Анжелика Делова
Перспективный план работы по развивающей программе для детей 5–7 лет «Уроки добра»
▼ Скачать + Заказать документы
(автор С. И. Семенака)
Пояснительная записка
Цель: Формирование у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Развивающее воздействие на детей, проявляющих признаки агрессивности.
Продолжительность занятий- 30 минут один раз в неделю.
№1 Цель Содержание
Раскрыть сущность полярных понятий "добро" и "зло".
Публикация «Перспективный план работы по развивающей программе для детей 5–7 лет „Уроки добра“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Планы, тематические недели
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Темочки
1. Прослушивание музыки В. Адигезалова «Мне очень весело». Предложить описать настроение музыки, передать эмоциональное состояние.
2. Знакомство со сказочным персонажем один из которых злой,другой добрый.
Беседа о добрых и злых людях.
Тренинг эмоций.
Рисование на тему:"Добрый и злой".
№2 "Наше настроение".
Познакомить детей с понятием "настроение" и его проявлением у добрых и злых людей. 1. Диагностика настроения детей.
2. Упражнение "Волшебный мешочек".В мешочек сложить все отрицательные эмоции. Обсуждение собственного настроения.
3. Упражнение "Расскажи о своем настроении".
4. Текст для слушания. Обсуждение текста.
5. Рисование на тему "Мое настроение".
6. Заканчивается занятие "Песенкой бременских музыкантов".
№3 "Хорошо ли быть злым?"
Учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.
1. Изобразить настроение своих близких и объяснить, почему бывает плохое настроение.
2. Игра "Цветик- семицветик".
3. Игра в "Гневную гиену" и "Разъяренную медведицу".Обсуждение чувст, когда были этими животными.
4. Упражнение "Придумывание историй" о добрых героях, спешащих на помощь.
5. Зачитывается отрывок из сказки "Заяц, лиса и петух"(Обыграть данный отрывок).
6. Игра "Кляксы".
7. Прслушивание песни "По секрету".
№4 "Учимся справляться с гневом".
Продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. 1. Тренинг эмоций.
2. Улыбнуться, как: веселый ребенок, солнышко, добрая птица, весенняя радуга.
3. Игра "Жужа".Беседа с детьми (Диагностика агрессивности).
4."Выпустить из себя злого дракона"(потопать ногами, надуть воздушный шарик злостью).
5. Упражнение -тренинг (волшебник заколдовывает одного из детей в Злюку).
6. Нарисовать "Злость".
7. Прослушивание песни В. Шаинского "В мире много сказок".
№5. "Что делать, если ты злишься".
Продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения
(снятие отрицательных эмоций).
1. Обсуждение рисунков на тему "Злость".
2. Закркпление знаний о способах саморегуляции своего состояния.
3. Чтение отрывка из книги Э. Крейри "Я злюсь".Высказывание своих чувств.
4. Тренинг (обыгрывание ситуации рассерженности).Обсуждение.
5. Раскрашивание рисунков (рассерженного мальчика и девочки, нашедшей бантик).
Танец - полька "Старый добрый жук"(из кинофильма "Золушка").
№6. "Настроение бабы -Яги".
Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (веселый- грустный,учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку.
«Поговорим о доброте».
Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки, учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунков, формировать позитивный образ своего "Я".
1. Злой волшебник знакомит детей со своей знакомой- Бабой-Ягой (почему так зовут, какие у нее поступки) Показать фрагмент из мультфильма «Ивашка из дворца пионеров).
2. Тренинг эмоций (дети становятся в круг, показывая злую Бабу-Ягу). Затем изображаем с помощью мимики веселую Бабу-Ягу. Обсуждения).
3. Придумывание историй о доброй Бабе-Яге, о ее поступках.
4. Упражнение «Угадай настроение Бабы-Яги» (картинки с изображением ее сердитой, веселой, задумчивой).
5. Рисование Бабы-Яги (предлагается нарисовать ее злой или доброй по желанию).
6. Прослушивание частушек Бабок- Ежек (дети могут подпевать).
1. Игра "Угадай настроение по рисунку" (по рисункам детей).
2. Упражнение "Помоги волшебнику".
3.-Упражнение "Выручи из беды"(как выручить зайку и мишку из стихотворений А. Барто).
-Сказка о птицах.
-Рассказ Л. Н. Толстого"Старик сажал яблоню".
-Игра "Чунга- чанга".
-Упражнение "Рисуем музыку".
№8. "Ссора"
Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей со способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.
1. Картинка с двумя поссорившимися девочками.
2. Тренинг эмоций.
-Изобразить с помощью выражения лица и движений тела подружек, которые поссорились.
-Рассуждаем о том -хорошо ли быть поссорившимся.
3. Упржнение "Дружба начинается с улыбка" (друг другу улыбаемся).
4. Для проверки степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях- проигрываем проблемную ситуацию.
5. Рисуем на тему "Красивые бабочки, которые помогают помириться".(Звучит песня "Голубой вагон".)
№9. "Как справиться с упрямством"
Учить детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить с правилами доброжелательного поведения.
1. Сказка "Упрямые козы".(Разбор сказки)
2. Тренинг эмоций. (Изобразить упрямых коз)
3. Игра "Сказка наоборот" (Вежливые, веселые, добрые козочки).
