Адема Копылова
Перспективный план по социально-коммуникативному развитию (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
месяц № Тема; цель. Оборудование материал. Источник. Кол-во обр. ситуаций.
Раздел «Человек среди людей»
Блок «Я человек: мальчик, девочка»
1 н сентябрь 1 Тема: «Возрастная линия»
Цель: Содействие полоролевой социализации детей
Задачи: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости;
дифференцировать представления детей о способах взаимодействия с людьми разного пола и возраста;
Публикация «Перспективный план по социально-коммуникативному развитию (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений между людьми;
способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности. Дидактические игры «Возрастная линия», «один дома», репродукции картин (Б. Кустодиев «Утро», А. Венецианов «Знахарка», «Портрет дочери художника», В. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной», Н. Лошакин «Рыбаки Балтики», мяч Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :42 1
2н 2 Тема: «Этикет и его история»
Цель: становление осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.
Задачи:
уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуникативной культуре;
способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих своему полу и возрасту;
способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, коммуникативной деятельности.
Дидактические игры «Возрастная линия», «один дома», репродукции картин (Б. Кустодиев «Утро», А. Венецианов «Знахарка», «Портрет дочери художника», В. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной», Н. Лошакин «Рыбаки Балтики», мяч Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :47 1
3н 3 Тема: «Правила безопасного поведения. Полезные и вредных привычки»
Цель: формирование целостного отношения к себе и другим людям.
Задачи:
конкретизировать первоначальные представления о полезных и вредных привычках, правилах безопасного поведения;
способствовать проявлению познавательного интереса к правилам безопасного поведения;
способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности. Иллюстрации с изображением хороших привычек, настольно-печатные игры «Хорошо-плохо», «Один дома», «Правильно-неправильно», диктофон, наборы красных и зелёных кружков для каждого ребёнка Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :52 1
4н 4 Тема: «Настроением можно управлять»
Цель: формирование внимательного, заботливого отношения к сверстникам, близким людям, животным.
Задачи:
обогащать обобщенные представления о способах передачи своих желаний, чувств, настроений;
способствовать проявлению интереса к сфере эмоциональных проявлений живых объектов (человек, животные, герои литературных произведений);
способствовать проявлению адекватных реакций на различные эмоциональные состояния других людей;
способствовать становлению способов передачи собственных эмоциональных состояний (жесты, мимика, интонация, поза, движения, умения сдерживать проявления негативных эмоций.
Листы с сюжетными картинками, рисунки с изображение разных эмоций, проигрыватель, запись песни «Улыбка», бумага для рисования, цветные карандаши, прозрачная плёнка Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :58 1
Блок «Мужчины и женщины»
1н октябрь 5 Тема: «О любви и дружбе»
Цель: Формирования дружеских, уважительных отношений между сверстниками своего и противоположного пола
Задачи:
обогащать обобщённые представления о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними; способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений между сверстниками своего и противоположного пола; способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности. Выпуск киножурнала «Ералаш» («Признание», настольно печатные игры «Правильно-неправильно», «Кто, где работает?», «Что лишнее?», запись песни «Влюбленный медведь» Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :73 1
2н 6 Тема: Профессии «мужские» и «женские»
Цель: становление доброжелательного, уважительного отношения к людям разных профессий.
Задачи:
уточнять, дифференцировать знания детей о специфике руда мужчин и женщин;
формировать представления о коллективном характере труда мужчин и женщин (взаимосвязь между «мужскими» и «женскими» профессиями);
способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности. Иллюстрация к сказке Е. Лопатина «Фея мастерства» набор картинок «Мужские и женские профессии» детские рисунки на тему «Все работу хорошо», мяч. фланелеграф, диктофон Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :78 1
3н 7 Тема: Спорт «мужской» и «женский»
Цель: формирование полоролевой социализации детей
Задачи:
уточнять, дифференцировать знания детей о «мужских» и «женских» видах спорта;
способствовать проявлению интереса к видам спорта, соответствующих полу ребенка;
способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности. Настольно печатная игра «Кому что нужно для занятий спортом» Иллюстрация с изображением видов спорта, гимн олимпийских игр в Сочи, диктофон Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :84 1
Блок «Моя семья»
4н 8 Тема: «Родственные связи»;
Цель: воспитание чувства признательности и любви к своей семье.
