Получи документы

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием

Клавдия Раздольева
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Основной задачей обучения и воспитания детей с выраженным психофизическим недоразвитием является социально – бытовая адаптация и развитие потенциальных познавательных возможностей [10].

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития т. к развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.

Публикация «Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием» размещена в разделах

Значимость развития мелкой моторики вызвано тем, что навыки мелкой моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать классифицировать окружающие его вещи и тем самым помогают самостоятельно обслуживать себя. Замедление процесса формирования навыков самообслуживания, может быть вызвано несформированностью зрительно-моторной координации. Что может проявиться так же в овладении трудовыми и учебными навыками (Н. Д. Шматко) [2].

Так же развитие мелкой моторики способствует повышению самооценке, что даёт ребёнку участие в играх. А игра является ведущим видом деятельности ребёнка – дошкольника (М. Петерси, М. Грилор) [8].

Развитие мелкой моторики происходит с первых месяцев жизни в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Комплекс оживления, возникающий в первые месяцы жизни, когда ребёнок останавливает свой взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, гулит. В возрасте от 2 до 3 месяцев возникают ощупывающие движения. С этого времени происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, т. е в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После сформированности этих связей движения руки, начинает выполняться под контролем, вид предмета это стимул движений рук по направлению к нему.

Таким образом, формирование движений рук начинается постепенно на протяжении первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачёк, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнить пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган (М. А. Поваляева) [9].

У детей с выраженным психофизическим недоразвитием, в результате раннего органического поражения головного мозга, как правило, отсутствует «комплекс оживления», что проявляется в не возникновении эмоционального общения с взрослым.

В дальнейшем это приводит к отсутствию интереса к игрушкам подвешенным над кроваткой и находящихся в руках у взрослого. Не происходит совместного обучения со взрослым на основе совместных действий с предметами, не возникает новая форма общения – жестовая.

Нарушение эмоционального контакта с взрослым складывается на характере первых действий с предметами – хватания и на развитие восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием (В. Г. Галкина, Н. Ю. Хомутова).

У детей с выраженным психофизическим недоразвитием предметная деятельность не формируется, не проявляют интереса к игрушкам, предметам. Они вообще не берут их в руки, не манипулируют ими. Или же живо реагируют на новые предметы и игрушки, хватают их, трясут, тянут в рот. Но очень быстро бросают и переключаются на другое.

Так же отмечается практически полная невозможность включения ребенка, в какую либо целенаправленную деятельность даже на уровне выполнения отдельных действий. Все попытки поиграть с детьми оказываются безуспешными. Даже при жесткой организующей помощи взрослого возможны лишь кратковременные манипуляции с предметами по подражанию (Н. Ф. Дементьева) [10].

Особенностью двигательной сферы тонкой моторики рук у детей с выраженным психофизическим недоразвитием является : нестабильность мышечного тонуса, быстрая истощаемость, недостаточность кровоснабжения мышц пальцев и кистей рук, нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательным актом, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности (Стребелева Е. А., Катаева Л. А) [3].

Основными задачами развития мелкой моторики у детей с выраженным психо-физическим недоразвитием на первом этапе обучения являются:

1. Обратить внимание детей на действия своих пальчиков, рук.

2. Развивать ощущения собственного тела, нормализация тактильной чувствительности, в частности рук.

3. Развитие внимания, подражания.

4. Установление эмоционально-положительного контакта со взрослым.

5. Включение ребёнка в целенаправленную деятельность.

Основные задачи на втором и третьем этапа обучения:

1. Закрепить ранее сформированные навыки.

2. Развивать произвольное внимание, целенаправленное подражание действиям взрослого по показу и по инструкции в двигательно-речевых играх.

3. Формировать противопоставление большого пальца при захвате мелких предметов.

4. Формировать двуручную деятельность.

5. Обогащать ощущения от собственного тела, в частности от рук.

Одним из средств развития мелкой моторики у детей с выраженным психо- физическим недоразвитием являются двигательно-речевые игры.

Двигательно – речевые игры – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Двигательно-речевые игры в сопровождении стихотворных текстов, музыкального сопровождения способствуют развитию внимания, подражания, навыков зрительной ориентировки на говорящего; развитие тонкой и общей моторики; координации движений; развитие понимания речи, воспитывает чувство ритма.

Музыкально стихотворный текст служит организующим моментом. Стимулом для выполнения, создают доброжелательную атмосферу на занятии [7].

Широкое применение в работе в данном направлении, получила методика Екатерины и Сергея Железновых.

Так же в работе по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием, используются различные крупы, тактильные дорожки, мешочки, краски, бумага, коробочки разного размера, баночки, бутылочки.

Каждое занятие построено следующим образом:

1. Активизация внимания. Посредством песенки, внесения персонажа. Игры с персонажем.

2. Игры на развитие тактильного восприятия.

3. Игры с предметами (с баночками, коробочками, пирамидками и т. п).

4. Игры с крупой.

5. Игры с красками (рисуем пальчиками) или игры с бумагой (рвём, мнём).

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием.

Месяц Задачи обучения и воспитания Игры, упражнения

Сентябрь диагностика

Октябрь 1. Развитие зрительного и слухового внимания, тактильного восприятия.

2. Развитие подражания действиям взрослого (методом рука в руке).

3. Обратить внимание на ручки. Познакомить с ладошкой и пальчиками правой и левой руки.

4. Формировать целенаправленную деятельность 1. Сказка «Мама-ладошка и её детки - весёлые пальчики»

2. Игра с мячиком – ёжиком

Ноябрь 1. Развитие зрительного и слухового внимании детей.

2. Развитие подражания действиям взрослого (методом рука в руке).

3. Вызывать интерес к играм с пальчиками, ладошками.

