего».
1. Скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения («как машинки, змейки, санки» и т. п.).
2. Выполнять те же движения, поставив ладонь на ребро.
3. «Пройтись» ладонями по «проложенным трассам», оставляя на них свои следы.
4. Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.
На занятиях песочной анимацией работоспособность ребенка сохраняется дольше. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, - это дает ребенку возможность ощущать себя успешным.
Работа над рисунком начинается с создания фона. Набираем песок в кулачки и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, то есть без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне набираем немного песка и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображаем границы образов. Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку: в этом заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.
Три причины, по которым следует научиться рисовать песком
1. Отсутствие больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, потребуются только чистый просеянный песок и стекло. Подойдет и манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно использоваться любой горизонтальной поверхностью.
2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией никого не оставят равнодушным: легко меняются детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.
3. Борьба со стрессогенными факторами. Манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.
-