Светлана Шумилова
Занятие по формированию дружеских взаимоотношений для детей старшего дошкольного возраста «Уроки добра в школе Белоснежки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с разными проявлениями эмоций, дать детям представление о чувствах в разных ситуациях, направленные на формирование дружеских взаимоотношений.
Задачи:
1. Сформировать оптимистическое настроение, создать доверительную атмосферу.
2. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «удивление», «злость», «страх».
3. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, мимику.
4. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции.
5. Познакомить с понятиями «добрый» и «злой».
Публикация «Занятие по формированию дружеских взаимоотношений для детей старшего дошкольного возраста „Уроки добра в школе Белоснежки“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Дружба. Учимся дружить
- Старшая группа
- Темочки
6. Учить детей ощущать близость, тепло другого, развивать чувства: принадлежности к группе, единства, сплочённости, повышать уверенность в себе.
7. Формировать понятия «дружба», «друг», «взаимовыручка», «милосердие», «благодарность» через чтение художественной литературы и беседу по прочитанному.
8. Формировать коммуникативных навыков.
9. Развивать моральное мышление.
Методы и приёмы: игры, экспериментирование, чтение притчи, беседа, моделирование, диагностика эмоционального состояния
Используемые материалы:
Разноцветные колпачки, картинки с гномами, по две баночки на каждого ребёнка, гуашь – чёрный и жёлтый, конфетти, по 2 кисточки на каждого ребёнка, книга – настроений на каждого ребёнка, иллюстрированная притча «Муравей и голубка», свеча, масса для лепки, иллюстрация сердца, фигурки тучки и солнца,
Словарь: милосердие, благодарность, взаимовыручка, злой, сердитый, недовольный, грубый, добрый, правдивый, внимательный, заботливый, настроение, эмоции, радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие, друг, дружба.
Ход занятия: 1. часть.
Организационный момент: Видеописьмо от детей МАДОУ ЦРР «Ручеёк»
- Здравствуйте дорогие ребята, я хочу, чтобы вы меня узнали через эту загадку.
Я была подружкой гномов,
И вам, конечно же, знакома.
Как зовут, вы угадайте,
Из какой сказки я узнайте?
(Ответы детей)
- Правильно – я Белоснежка, мои друзья из детского сада «Ручеёк», где я работаю, послали вам видеописьмо, давайте посмотрим.
- В нашем детском саду есть добрая традиция: все дети выходят гулять на площадь здоровья. Если слышат сигнал – «один хлопок в ладоши», то здороваются друг с другом за руку, «два хлопка» - обнимают друг друга.
- Этой традиции придерживаются и жители этого дома, присаживайтесь на полянку.
На полянке стоит дом,
В нём живут: сердитый гном,
Бояка, Грустик, Удивляка,
Весельчак, малыш Спокун
И весёлый Хохотун.
- Ой! А гномики оставили свои колпачки. Ребята, а хотели бы вы превратиться в моих сказочных гномиков? Тогда одевайте разноцветные колпачки. Сегодня я вас приглашаю в гости, и мы с вами проведём занятие «Урок добра в школе Белоснежки»: Пройдите за рабочие столы, выполним первое упражнение.
Упражнение «Подбери лицо»
- У вас на столе лежит книга эмоций, посмотрите на ситуации, изображённые на рисунках. Как вы думаете, какое чувство испытывает каждый из малышей? Дорисуйте их лица. Вам помогут картинки – портреты. Дети индивидуально выполняют задание. (Анализ выполненной работы)
- Катя как ты выполнила это задание? Подойди к доске, покажи.
Образец ответа
- Девочка увидела змею – испугалась…она испугалась.
- Какие эмоции испытывали дети? (Страх, удивление. Радость, и др)
- Мы с вами уже знаем, что настроение бывает разным и его можно определить по лицу, а добрые или злые мысли, которые у нас в голове можно увидеть? (Ответы детей) Давайте попробуем провести небольшой эксперимент.
Игра – эксперимент «Разноцветная вода»
- Ваши мысли бывают светлыми, когда вы чувствуете себя хорошо, когда у вас всё получается, когда вас любят. В это время ваше настроение похоже на чистую воду. Как мы себя чувствуем? (хорошо, спокойно, уверенно) Но бывает, что мысли наполняются злостью, вами овладевает гнев и ярость, как вы думаете какого цвета будут наши мысли? (Ответы детей, правильно они чернеют и вам хочется обзываться, ударить обидчика. (закрашивают воду чёрной краской).
