Марина Идрисова
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным творчеством
▼ Скачать
Форма взаимодействия педагога с детьми Ознакомление с предметным миром Знакомство с историей Руси Устное народное творчество Народная музыка Работа с родителями
НОЯБРЬ
Организационные занятия с детьми «Жизнь русского крестьянина»
Цель: дать детям понятие о жизни людей в старину.
«Русь великая – Русь могучая»
Цель: знакомство с историей возникновения Руси. Заучивание стихотворения «Русь деревянная»
Публикация «Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным творчеством» размещена в разделах
Потешка «Скок, поскок молодой дроздок»
Инсценирование прибаутки «Пошёл котик на торжок»
Слушание русской народной мелодии «Белолица-круглолица», «Светит месяц»
Круглый стол «Влияние русского народного искусства на творческое развитие детей дошкольного возраста»
Сбор предметов для создания горенки
Совместная деятельность педагога с детьми
Экскурсия в музей «Палаты Галицыных»
Цель: знакомство с экспонатами крестьянского быта.
Создание в группе образа древнерусской горенки (печь, кровать, окно с занавесками)
Разучивание пословиц о родной земле.
Народные игры : «Селезень утку догонял» ,«Дударь-дударь-дударище» Русская народная песня : «Во кузнице» Песенки-потешки «Андрей-воробей», «Лиса по лесу ходила» Пение частушек. Игры: «Плетень», «Кружева». Хоровод «Прялица»
Самостоятельная деятельность
Внесение иллюстраций «Крестьянский быт».
Дидактическая игра «Из чего сделаны» Внесение посуды из глины для самостоятельного просмотра Внесение картинок, иллюстраций к потешкам для самостоятельного рассматривания Внесение в музыкальный уголок атрибутов для игр, хороводов.
ДЕКАБРЬ
Организационные занятия с детьми «Русская изба» Цель: формировать представление об облике русской избы. «Традиции русского народа»
Цель: дать детям понятие -традиция.
«Новый год у ворот»
Цель: Познакомить с обычаями праздника на Руси.
Чтение сказки «Морозко» Былина «Садко»
Потешки: «Ой ребята, та-ра-ра, на дворе стоит гора» Инсценирование «Гармошка» Слушание русской народной мелодии «Ах, ты берёза»
«Утушка-луговая»
Участие родителей в новогодней ярмарке.
Совместная деятельность педагога с детьми
Дидактическая игра «Украсим комнату»
Цель: обобщить знания по теме «мебель деревянная»
Знакомимся с инструментами (молоток, пила, клещи, топор)
Цель: дать понятие о трудовых действиях с этими инструментами.
«Новогодняя ярмарка»
Выставка новогодних игрушек. Ручной труд: изготовление ёлочных игрушек из бумаги. Разучивание пословиц о труде. Загадывание загадок
об инструментах. Народные игры : «Пятнашки»
«У дядюшки Трифона» Рассказ музыкального руководителя о скоморохах, их значении на Руси. Танец «Скоморохи» Попевки: «У кота-воркота» «Солнышко» «Бай, качи» «Как у нашего мороза» Игры: «Змея», «Пирог» ,«Ворон».
Самостоятельная деятельность Внесение картинок: мебель деревянная, изба. Внесение в изоуголок игрушек из дерева: матрёшки, погремушки, шкатулки, предметов из разного дерева. Внесение иллюстраций к былинам. Внесение балалайки в музыкальный уголок.
ЯНВАРЬ
Организационные занятии с детьми
«Всё вместе и печки и лавочки»
Цель: знакомство с русской печью и кухонной утварью. «Пришла коляда – отворяй ворота»
Цель: познакомить с обычаями колядования.
«Чудо – богатыри земли русской»
Цель: познакомить с героями богатырями древней Руси.
Чтение отрывок из былины «Добрыня и змей»
Чтение русской народной сказки «Жихарка»
Потешки: «Сел сверчок на шесток», «Курочка» Пение: «Колядки»
Попевки: «Ой ты зимушка-сударушка», «Как на тоненький ледок», «Колечко»
Слушание русской народной мелодии : «Ах вы сени» «Сударушка»
Мастер – класс «Народные игры в семейном кругу»
Совместная деятельность педагога с детьми
Внесение и рассматривание домотканого половика, его значение в избе.
