Марина Милешина
Пескотерапия как логопедическая технология развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и
регуляцией его поведения.
Вопросами развития связной речи у детей занимались такие авторы, как В. П. Глухов, Т. Б. Филичева, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, В. К. Воробьева, Р. И. Лалаева. В их работах представлены различные методики, способствующие развитию связного монологического высказывания. Но даже несмотря на весь объем имеющейся методической литературы, проблема поиска новых методик развития связной речи продолжает быть актуальной. В настоящее время специалисты все чаще прибегают к нетрадиционным средствам логопедического воздействия. К числу таких инновационных техник относится пескотерапия.
Публикация «Пескотерапия как логопедическая технология развития речи» размещена в разделах
- Песочная терапия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Логопедическая же практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Сам принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии.
Песочная терапия – это вид арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком.
Основные преимущества метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе :
Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Для организации игр потребуются:
- песочный стол;
- песок. Песок обязательно должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый;
- коллекция минифигурок (люди разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т. д., животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт разного назначения, растительный мир (деревья, цветы, фрукты, овощи идр., символы социализации (дома, постройки, предметы быта, орудия труда идр., природный материал (ракушки, камешки, шишки, веточки, символические предметы (трубочки для коктейля, пластмассовые буквы, бусы, пуговицы, кристаллы и др., предметные картинки (на все группы звуков).
Этапы организации занятий с песком :
1. Демонстрация песочницы.
Важно обратить внимание на то, что у песочницы есть края, дно, на сколько она заполнена песком, заинтересовать ребенка путем наводящих вопросов, сравнений, вводных историй.
Например:«Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, бора символизируют небо. У песочницы есть ещё один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь всё подвластно вашей фантазии».
2. Демонстрация коллекции фигурок
3. Знакомство с правилами игр на песке (не выбрасывать песок, не кидаться в окружающих, не брать в рот, убрать за собой, вымыть руки после игр).
Чтобы избежать нравоучений, рекомендуется познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.
4. Формулирование темы занятия, инструкции к играм, основное содержание занятия
Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задаёт тему занятия, от его лица ведётся увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведёт игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ,»коронует» и подбадривает каждого из ребят.
5. Завершение занятия, ритуал выхода
Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.
Использование игровых упражнений с песком на световом столе в индивидуальной логопедической работе с детьми решаются очень многие задачи:
- развитие диафрагмального дыхания;
- регуляция мышечного тонуса, совершенствование мелкой моторики.
- автоматизация поставленных звуков;
- развитие фонематического слуха;
- формирование слоговой структуры слова;
- расширение словарного запаса;
- развитие языкового анализа и синтеза;
- обучение грамоте;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
Все эти задачи решаются с помощью игровых методов.
Игры и упражнения
Пальчиковый гимнастика. Развитие тактильно-кинестетических ощущений.
• Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки).
• Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке.
• «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы».
• Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»)
Артикуляционная гимнастика
• Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».
• Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка.
• Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
• Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
• Печем блинчик. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
• Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
Развитие диафрагмального дыхания
• Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
• Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
• Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
• Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
• Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.
Автоматизация звуков
• Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.
• Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.
• Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы, произнося коррегируемый звук.
• Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком, произнося корригируемый звук.
Развитие фонематического слуха
• Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
• Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
• Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
• Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город.
Формирование слоговой структуры слова
• Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
• Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.
Совершенствование лексико-грамматических категорий
• Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн. ч.
• Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
• Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:
- предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
- приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);
- наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).
Подготовка к обучению грамоте. Звуковой анализ слова
• На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение чтению и печатанию букв.
• Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; Звуко-буквенный анализ слов различной сложности.
Развитие связной речи
• Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
• Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
• Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
• Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Таким образом, пескотерапия является широко распространенной инновационной логопедической технологией. Данный метод позволяет достичь высоких результатов в выполнении вышеперечисленных задач по развитию речи у детей с разными проблемами, разнообразить работу специалистов, вызвать интерес к занятиям у детей, а также отлично подходит для диагностики речевых нарушений.
Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры-занятия с песком и водой : Пособие для педагогов и родителей. - СПб. : 2008.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб. : Речь, 2008.- 340с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева – М. : Сфера Речь,2001. С. 279–299.
4. Набойкина. Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е. Л. Набойкина – СПб. : Речь, 2006.-144с.
5. Забуга О. В. Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М. : Буки-Веди, 2015. — С. 189-191. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8921/ ( дата обращения: 05.03.2019).
6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
7. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Москва 2010г.
8. Сакович Н. А. - Тенденции песочной терапии.