Динара Иксанова
Первые шаги познания природы детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В экологическом образовании и воспитании детей – дошкольный возраст является важным этапом формировании экологического представления о природной среде и бережном отношении к ней. Целью образования и воспитания детей в области окружающей среды является развитие эстетических и этических чувств, интереса к нашей природе и сохранению природной среды.
Публикация «Первые шаги познания природы детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Наш разносторонний мир природы образовывает у детей огромный интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, - отмечает Сухомлинский, - могучий толчок для стремительного потока мысли. Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления в слове».
Познавательный интерес к природе у дошкольников создает с одной стороны стимул для развития бережного отношения к природе, а с другой – его результат. Таким образом, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе продвигается от углубления имеющихся интересов к формированию новых умений, знаний, чувств, а от них – к интересу на более высокой ступени.
Интерес в своем развитии передается всевозможными видами: любопытство, любознательность, теоретический интерес, познавательный интерес.
Любознательность – развивает любовь и эмоционально-положительное отношение к природе, которая побуждает проникнуть за пределы увиденного, познать неведомое. И весь этот процесс всегда сопровождается удивлением и радостью. Если педагоги и родители не помогут детям объяснить интересующие явления природы, то интерес к природе может затихнуть. Интерес к природе, выражается: в стремлении познать природу; в прослушивании книг; в изготовлении поделок, рисунков.
Одной из первых ступеней в развитии эмоционального восприятия природы играет отношение взрослых к природе и интересам детей, связанным с ней. Поддержка воспитателей и родителей, способствуют развитию увлечения и успеху деятельности. Первые признаки о пробуждаемся у ребенка интереса к природе, являются частые вопросы к воспитателю или родителям, активные расспросы по природоохранным темам, а так же стремление участвовать самому в различной деятельности по оказанию помощи природе.
Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что от приобретаемого ребенком эмоционального опыта, зависит его характер социального поведения. От положительных переживаний у него создается доверие к миру, а от негативных - формируется неадекватное поведение. Очень часто взрослые, развивая интеллектуальное мышление ребенка, недостаточно уделяют внимание его эмоциональным проявлениям, тем самым порождая негативность в характере ребенка.
Для социально-нравственного развития ребенка очень важно создавать правильное направление развитий чувств и эмоций, предоставить условия для накопления положительного эмоционального опыта взаимодействия и общения с природой.
Положительно-эмоциональный опыт, приобретенный детьми в дошкольном возрасте при контактах с природой является ценным, их положительное отношение к привлекательным объектам природы, к животным. Они с интересом наблюдают и положительно откликаются на проявление их жизни, нежно общаются, называют их ласковыми именами. Такие взаимодействия с животными развивают у детей доброжелательность, интерес, эмоциональную отзывчивость, желание заботиться и помогать. Основным направлением развития гуманного отношения дошкольников к природе является поддержание и создание условий для расширения и обогащения ценного детского опыта. Весь опыт эмоционально-позитивного отношения к окружающему, полученный в период дошкольного возраста, человек пронесет через всю жизнь.
Очень важно поддерживать стремление детей к совершению адекватных и гуманных поступков по отношению к живому, понять и принять поведения в природе. Этому способствует введение дошкольников в различную экологическую деятельность, в которой они смогут охватить положительные эмоции и чувства, проявлять их, обогащая личный опыт взаимосвязи с природой.