Задачи:
конкретизировать первоначальные представления о различных социальных функциях людей разного пола в семье;
подвести детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам;
способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности. Запись песни «Под крыши дома твоего», выставка «родословное дерево», семейные фотоальбомы, настольно печатная игра «Одна дома», дидактическая игра «Кто? Кем? Кому? Приходится» Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :90. 1
Блок «Детский сад – мой второй дом»
Ноябрь 1н 9 Тема: «Чем занимаются в детском саду».
Цель: формирование основ уважительного отношения к сотрудникам детского сада
Задачи:
обогащать представления детей о назначении детского сада, функциях разных помещений;
вызывать желание рассказать о своем детском саду;
способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности. Диктофон, карточки-символы, фото детского сада, листы бумаги, цветные карандаши, черно-белые контурные картинки с изображением того, чему учат в детском саду. Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :111 1
2н 10 Тема: «Взаимосвязь труда взрослых в детском саду»
Цель: формирование основ уважительного отношения к сотрудникам детского сада, желания им помогать, доставлять радость.
Задачи:
обогащать представления детей о взаимосвязи труда взрослых в детском саду;
способствовать проявлению интереса к жизни детского сада;
актуализировать использование полученной информации игровой, речевой деятельности. Мяч, диктофон, игры, стенд с фотографиями сотрудников Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :116 1
3н 11 Тема: «Правила поведения»
Цель: становление осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения в детском саду.
Задачи:
уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений в детском саду;
способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения в детском саду;
способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности. Настольно-печатные игры, карточки с фото детей, иллюстрации: упавший ребенок, ребенок отнимает игрушки, плачет из-за царапины и др., диктофон Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :120 1
Раздел «Человек в истории»
Блок «Появление и развитие человека на Земле»
4н 12 Тема: «Кто такой культурный человек»
Цель: становление осознанного отношения к роли человека в развитии культуры.
Задачи:
обогащать первоначальные представления о роли человека в развитии культуры;
воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов;
формировать способы самостоятельного применения информации в игровой деятельности. Обложка и бумага для книги, игры, иллюстрации: «Царевна-лягушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «По щучьему велению» Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :127 1
Декабрь 1н 13 Тема: «Как жили первобытные люди»;
Цель: становление положительного отношения к результатам труда человека.
Задачи:
обогащать первоначальные представления о жизни и быте первобытных людей;
стимулировать проявление познавательного интереса к изменению образа жизни человека;
формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. Видеописьмо, слайды (первобытный человек, пещера, где он живёт, игры, кусочки вареной и сырой моркови по числу детей, диктофон Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :134. 1
2н 14 Тема: «Развитие труда»
Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека, техническому прогрессу.
Задачи:
уточнять представления детей об истории труда человека, начиная с древних времен и до настоящего времени;
способствовать проявлению потребности в получении информации об истории труда человека;
формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности. Настольно-печатные игры «Труд древних людей», «Кому что нужно для труда», «Разрезные картинки», «Машины помощницы», «Сортировка», «Историческая лента»
Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :152 1
3н 15 Тема: «Изобретения и достижения человека»
Цель: формирование положительного отношения к результатам труда человека.
Задачи:
обогащать первоначальные представления о роли техники в прогрессе человечества, расширять представления детей о выдающихся людях России, об инженерах и изобретателях;
воспитывать чувство восхищения достижениями человечества, чувство собственного достоинства;
формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности. Письмо, посылка с пластмассовыми ложками баз черенков, иллюстрации (орел, стрекоза, одуванчик, колокольчик и др. растения) игры, портреты изобретателей, игрушка колокольчик Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :158 1
4н Тема: «Права человека»
Цель: формирование основ осознанного и уважительного отношения к личным правам и достоинству других людей.
