Оксана Святодумова
Паспорт экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт экологической тропы
Пояснительная записка
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Публикация «Паспорт экологической тропы» размещена в разделах
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Правила поведения на экологической тропе:
1. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
2. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
5. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
1. Экологические беседы;
2. Наблюдения;
3. Элементарные опыты;
4. Экскурсии;
5. Целевые прогулки;
6. Чтение художественной литературы;
7. Обсуждение и проигрывание ситуаций;
8. Труд в природе;
9. «Красная книга природы»;
10. Коллекционирование;
11. Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
Разработка маршрута экологической тропы
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях.
Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.
Объекты экологической тропы:
1. Сельский дворик
С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.
Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны. Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.
На участке детского сада создан объект «Сельский дворик» с малыми архитектурными формами: фигуры животных (корова, поросята и др. ,плетень, улилий для пчел. Все это способствует расширению кругозора детей, экологическому воспитанию.
Цель: знакомство детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
2. Центр воды и песка
На территории детского сада есть объект – центр воды и песка «Капитошка». Центр воды и песка оборудован емкостями с водой, песочницей, бассейнами, формами и емкостями разных размеров и объемов. В жаркое время года здесь удобно проводить игры и опыты с водой, водные виды закаливания, игры с песком для детей старшего дошкольного возраста.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей; снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость, развивают фантазию.
Игры с водой вызывают положительные эмоции; способствуют внутренней раскованности малыша; помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук; повысить их работоспособность; увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков манипулирования, действий с предметами.
3. Птичий городок
На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
4. Тропа здоровья
Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Для этого нами создана «Тропа здоровья».
5. Огородик
На территории детского сада есть объект – «Огородик».
Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.
6. Наши деревья
Цель создания данного объекта экологической тропы на территории: знакомство детей с деревьями на участке, расширение знаний детей о пользе и свойствах деревьев, посредством проведения тематических занятий, бесед, наблюдений.
7. Уголок юного пешехода
Цель: расширение и закрепление знаний у детей о правилах дорожного движение, рассматривание дорожных объектов, знаков, светофоров. Проигрывание сюжетно-ролевых и дидактических игр на данном этапе тропы.