4. Игра "Два барана".
5. Правила доброжелательности "Будь внимателен к другому"
6. Смешной рисунок. (рисунок с завязанными глазами).
№10. "Чувства одинокого человека"
Учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания; закреплять знание правил доброжелательного поведения; формировать внимательное отношение к другим людям.
1. Цветопись настроения.
2. Просмотр мультфильма "Первый раз".(_Беседа по содержанию)
3. Игра "Тень".
4. Игра "Закончи предложение".
5. Тренинг эмоций. (улыбнуться соседу, под звуки песни " Мне летать охото".
№11. Знакомство с понятием " Физическая и эмоциональная боль".
Знакомим детей с понятием "физическая и эмоциональная (душевная) боль"; научить различать ощущения, учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.
1. Каки добрые дела ты сделал?
2. Стих о лягушонке, поранившем ножку.
3. Тренинг эмоций. (Выразить боль лягушонка).
4. Что такое физическая и душевная боли.
5. Рисование на тему :"Медвежонок выздоровел".
№12. "Учимся понимать чувства других людей".
Закрепить понятия "физической и эмоциональной боли", учить сопереживать, стимулировать желание оказать помощь, развить чувство доброты, формировать навыки социального поведения. 1. Поведенческий тренинг. (Малыш ушибся и заплакал, пожалейте его.
и Коля сломал машинку любимую и заплакал).
2. Упражнение "Негаданная радость".
3. Рисование на тему "Волшебные цветы".(Звучит музыка П. И. Чайковского "Фея сирени".)
№13. "Учимся доброжелательности".
Развиваем стремление к дружелюбию по отношению к другим; учим правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку.
1. Просмотр мультфильма "Варежка".(Беседа по его содержанию).
2. Рисование на тему: " Мой верный друг-собака".(Звучит песня В. Шаинского " Пропала собака")
№14. "Животные - наши друзья".
Развиваем у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других; формируем доброжелательное отношение к животным, желание.
1. Игра "Мышь и мышеловка".
2. История про котенка.
3. Разыгрывание сценки "Котенок".
4. Рисование на тему "Мой котенок".
№15. "Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации".
Учим детей анализировать конфликтные ситуации; развиваем эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.
1. Рассказ " Лучший друг"(Беседа по его содержанию).
2. Игра "Угадай настроение".
3. Рисование на тему: "Мое настроение".
4. Прослушивание песни "Антошка".
№16. "Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях".
Учим детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способом разрешения конфликта. развиваем понимание чувства обиды, учим выражать его с помощью мимики.
1."Антошкина история "(дискуссия с детьми).
2. Чтение рассказа В. Осеевой "Отомстила".
3. Игра "Падающая Башня".
4. Рисование "Дерево радости".
5. Звучит песня "Пусть падают капли".
№17. "Добрые и злые поступки".
Продолжаем учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомим со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закрепляем навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
1. Стихотворение "Доброта" (дискуссия).
2. Тренинг эмоций. (Предлагаем детям фразы типа "Иди сюда","Не мешай!" и т. п. Сначала их произносим- грубо, со злостью. громко. Затем- вежливо, спокойно).
3. Упражнение : " Добрый- злой".
4. Игра "По кочкам".
5. Рисование "Дорисуй картину".
18. "Что такое хорошо и, что такое плохо!".
Учим детей анализировать собственное поведение и поступки других; формируем позицию ненасилия; развиваем воображение и снимаем эмоциональное напряжение путем рисуночной терапии.
1. Мультфильм "Ну, погоди!".(Дискуссия о поступках героев мультфильма).
2. Сочинение новой версии фильма.
3. Поведенческий тренинг. (Распределяем роли мультфильма).
4. Анализ собственных поступков.
5. Игра "Хорошо- плохо".
6. Рисование "Графическая музыка".
№19. "Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых".
Закрепляем навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, развиваем эмоциональную произвольность, эмпатию ; формируем осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ "Я".
1. Разбираем ситуацию "Если ты разбил мамину любимую вазу".
2. Тренинг. (Разыгрываем ситуацию- ребенок разрисовал мелками стены).
3. Рисование на тему " Какой я?".
№20. "Дружба-неприязнь".
Учим детей дифференцировать ощущения дружбы, неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения; развиваем способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким,о которых они читали в книжках.
1. Просмотр мультфильма "Трям, здравствуйте!".
2. Беседа по содержанию мультфильма.
3. Тренинг эмоций. ("Три подружки").
4. Поведенческий тренинг 1.
5. Поведенческий тренинг 2.
6. Рисование лиц: Плаксы, Злюка или Резвушки.
Прослушивание песни В. Шаинского из мультфильма «Трям, здравствуйте! ««Облака».
№21. «Наши мечты».
Продолжаем закреплять знания о поведении в конфликтных ситуациях; учим сознательно управлять своими эмоциями; формируем дружелюбное отношение к окружающим; способствуем формированию адекватной самооценки. 1. Сказка «Лиса и заяц». (Обсуждение).
2. Моделирование детьми сцены примирения зайца и лисы.
3. Мультфильм «Осенние корабли». (Обсуждение поступков).
4. Игра «Цветик - семицветик».
5. Рисование на тему: «Моя мечта».
6. Исполнение «Танца утят»