Задачи:
конкретизировать представления о правах человека;
расширять представления детей о международных документах по правам человека;
развивать чувство собственного достоинства;
способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. Сборник законов, фото разных людей разных рас и национальностей, библиотеки, аудитории, мечети, кирхи, церкви Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :165
Блок «История семьи»
Январь 1н 16 Тема: «Что такое семья»
Цель: воспитание чувства признательности к своей семье.
Задачи:
обогащать обобщенные представления о составе семьи, нормах этикета, принятых в семье;
стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей семьи;
формировать навыки проявления симпатии, любви, уважения, сочувствия по отношению к близким людям;
способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. Картины с изображением семей, игры Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :169 1
Блок «История детского сада»
2н 17 Тема: «История детского сада»
Цель: Формирование уважительного отношения к истории детского сада
Задачи: уточнять представления о последовательности событий в жизни детского сада;
Способствовать проявлению потребности в получении информации об истории детского сада;
Обучать способам практического применения полученной информации в игровой деятельности. Обложка и листы бумаги одного размера, фотографии о жизни детей в детском саду, сотрудников, игровых уголков, мяч Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :181 1
Блок «Родной город»
3н 18 Тема: «Достопримечательности нашего города»
Цель: воспитание чувства любви к родному городу
Задачи:
систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах своего города, о людях разных национальностей, живущих в родном городе, природе родного края;
вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу;
обучать способам практического применения знаний в игровой, речевой деятельности. Слайды с изображением природы и достопримечательностей родного города, игра «Собери герб»,картинки с изображение деревьев и кустарников, две корзинки, конфеты, открытки с изображением города Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :185 1
Блок «Родная страна»
Февраль 1н 19 Тема: «Слава великих городов России»
Цель: формирование уважительного отношения к истории страны
Задачи:
обогащать первоначальные представления о великих городах России;
стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры городов России;
формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. Письмо, иллюстрации Санкт-Петербурга, Москвы, диктофон, письмо Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :188 1
2н 20 Тема: «Крещение Руси»
Цель: Формирование уважительного отношения к истории страны
Задачи: Обогащать первоначальные представления об истории возникновения и развития России, ее важнейших исторических событиях; крещении Руси, о великих киевских князьях: Кие; Владимире-Красное Солнышко;
Продолжать знакомить детей с православными праздниками, традициями, символами крещения (крест, икона, церковь);
Стимулировать появление познавательного интереса к явлениям истории своей страны;
Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. Портреты художников, иллюстрации храмов, празднование Пасхи, диктофон:
Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :195 1
3н 21 Тема: «Славные люди России»
Цель: формирование уважительного отношения к историческим личностям.
Задачи:
обогащать первоначальные представления о важнейших исторических событиях6 объединении Руси, защитниках Отечества; об исторических деятелях: Александре Невском, Дмитрии Донском, Иване Васильевиче (Грозном, Петре Великом;
стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории своей страны;
способствовать проявлению симпатии к историческим деятелям;
формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. Диктофон, портреты, иллюстрации орденов, игрушечное сердечко Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :200 1
Блок «Моя земля»
4н 22 Тема: «Государственные символы»;
Цель: формирование уважительного отношения к государственным символам.
Задачи:
обогащать первоначальные представления о символике России;
стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны;
формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике, самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. Изображение флага и герба России, аудиозапись гимна страны, изображение флагов разных государств, полоски бумаги красного, белового, синего цвета Географическая карта России, изображение пограничников, песня о России, фото природы, платок Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :206 1
Март 1н 23 Тема: «Что такое планета Земля»;
Цель: формирование толерантного отношения к собственной этнической культуре и культуре других народов.
