Надежда Маслянова
Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
План содержит познавательную, экологическую направленность.
Приобщение детей к экологии, природе необходимо начинать с раннего детства, учить их любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, и делать самостоятельные выводы.
Занимаясь экспериментальной деятельностью, дети опытным путем обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях.
Публикация «Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей в подготовительной группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все это призвано воспитывать в детях любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем у детей развиваются образное и логическое мышление, память, речь, внимание.
Задачи:
- Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить природу.
- Дать представления и элементарные понятия о том, что нас окружает, и как все это взаимосвязано.
- Знакомить детей с компонентами живой и неживой природы в занимательной форме.
- Воспитывать бережное и доброжелательное отношение к природе, оказывать помощь друг другу.
Сентябрь
1. «Путешествие колоска».
Цель:
•Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают хлеб.
2. «Приборы для опытов», «Вот какие разные приборы».
Цель:
•Познакомить и уточнить название приборов и оборудования, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов.
3. «Волшебный магнит».
Цель:
•Познакомить детей с магнитом. Выявить свойства магнита притягивать некоторые предметы.
4. Коллаж «Ранняя осень».
Цель:
•Систематизировать представления детей об осени, приметах.
•Упражнять в составлении рассказов о ранней осени, ее дарах.
•Опытническим путем по запаху определять фрукт и овощ.
Октябрь
1. «Вода и ее свойства», «Вода в природе и в нашей жизни». Изготовление цветных льдинок.
Цель:
•Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту.
•Показать, что вода прозрачная, бесцветная, легко проливается, легко впитывается.
•Закрепить знания о смешивании цветов, развивать творческую фантазию.
•Показать, что вода на морозе замерзает и становится льдом, а если добавить в воду краску – цветной лед.
2. «Вода – источник жизни».
Цель:
•Показать значение воды в жизни живой природы.
•Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.
•Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.
•Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
3.«Путешествие в неизведанную природу».
Цель:
•Формировать у детей убеждение, что красота и творения природы значимы и бесценны.
•Познакомить детей со значением деревьев и других растений.
4. «Необыкновенное путешествие».
Цель:
•Уточнить представления детей об особенностях лесотундры, правилах поведения в лесу.
Ноябрь
1. «Воздух и его свойства», «Знакомство со свойствами воздуха».
Цель:
•Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха и ролью в жизни человека, растений, животных.
•Опытническим путем закрепить знания о воздухе.
2. «Воздух – невидимка».
Цель:
•Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить, что воздух занимает место, его свойство – невидимость.
3. «Путешествие в осенний лес».
Цель:
•Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
•Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
4. «Путешествие капельки».
Цель:
•Формировать представления о круговороте воды в природе.
•Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.
•Воспитывать бережное отношение к воде.
Декабрь
1. «Север – царство льда и снега».
Цель:
•Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры.
•Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.
2. «Путешествие в мир исчезающих растений и животных».
Цель:
•Познакомить детей со значимостью ядовитых растений, существованием «Красной книги».
3. «Клуб знатоков леса».
Цель:
•Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни.
4. «Свет и цвет», «Солнце – источник света и тепла».
Цель:
•Дать детям представление о свете и строении солнечной системы. На основе опытов установить, что чем дальше расстояние от источника света, тем холоднее, чем ближе – теплее.
Январь
1. «Песок и глина. Их свойства», «Что у нас под ногами?».
Цель:
•Познакомить детей с разнообразием объектов неживой природы.
•Сравнение песчинок песка и глины по форме, цвету, размеру.
•В процессе исследовательской деятельности формировать у дете й знания о свойствах данных веществ.
2. «Как и почему?».
Цель:
•Продолжать знакомить со свойствами и качеством песка и глины, учить детей делать самостоятельные выводы путем сравнения и экспериментов.
•Активизировать словарь: «сыпучий», «рыхлый», «мокрый», «вязкая», «пластичная».
3. «Если хочешь быть здоров».
Цель:
•Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни.
•Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека.
•Дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях.
Февраль
1. «Вещество. Камни», «Какими бывают камни?», «Знакомство с камнями».
Цель:
•Познакомить детей с тем, какие бывают камни (речные, морские). Дать представление о том, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их используют в строительстве зданий и построек.
•Развивать тактильные ощущения у детей.
2. «Замерзшая вода – двигает камни».
Цель:
•Показать детям на опытах, как замерзшая вода двигает камни (используя воду, пластилин, соломинку и морозильник).
3. «Почему земля кормит?».
Цель:
•Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы при помощи опытов.
4. Беседа на тему: «Что такое огонь?».
Цель:
•Познакомить с огнем как явлением неживой природы.
•Показать необходимость огня как условия жизни на земле. Показать противоречивость этого явления.
•Познакомить с историей использования огня человеком.
5. «Движение песка. Песок и пустыня».
Цель:
•Дать детям представления о существующих пустынях в природе. Объяснить, как некоторые виды животных там живут.
•Показать детям на опытах, что песок может двигаться.
Март
1. «Лес, как экологическая система».
Цель:
•Сформировать понятие «этажи леса».
•Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных.
2. «Как поссорились март и февраль».
Цель:
•Продолжать формировать у детей представления о марте, как месяце пробуждения природы, опытническим путем закрепить у детей знания о выращивании растений из семени.
3. «Загадки природы».
Цель:
•Обобщить представление детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня).
•Развивать умение устанавливать взаимосвязи в экосистемах.
4. «Чей подарок тяжелее?».
Цель:
•Подвести детей к выводу, что большой размер предмета не говорит о том, что этот предмет тяжелее меньшего по размеру.
Апрель
1. «Весенние заботы птиц».
Цель:
•Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между перелетом птиц и наличием корма.
2. «Покорения Космоса человеком».
Цель:
•Сформировать у детей элементарные представления о том, как удаленность от Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него. Пробуждать интерес к познанию космоса.
3. Беседа на тему: «Кто такой человек».
Цель:
•Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животными и растительным миром, выделяя их существенные признаки.
4. «Загадки красавицы весны» (опыты с водой).
Цель:
•Закрепить у детей представления о первых изменениях в неживой и живой природе весной.
•Систематизировать и расширить представления о свойствах воды.
Май
1. «Мы – исследователи».
Цель:
•Формировать исследовательские и аналитические умения детей.
2. «Невероятные приключения на необитаемом острове».
Цель:
•Активизация мышления в процессе разрешения специально созданных проблемных ситуаций.
3. «Забавные фокусы».
Цель:
•Активизация мыслительных процессов, развитие любознательности.
4. «Весенняя экскурсия в лесопарк».
Цель:
•Сформировать представления детей о лесопарке как сообществе, в котором живут вместе растения и животные.
Литература:
1. Добро пожаловать в экологию. О. А. Воронкевич, 2016 год.
2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ «Тематическое и перспективное планирование работы разных возрастных группах. Выпуск 2, сост. Н. В. Нищева, 2015 г.
3. Социально-коммуникативное развитие (методический комплект программы «Детство»): Учебно-методическое пособие/ Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Л. С. Римашевская, 2016 г.
4. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/ автор- составитель Л. А. Королева, 2015 г.
5. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева, 2016 г.
6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», 2001 г.