Клавдия Раздольева
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Основной задачей обучения и воспитания детей с выраженным психофизическим недоразвитием является социально – бытовая адаптация и развитие потенциальных познавательных возможностей [10].
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития т. к развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.
Публикация «Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога. Планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Значимость развития мелкой моторики вызвано тем, что навыки мелкой моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать классифицировать окружающие его вещи и тем самым помогают самостоятельно обслуживать себя. Замедление процесса формирования навыков самообслуживания, может быть вызвано несформированностью зрительно-моторной координации. Что может проявиться так же в овладении трудовыми и учебными навыками (Н. Д. Шматко) [2].
Так же развитие мелкой моторики способствует повышению самооценке, что даёт ребёнку участие в играх. А игра является ведущим видом деятельности ребёнка – дошкольника (М. Петерси, М. Грилор) [8].
Развитие мелкой моторики происходит с первых месяцев жизни в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Комплекс оживления, возникающий в первые месяцы жизни, когда ребёнок останавливает свой взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, гулит. В возрасте от 2 до 3 месяцев возникают ощупывающие движения. С этого времени происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий.
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, т. е в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После сформированности этих связей движения руки, начинает выполняться под контролем, вид предмета это стимул движений рук по направлению к нему.
Таким образом, формирование движений рук начинается постепенно на протяжении первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачёк, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнить пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган (М. А. Поваляева) [9].
У детей с выраженным психофизическим недоразвитием, в результате раннего органического поражения головного мозга, как правило, отсутствует «комплекс оживления», что проявляется в не возникновении эмоционального общения с взрослым.
В дальнейшем это приводит к отсутствию интереса к игрушкам подвешенным над кроваткой и находящихся в руках у взрослого. Не происходит совместного обучения со взрослым на основе совместных действий с предметами, не возникает новая форма общения – жестовая.
Нарушение эмоционального контакта с взрослым складывается на характере первых действий с предметами – хватания и на развитие восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием (В. Г. Галкина, Н. Ю. Хомутова).
У детей с выраженным психофизическим недоразвитием предметная деятельность не формируется, не проявляют интереса к игрушкам, предметам. Они вообще не берут их в руки, не манипулируют ими. Или же живо реагируют на новые предметы и игрушки, хватают их, трясут, тянут в рот. Но очень быстро бросают и переключаются на другое.
Так же отмечается практически полная невозможность включения ребенка, в какую либо целенаправленную деятельность даже на уровне выполнения отдельных действий. Все попытки поиграть с детьми оказываются безуспешными. Даже при жесткой организующей помощи взрослого возможны лишь кратковременные манипуляции с предметами по подражанию (Н. Ф. Дементьева) [10].
Особенностью двигательной сферы тонкой моторики рук у детей с выраженным психофизическим недоразвитием является : нестабильность мышечного тонуса, быстрая истощаемость, недостаточность кровоснабжения мышц пальцев и кистей рук, нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательным актом, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности (Стребелева Е. А., Катаева Л. А) [3].
Основными задачами развития мелкой моторики у детей с выраженным психо-физическим недоразвитием на первом этапе обучения являются:
1. Обратить внимание детей на действия своих пальчиков, рук.
2. Развивать ощущения собственного тела, нормализация тактильной чувствительности, в частности рук.
3. Развитие внимания, подражания.
4. Установление эмоционально-положительного контакта со взрослым.
5. Включение ребёнка в целенаправленную деятельность.
Основные задачи на втором и третьем этапа обучения:
1. Закрепить ранее сформированные навыки.
2. Развивать произвольное внимание, целенаправленное подражание действиям взрослого по показу и по инструкции в двигательно-речевых играх.
3. Формировать противопоставление большого пальца при захвате мелких предметов.
4. Формировать двуручную деятельность.
5. Обогащать ощущения от собственного тела, в частности от рук.
Одним из средств развития мелкой моторики у детей с выраженным психо- физическим недоразвитием являются двигательно-речевые игры.
Двигательно – речевые игры – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Двигательно-речевые игры в сопровождении стихотворных текстов, музыкального сопровождения способствуют развитию внимания, подражания, навыков зрительной ориентировки на говорящего; развитие тонкой и общей моторики; координации движений; развитие понимания речи, воспитывает чувство ритма.
Музыкально стихотворный текст служит организующим моментом. Стимулом для выполнения, создают доброжелательную атмосферу на занятии [7].
Широкое применение в работе в данном направлении, получила методика Екатерины и Сергея Железновых.
Так же в работе по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием, используются различные крупы, тактильные дорожки, мешочки, краски, бумага, коробочки разного размера, баночки, бутылочки.
Каждое занятие построено следующим образом:
1. Активизация внимания. Посредством песенки, внесения персонажа. Игры с персонажем.
2. Игры на развитие тактильного восприятия.
3. Игры с предметами (с баночками, коробочками, пирамидками и т. п).
4. Игры с крупой.
5. Игры с красками (рисуем пальчиками) или игры с бумагой (рвём, мнём).
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием.
Месяц Задачи обучения и воспитания Игры, упражнения
Сентябрь диагностика
Октябрь 1. Развитие зрительного и слухового внимания, тактильного восприятия.
2. Развитие подражания действиям взрослого (методом рука в руке).
3. Обратить внимание на ручки. Познакомить с ладошкой и пальчиками правой и левой руки.
4. Формировать целенаправленную деятельность 1. Сказка «Мама-ладошка и её детки - весёлые пальчики»
2. Игра с мячиком – ёжиком
Ноябрь 1. Развитие зрительного и слухового внимании детей.
2. Развитие подражания действиям взрослого (методом рука в руке).