Задачи:
обогащать первоначальные представления о планете Земля,
людях, ее населяющих, их равноправии;
стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям планеты Земля;
формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. Изображение планет Солнечной системы, планеты Земля, флагов разных стран, природы России, глобус, иллюстрации с природой и животных России и других стран Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :218. 1
Раздел «Человек в культуре»
Блок «Русская традиционная культура»
2 н 24 Тема: «Что такое культурное наследие. О русской культуре»
Цель: Становление уважительного отношения к русской традиционной культуре
Задачи:
Обобщать первоначальное представление о культуре и культурном наследии;
Воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа;
Способствовать осознанию роли человека в развитии культуры;
Формировать способы самостоятельного применения информации в игровой деятельности. Диктофон, деревянные ложки, песня «Калинка», настольно-печатная игра «Разложи по порядку» Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :236. 1
3н 25 Тема: «Жилища русских людей»
Цель: формирование основ уважительного отношения к культурным ценностям.
Задачи:
обобщать первоначальные представления о жилище русского человека, его разновидностях и устройстве;
воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
формировать навыки практического применения информации в игровой, конструктивной деятельности;
формировать навыки поведения, адекватного знаниям о культурных ценностях. Посылка с макетами избы, терема, дворца, письмо, изображение избы, терема, дворца, песня «Пряха», иллюстрации Петродворца, Кремля, Зимнего дворца, избы, терема, горницы Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :241 1
4н 26 Тема: «Труд людей в селе и городе»
Цель: формирование уважительного, бережного отношения к результатам труда русских людей.
Задачи:
уточнять первоначальные представления об особенностях труда в городе и деревне;
способствовать становлению устойчивого познавательного интереса к своей истории, людям труда, народной культуре;
формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности Письмо, изображение русских земледельцев, ремесленников, купцов и т. д., диктофон Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :252. 1
Апрель 1н 27 Тема: «Одежда русских людей»
Цель: формирование уважительного отношения к русской традиционной одежде как элементу русской традиционной культуры.
Задачи:
конкретизировать первоначальные представления о специфике русского традиционного костюма;
способствовать установлению зависимости отличительных особенностей одежды русских людей от места их проживания (город, деревня, рода деятельности, материального достатка, эпохи, в которую они жили;
формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, трудовой деятельности Слайды с изображением одежды разных народов, диктофон Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :258 1
2н 28 Тема: «Традиции русской семьи»;
Цель: формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений русских людей.
Задачи:
обогащать первоначальные представления о специфике взаимоотношений, родственных связях, нормах, обычаях и традициях в русской семье;
Воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
формировать способы самостоятельного применения знаний в игровой, речевой деятельности. Письмо, рисунок «Славянская семья», изображение домашнего труда крестьянских детей, диктофон Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :261 1
3н 29 Тема: «Традиции и обряды в жизни русского народа»
Цель: формирование уважительного отношения к традициям русских людей.
Задачи:
обобщать первоначальные представления о роли традиций и обрядов в жизни русского народа, роли оберегов в защите от злых сил;
воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
Формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой деятельности. Письмо, платочки по количеству детей, венок для игры, фломастеры, бумага для рисования, диктофон Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :274. 1
4 н 30 Тема: «Во что верили русские люди»
Цель: формирование уважительного отношения к традициям русских людей.
Задачи:
расширять первоначальные представления о вере людей в природные, земные и неземные силы, культовых атрибутах (храм, икона, крест, священные книги);
воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности. Письмо, картинки, раскраски с изображением русских богатырей, обложка и листы для самодельной книги, цветные карандаши, фломастеры Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :280. 6
Блок «Культура других народов»
Май
1н Тема: «Традиционная русская кухня»
Цель: формирование уважительного отношения к традициям русских людей.
Задачи:
обобщать первоначальные представления о русской кухне как части национальной культуре;
воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
формировать навыки практического применения информации в игровой, трудовой деятельности. Разные каши, кусочки овощей, картинки с изображением обычая: встречи гостей хлебом-солью, детские скалки, формочки для печенья, фартуки, колпаки, доски Л. В. Коломийченко,
Г. И. Чугаева, Л. И Югова «Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию». Стр. :286.