- А когда к нам приходит радость, наши мысли меняют цвет? Как можно сделать доброе, весёлое настроение? (добавить жёлтой краски). А иногда мы развеселимся так, что наши мысли становятся похожими на праздничный салют – они мечутся, блестят, как яркие быстрые и разноцветные искорки. (в банки с водой дети высыпают конфетти).
- Вот такие чудеса могут происходить у нас в голове.
- А что мы чувствуем, когда у нас добрые мысли?
2. часть Чтение притчи «Муравей и голубка»
- Ребята, а животные и насекомые тоже испытывают разные чувства, располагайтесь на полянке каждый на своём месте, и послушайте притчу «Муравей и голубка»
Муравью захотелось пить. Спустился он к ручейку, чтобы напиться, но упал в воду и стал тонуть. Пролетала мимо голубка. Увидела она, что муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей взобрался на ветку и спасся. А чуть позже охотник расставил сети на голубку и уже собрался было её захлопнуть, но тут муравей подоспел и укусил птицелова в ногу. Тот охнул от неожиданности и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Вопросы к тексту:
- О ком эта история?
- Что произошло с муравьём у ручья?
- Как помогла ему голубка?
- Как муравей отблагодарил голубку?
О чём эта история?
О милосердии (готовность сострадать, сопереживать, оказать помощь тому, кто в ней нуждается, благодарности (чувство признательности за оказанную помощь, взаимовыручки (взаимная помощь друг другу).
С другом – веселее, в дружбе – сильнее.
- Как вы понимаете пословицу? Все сильны, когда дружат и помогают друг другу.
Беседа о дружбе.
- А сейчас я предлагаю пройти к волшебному столику, поговорим о дружбе, о добром отношении друг к другу. (Зажигается свеча). Как вы думаете, что такое дружба? (Ответы детей) Друг – это человек, который всегда с тобой в трудную минуту, он успокоит тебя, поможет, поддержит. Это какой человек? добрый, внимательный, заботливый, с ним хорошо….(Каждый ребёнок по очереди делится своим мнением). А кого мы называем злыми, это какие люди? сердитые, грубые, недовольные. (Дети высказываются).
- А друг может быть милосердным? благодарным? (Ответы детей)
- Протяните руку к свече, что вы чувствуете? (Тепло)
Вот такое же тепло должно исходить от настоящего друга. Посмотрите на пламя свечи, оно поможет вам вспомнить своих друзей. (Ответы детей)
- Давайте улыбнёмся друг другу и передадим свою любовь, нежность и заботу. Ведь все мы – это дружная, семья и настоящие друзья.
Физминутка: «Доброе животное»
(музыкальное сопровождение)
- А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза, и представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем. Как он дышит. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «Так животное не только дышит; так же чётко и ровно бьётся его большое и доброе сердце» (звуки бьющегося сердца) «Мы все являемся частью этого доброго животного, у нас такие же добрые сердца». Как вы думаете, а какая мелодия у доброго сердца? нежная, ласковая, мягкая.
3 часть: А вы хотите увидеть своё доброе сердце? Давайте сделаем, займите свои места, и посмотрите на меня.
Моделирование (элемент арттерапии)
- Чтобы получить из кусочка доброе и любящее сердце, необходимо массе придать форму шара, сдавливая и сплющивая его между ладоней получаем круг, делаем углубление в середине, вытягивая слегка ушки и заостряя нижнюю часть круга, получается сердце. А теперь подойдите к волшебному столу наполните свои сердца теплом, все дружно задуем свечу добра, и пусть это тепло, добро и любовь останутся в наших сердцах навсегда. Вы можете подарить его своим близким или друзьям, чтобы ваше сердце согревало их своим добром и любовью.
Итог:
- Вам понравилось быть добрыми и дружными гномами? (Ответы детей) – А теперь вам пора превращаться в ребят, снимите колпачки и аккуратно положите их на домик.
- Смотрите ребята! Весельчак принёс корзиночку, выберете настроение, с которым вы хотите уйти с занятия.
Мои дети, вы так милы!
Пусть у вас песни будут звучать так дивно,
Пусть у вас дорога длится так долго,
Пусть у вас будут друзья так настоящие.
- Дорогие ребята, я вам оставляю видеописьмо с нашим почтовым и электронным адресом, и записью песенки о дружбе. Мы будем рады с вами общаться и дружить, и хочу подарить вам песенку о дружбе.
- Мне с вами было очень интересно! Спасибо вам ребята, занятие окончено. До свидания.