3. Вызывать интерес к играм с пальчиками, ладошками.
4. Формировать целенаправленную деятельность.
1. Муз. ритмич. игра «Села птичка на ладошку».
2. Игра с браслетами-колокольчиками.
3. Игра с горохом (сухой бассейн).
4. Игра с фрагментом порогового коврика «травка».
5. Игра с красками «Зёрнышки для птички».
Декабрь 1. Развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие.
2. Развивать подражания действиям взрослого.
3. Продолжать вызывать интерес к играм с пальчиками, ладошками. Показать, что пальчики умеют открывать и закрывать коробки, грозить, показывать, постукивать.
4. Формировать целенаправленную деятельность.
1. Муз. ритмич. игра «Собачка жучка».
2. Игра с тактильными мешочками.
3. Игра на барабане, бубне.
4. Игра с сухим бассейном (фасоль).
5. Комканье салфетки «Мячик для жучки».
Январь. 1. Развитие зрительного, слухового внимания, тактильного восприятия.
2. Закрепить действия которые умеют делать пальчик (погрозить, показать, открывать и закрывать коробки разные по размеру, откручивать, закручивать крышки от баночек).
3. Формировать целенаправленную деятельность.
1. Муз. ритмич. игра «Кошка».
2. игра «Киска, киска, киска брысь…».
3. Игра с коробками.
4. Игра с баночками, бутылочками.
5. Игра с красками «Бусы для кошки».
Февраль. 1. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие.
2. Развивать подражания действиям взрослого, учить следить за движущимися предметами.
3. Продолжать вызывать интерес к играм с пальчиками, ладошками. Показать, что пальчики умеют ловить и бросать предметы, захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа, высыпая в различные ёмкости; нанизывать предмет с отверстиями на стержень.
4. Формировать целенаправленную деятельность.
1. Муз. ритмич. игра «Хрюшка».
2. Игра с тактильными дорожками.
3. Игры с кольцебросом и мячиком.
4. Игра с манной крупой.
«Варим кашу».
5. «Мягкая подстилка для хрюшки» (обрывание бумаги).
Март. 1. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание детей; учить внимательно рассматривать игрушки, чтоб опознать свою игрушку среди других.
2. Учить подражать действиям взрослого. Показать, что пальчики умеют собирать и разбирать предметы, захватывать щепотью сыпучие предметы (речной песок, нанизывать предметы с отверстием на стержень, рисовать.
3. Развивать тактильное восприятие. Различать понятия тёплый – холодный.
4. Формировать целенаправленную деятельность. Учить доделывать начатое дело до конца.
1. Муз. ритмич. игра «Петушок золотой гребешок…».
2. Игра с матрёшками.
3. Игра на тактильное восприятие (теплый - холодный).
4. Игра с речным песком «Дорожка для петушка».
5. Игра с красками «Разноцветные конфеты
Апрель. 1. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание детей; учить ориентироваться в пространстве.
2 Учить подражать действиям взрослого. Показать, что пальчики умеют повторять движения за педагогом, захватывать щепотью зёрнышки (горох, развешивать платочки на верёвку, рвать бумагу.
3. Развивать тактильное восприятие. Различать понятия мокрый – сухой.
4. Формировать целенаправленную деятельность. Учить доделывать начатое дело до конца.
1. Муз. ритмич. игра.»Курочка - хохлатка».
2. Игра перед зеркалом «Мышь».
3. Игра на тактильное восприятие (мокрый - сухой).
4. Игры с крупой.
5. Обрывание бумаги «Травка для цыплят».
Май. 1. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание детей; сенсорное восприятие.
2. Учить подражать действиям взрослого. Показать, что пальчики умеют повторять движения за педагогом, мыть игрушки, вытирать руки, мять бумагу.
3. Развивать тактильное восприятие. Различать понятия мокрый – сухой.
4. Формировать целенаправленную деятельность. Учить доделывать начатое дело до конца.
1. Муз. ритмич. игра «Жук».
2. Игра перед зеркалом «Паучок».
3. Игра с водой (тёплый – холодный, мокрый - сухой).
4. Нанизывание предметов с отверстием на штырёк.
5. Комканье бумаги «Цветочки для жуков».
Список использованной литературы.
1. Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. [Текст] / И. Воскресенская. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во,2008. – с 13-23.
2. Дети с отклонениями в развитии : Методич. пособие. / сост. Н. Д. Шматко. М. : Аквариум, 997 – с 31-37.
3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно - развивающее обучение и воспитание. М. : «Просвещение», 2003. – с 134-138.
4. Железновы Екатерина и Сергей «Развивалочки от 1 до 5» (диск). Игры № 5, 11, 17.
5. Железновы Екатерина и Сергей «Весёлые уроки» (диск). Игры № 3,5, 9, 10, 12.
6. Крупенчук О. И. пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008. (Серия «Уроки логопеда») – с 18-20, 31.
7. Мухина А. Я. Речедвигательная гимнастика / А. Я. Мухина. – М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – с 23-25, 37-40.
8. Петерси М., Грилор М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 5: Навыки тонкой моторики. Перевод с англ. М. : Ассоциация Даун Синдром. 2001. с 50-70.
9. Поволяева М. А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2001. – с 47-49.
10. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. Под общей редакцией Дементьевой Н. Ф. М. : 1993. – с 7-61.
11. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие: / [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ]; под ред. Е. А. Стребелевой. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – с 8-32.
12. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / Популярное пособие для родителей и педагогов. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – Ярославль: Академия Холдинг,2000, - с 11-14.
13. Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога / Е. А. Стребелева. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2008.- с 30 – 33, 36 – 39.