4. Формировать целенаправленную деятельность.

1. Муз. ритмич. игра «Села птичка на ладошку».

2. Игра с браслетами-колокольчиками.

3. Игра с горохом (сухой бассейн).

4. Игра с фрагментом порогового коврика «травка».

5. Игра с красками «Зёрнышки для птички».

Декабрь 1. Развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие.

2. Развивать подражания действиям взрослого.

3. Продолжать вызывать интерес к играм с пальчиками, ладошками. Показать, что пальчики умеют открывать и закрывать коробки, грозить, показывать, постукивать.

4. Формировать целенаправленную деятельность.

1. Муз. ритмич. игра «Собачка жучка».

2. Игра с тактильными мешочками.

3. Игра на барабане, бубне.

4. Игра с сухим бассейном (фасоль).

5. Комканье салфетки «Мячик для жучки».

Январь. 1. Развитие зрительного, слухового внимания, тактильного восприятия.

2. Закрепить действия которые умеют делать пальчик (погрозить, показать, открывать и закрывать коробки разные по размеру, откручивать, закручивать крышки от баночек).

3. Формировать целенаправленную деятельность.

1. Муз. ритмич. игра «Кошка».

2. игра «Киска, киска, киска брысь…».

3. Игра с коробками.

4. Игра с баночками, бутылочками.

5. Игра с красками «Бусы для кошки».

Февраль. 1. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие.

2. Развивать подражания действиям взрослого, учить следить за движущимися предметами.

3. Продолжать вызывать интерес к играм с пальчиками, ладошками. Показать, что пальчики умеют ловить и бросать предметы, захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа, высыпая в различные ёмкости; нанизывать предмет с отверстиями на стержень.

4. Формировать целенаправленную деятельность.

1. Муз. ритмич. игра «Хрюшка».

2. Игра с тактильными дорожками.

3. Игры с кольцебросом и мячиком.

4. Игра с манной крупой.

«Варим кашу».

5. «Мягкая подстилка для хрюшки» (обрывание бумаги).

Март. 1. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание детей; учить внимательно рассматривать игрушки, чтоб опознать свою игрушку среди других.

2. Учить подражать действиям взрослого. Показать, что пальчики умеют собирать и разбирать предметы, захватывать щепотью сыпучие предметы (речной песок, нанизывать предметы с отверстием на стержень, рисовать.

3. Развивать тактильное восприятие. Различать понятия тёплый – холодный.

4. Формировать целенаправленную деятельность. Учить доделывать начатое дело до конца.

1. Муз. ритмич. игра «Петушок золотой гребешок…».

2. Игра с матрёшками.

3. Игра на тактильное восприятие (теплый - холодный).

4. Игра с речным песком «Дорожка для петушка».

5. Игра с красками «Разноцветные конфеты

Апрель. 1. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание детей; учить ориентироваться в пространстве.

2 Учить подражать действиям взрослого. Показать, что пальчики умеют повторять движения за педагогом, захватывать щепотью зёрнышки (горох, развешивать платочки на верёвку, рвать бумагу.

3. Развивать тактильное восприятие. Различать понятия мокрый – сухой.

4. Формировать целенаправленную деятельность. Учить доделывать начатое дело до конца.

1. Муз. ритмич. игра.»Курочка - хохлатка».

2. Игра перед зеркалом «Мышь».

3. Игра на тактильное восприятие (мокрый - сухой).

4. Игры с крупой.

5. Обрывание бумаги «Травка для цыплят».

Май. 1. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание детей; сенсорное восприятие.

2. Учить подражать действиям взрослого. Показать, что пальчики умеют повторять движения за педагогом, мыть игрушки, вытирать руки, мять бумагу.

3. Развивать тактильное восприятие. Различать понятия мокрый – сухой.

4. Формировать целенаправленную деятельность. Учить доделывать начатое дело до конца.

1. Муз. ритмич. игра «Жук».

2. Игра перед зеркалом «Паучок».

3. Игра с водой (тёплый – холодный, мокрый - сухой).

4. Нанизывание предметов с отверстием на штырёк.

5. Комканье бумаги «Цветочки для жуков».

Список использованной литературы.

1. Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. [Текст] / И. Воскресенская. – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во,2008. – с 13-23.

2. Дети с отклонениями в развитии : Методич. пособие. / сост. Н. Д. Шматко. М. : Аквариум, 997 – с 31-37.

3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно - развивающее обучение и воспитание. М. : «Просвещение», 2003. – с 134-138.

4. Железновы Екатерина и Сергей «Развивалочки от 1 до 5» (диск). Игры № 5, 11, 17.

5. Железновы Екатерина и Сергей «Весёлые уроки» (диск). Игры № 3,5, 9, 10, 12.

6. Крупенчук О. И. пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008. (Серия «Уроки логопеда») – с 18-20, 31.

7. Мухина А. Я. Речедвигательная гимнастика / А. Я. Мухина. – М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – с 23-25, 37-40.

8. Петерси М., Грилор М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 5: Навыки тонкой моторики. Перевод с англ. М. : Ассоциация Даун Синдром. 2001. с 50-70.

9. Поволяева М. А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2001. – с 47-49.

10. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. Под общей редакцией Дементьевой Н. Ф. М. : 1993. – с 7-61.

11. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие: / [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ]; под ред. Е. А. Стребелевой. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – с 8-32.

12. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / Популярное пособие для родителей и педагогов. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – Ярославль: Академия Холдинг,2000, - с 11-14.

13. Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога / Е. А. Стребелева. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2008.- с 30 – 33, 36 – 39.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием
Опубликовано: 31 августа 2013 в 09:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план работы по развитию мелкой моторики у детей с выраженным психофизическим недоразвитием» (включая файлы) размещена пользователем Клавдия Раздольева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД