наталья деревякина
Ознакомление с предметным и социальным миром
▼ Скачать
Ознакомление с предметным и социальным миром.
Схема предметного мира :
1. Предметы, которыми ребёнок не пользуется (электроприборы, проф. инструменты, разновидности транспорта и т. д.)
2. Предметы, которыми ребёнок пользуется постоянно (одежда, обувь, головной убор, игрушки, посуда, мебель, постельные принадлежности, спортинвентарь, школьные принадлежности и т. д.)
3. Предметы, которые ребёнок способен преобразовать, приспособить для своих нужд – рукотворный мир (пластилин, глина, песок, тесто, снег, дерево, ткань, бумага – природный и бросовый материал).
Публикация «Ознакомление с предметным и социальным миром» размещена в разделах
Процесс познания мира состоит из 3-х этапов.
1 - этап. Спонтанно – исследовательский.
Первое знакомство с предметом.
Надо организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.
Главное: ребёнок должен усвоить зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать.
2 – этап. Вариативный - использование предмета.
Развитие спонтанно – ролевой игры, предметы заменители.
Развивается воображение, творческие способности.
3-этап. Преобразующий (старший дошкольный возраст).
Дети изучают предметы : как устроены, какими свойствами обладают, каким целям могут служить. Развивается наглядно - образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека.
Происходит дальнейшее развитие «ручной умелости», возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.
Средства и методы ознакомления дошкольников с предметным и социальным миром.
1. Наблюдение (экскурсии, целевые посещения и прогулки)
2. Беседы с детьми (во время которых воспитатель не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительно – эмоциональное отношение к тому, о чём он беседует с ними).
3. Дидактические игры и упражнения (которые помогают не только закрепить полученные ранее знания, но и учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивать логическое мышление детей.
4. Трудовая деятельность (не только для себя, но и для других).
Включать в занятия экспериментирование.
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя :
- ограничиваться только монологом – рассказам о предметах, явлениях действительности – необходимо включить в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней); экспериментирование (какая ткань впитывает воду, а какая нет; предмет тонет или нет, прочный или нет и т. д)
-Перегружать детей большим количеством вопросов.
-Сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приёмы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
План составления конспекта непосредственно образовательной деятельности по разделу «Предметное и социальное окружение».
1. Проектировочный компонент
Цель;
Задачи;
Образовательные области;
Предварительная работа;
Материал;
Словарь;
2. Организационный компонент.
Подготовка ;
Ход;
Итог;
3. Рефлексивный компонент.
Анализ деятельности детей;
Анализ деятельности педагога;
Анализ деятельности родителей;
У каждого на слуху здоровье сберегающие технологии.
Признаки здоровье сберегающего занятия в ДОУ:
1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
2. Смена видов деятельности.
3. Нет индивидуальных и возрастных особенностей.
4. Мотивация на обучение.
5. Профилактика нарушений осанки.
6. Профилактика нарушений зрения.
7. Психоэмоциональный комфорт на занятиях.
(-доступность учебного материала
-профилактика утомления
-взаимодействие педагога и детей
-адекватная похвала детей.)
Методика ознакомления дошкольника с семьёй. Принципы взаимодействия ребёнка и взрослого.
1-ый принцип- контакт глаза в глаза.
Когда вы смотрите в глаза своего ребёнка вы предаёте ему свою любовь, нежность и заботу. Надо учиться показывать свою бескорыстную любовь. Никакого раздражения.
2-ой принцип- физический контакт.
Ребёнок любовь не должен заслуживать, он её получает или не получает.
3-ий принцип- пристальное внимание.
Спрашивайте ребёнка обо всём, умейте терпеливо его слушать.
4-ый принцип- активное слушание.
Научите ребёнка слушать.
5-ый принцип- дисциплина.
Терпение, милосердие, любовь. Недолюбить можно- перелюбить нельзя.
Цикл организации непосредственно образовательной деятельности по теме:
«Семейный проект по ознакомлению с родословной». Концепция гражданского воспитания.
1 ступень-русский фольклор (колыбельные, потешки, прибаутки, сказочки)
1 младшая группа.
2 ступень- детское народное творчество (обычаи и особенности своего народа и народа других стран) + шутки, промыслы (игры драматизации и развлечения).
2 младшая группа.
3 ступень- этническое мировоззрение-воспитание любви и уважения к Родине. Устное народное творчество: считалки, песенки, заклички, загадки. Знакомство с промыслами, обрядами, игры драматизации.
средняя группа.
4 ступень- общечеловеческие ценности. Познание общепринятых правил бытия, знакомство с искусством, музыкой, устное народное творчество: сказки, скороговорки, заклички.
старшая возрастная.
5 ступень -духовно эмоциональная ориентация в обществе с помощью моральных норм. Ребёнок определяет себя в обществе, осознаёт себя как гражданина. Народный календарь, развитие промыслов. Устное народное творчество: дразнилки, поддавки только в театральной деятельности, молчанки, небылицы, обрядовые песни.
Средства реализации гражданского воспитания.
Знакомим, формируем, расширяем.
! В процессе формирования гражданской идентичности важно различать два момента:
1) Появление новых знаний о стране.
2) Зарождение положительного эмоционального отношения к ней.