Светлана Ярмольчик
Первые шаги в развитии интеллектуальных способностей дошкольников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Первые шаги в развитии интеллектуальных способностей дошкольников 5-6 лет.
Каждый ребенок талантлив по – своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое можно у себя выработать.
Публикация «Первые шаги в развитии интеллектуальных способностей дошкольников 5–6 лет» размещена в разделах
Развитие интеллекта у детей происходит совместно с процессом познания мира. Дети по мере того, как познают окружающий мир, приобретают небольшой опыт, который служит основой для следующего возрастного этапа, когда речь ребенка уже будет сформирована, и он, сможет получать информацию, непосредственно задавая вопросы и экспериментируя.
Период старшего дошкольного возраста – наиболее важный этап в развитии интеллекта ребенка. Это завершающий период дошкольного возраста. В это время важно максимальное участие родителей и педагогов, так как помимо интеллектуального развития, социализации и обучения основным самостоятельным навыкам важно провести подготовку к школе, чтобы ребенок смог с легкостью приступить к обучающему процессу.
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, развития всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума.
Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.
Игра является ведущей деятельностью, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.
Игра – это естественная для ребенка форма обучения. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка. Игра способствует у детей развитию умений играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления и воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, комбинаторных способностей.
Головоломка – это один из наиболее интересных и доступных способов заниматься вместе с ребенком «зарядкой для ума». Игры – головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Может показаться, что это просто игра, на самом деле ребенок учиться анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком, мыслить смело, креативно и рационально, при решении головоломок. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями установлено,что они могут быть также эффективным средством умственного,и в частности математического, развития детей дошкольного возраста. В игре ребенок приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Складушки», «Головоломка Пифагора», «Слагалица», «Колумбово яйцо», «Осенний кубик», «Вьетнамская игра», «Гала-Куб», «Пентамино», «Репка»все эти игры объединяет общность цели, способов действия и результата. Они расположены по принципу от простого к сложному. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.
Таким образом, большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает организация игр головоломок, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Решение головоломок способствует активизации не только мыслительной деятельности ребенка, но и развитию качеств, которые будут ему необходимы в будущем, для профессионального мастерства.