Ручной труд: плетение ковриков из бумаги.
Составление детьми рассказов по картине В. М. Васнецова «Три богатыря» Разучивание пословиц о предметах быта (кочерга, ухват, коромысло, полотенце)
Разучивание пословиц о богатырях.
Народные игры : «Кузнецы» «Баба яга» Хороводы: «Пошла Млада за водой» «Как за нашим за двором»
Самостоятельная деятельность
Рисование «Разноцветные половики»
Внесение репродукций картин В. М. Васнецова на темы былин. Внесение иллюстраций к русским народным сказкам. Внесение записей русских народных плясовых.
ФЕВРАЛЬ
Организационные занятия с детьми
«Была б мука да сито, и сама б я была сыта»
Цель: Систематизировать знания детей о труде хлебороба, о процессе приготовления хлеба из муки.
Народные промыслы «Старая Русь в Федоскиных миниатюрах»
Цель: сформировать общее представление о народном искусстве. Чтение русской народной сказки «Каша из топора»
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Потешки: «Золотая моя прялица», «Дождик, дождик, поливай»
Пение прибауток: «Чики-чики-чикалочки», «Сорока-сорока», «Зайка», «Как под горкой», «Блины» Слушание русской народной мелодии : «Сударушка»
«Сею, вею, снежок»
Мастер – класс с участием родителя «Изготовление кормушки для птиц»
Мастер – класс с участием родителя «Изготовление кукол – скруток»
Совместная деятельность педагога с детьми
Рассказ воспитателя о блюдах русской кухни.
Игры – эксперименты с крупой (греча, рис, манка, геркулес)
Рассказ воспитателя о Масленице, о том, как проводили масленичную неделю.
Роспись деревянных ложек.
Цель: развивать умение располагать узор, использовать в рисовании растительные орнаменты.
Рисование на тему «Широкая масленица»
Разучивание пословиц о хлебе. Народные игры : «Заря-заряница» «Золотые ворота»
«Салки-догонялки» Хороводы «У меня ль во садочке» Танец «Богатырская сила»
Игры «Горелки», «Удочка», «Ручеёк»
Самостоятельная деятельность
Внесение иллюстраций по теме «Хлеб»
Внесение дидактических игр «Узнай на вкус»
«Варим кашу»
Внесение в горенку атрибутов Масленицы – блины, праздничная салфетка на стол.
Игра – драматизация по сюжетам русских народных сказок. Внесение русских народных инструментов.
МАРТ
Организационные занятия с детьми
«Хвалят на девице шёлк, коли в девице толк»
Цель: знакомство с традиционными видами женского рукоделия – прядением, вышиванием.
«Богатырские потехи»
Цель: формировать представление о великих русских богатырях – защитниках земли Русской. Потешка «Под кустом у дорожки, сидели скоморошки»
Загадывание загадок о предметах одежды (лапти, рубашка, полотенце)
Пение «Ходит зайка по саду» «Баю – бай», «Сорока» «Зайка-зайка где бывал»
Слушание русской народной мелодии «Приглашение» «Перезвоны»
Поездка на лыжную базу в Новожилово на праздник «Прощай, прощай масленица»
Совместная деятельность педагога с детьми
Рассказ воспитателя о русском национальном костюме.
Выставка кукол в национальных костюмах.
Ручной труд (девочки) «Плетение кукол»
Ручной труд (мальчики) «Кормушка для птиц»
Рассказ воспитателя о ярмарке.
Изготовление афиши «Ярмарка»
Разучивание пословиц о труде мастера.
Народные игры «Кувшинчик» «В круги» «Горелки» Хороводы «Долговязый журавель», «Как у наших у ворот», «Веснянка»
Игры «Гори-гори ясно» «Ловушка» «Змея» «Горошина»
Самостоятельная деятельность Внесение прялки и веретена.
Внесение ряженья в сюжетно-ролевые игры.
Дидактическая игра «Крестьянин и богатырь»
Внесение иллюстраций к потешкам, закличкам для рассматривания.
Дидактическая игра «Угадай на чём играю»
Итоговое развлечение «Веселая ярмарка»