Любовь Дагаева
Перспективный план работы на экологической тропе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование работы на экологической тропе
Осень
Месяц Станция Игровая деятельность Наблюдение Труд в природе Продуктивная деятельность Работа в книжном уголке Работа с родителями
Сентябрь «Лиственные деревья» Дидактические игры:
«Узнай растение по описанию»;
«Угадай, чего не хватает» (на основе графической модели «Жизненные формы растений. Кустарник»)
«Загадай, мы отгадаем»,
«Почувствуй себя осенним растением»
Настольно-печатные игры:
Публикация «Перспективный план работы на экологической тропе ДОУ» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Что где растет?»,
«Что от чего?»,
«Что лишнее?»
«Что полезно для здоровья»
«Что где зреет?».
Подвижные игры:
«Дерево - кустарник»
«1, 2, 3 к кустарнику беги»
«С кочки на кочку» Наблюдение за тополем
Формировать представление об осеннем тополе; сравнение с другими с другими лиственными деревьями в осенний период. Помощь дворнику в уборке листьев на территории экологической тропы Рисование : «Осенние листья» (техника печати)
Аппликация: «Кудрявые деревья»
Лепка: «Кисть рябины» - Г. Скоебицкий «Четыре художника. Осень»
- Пословицы и поговорки о деревьях. Логическая задача «Осенью» - Анкетирование «Экологическое образование в семье»;
- Оформление экологического паспорта «Растения цветника»;
- Посадка кустарников на территории детского сада;
- Выставка совместных с детьми работ «Осенняя фантазия».
Кустарник Наблюдение за семенами деревьев и кустарников.
Предложить детям рассмотреть плоды, семена деревьев и кустарников, сравнить их. Перекопка земли вокруг кустарников Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», «Веточка рябины» Чтение рассказа «Капризные росы»
«Хвойные деревья» Познакомить с лиственницей. Формировать представления о отличительных особенностях внешнего строения. Развивать наблюдательность. Заготовка веток, листьев, плодов для игры «С чьей ветки детки?». Аппликация (аранжировка из осенних семян и плодов) : «Осенние картины» М. Садовский «Посади сосну»
«Цветник» Уточнять названия цветов с целью определения их строения; побуждать к сравнительным высказываниям. Посадка луковиц нарциссов под зиму. Выкапывание растений цветника и перенос их в группу. Рисование: «Портрет «Красавица осень»
Аппликация: «Осенний лес» Народные приметы.
Беседа «Что нам осень подарила?»
«Фитогрядка»
Огород «Лекарственное значение шиповника»
Расширять элементарные представления детей о плодах шиповника (цвет, форм, величина, вкусовые качества) Сбор и засушивание плодов шиповника
После бора урожая приведение в порядок земельной площади огорода Аппликация:«Шиповник осенью»
Лепка: «Натюрморты из овощей и фруктов» Беседа «Какую пользу приносит шиповник»
А. Пушкин «Унылая пора.»
Октябрь «Лиственные деревья»
Дидактические игры:
«Найди, что опишу»,
«Детки на ветке»
«Магазин «Семена»;
«Определи к какому растению подходит эта модель»
Настольно-печатные игры:
«Прогулка по лесу»
Речевыеигры:
«Игра в слова» (на обогащение и активизацию словаря)
«Ботаническое лото»;
«Узнай растение»;
«Пчелка выбирает любимый кустик
Подвижные игры:
«Хоровод в лесу»;
«Найди свое дерево»
«Извилистая тропинка» Наблюдение за листопадом.
Обратить внимание детей на то, как медленно вьются листья и падают на землю. Рассмотреть их окраску. Полюбоваться листопадом. Собрать букеты осенних листьев. Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток и их уборка Заготовка листьев для поделок, аппликаций, гербария Рисование: «Золотая березка»
Аппликация:оформление экологической газеты «Друзья природы. Осень.» Заучивание Т. Шорыгина «Осенний лес»
Ф. Тютчев «Осень наступила…» - Создание коллекции засушенных листьев и семян различных деревьев, кустарников, травянистых растений;
- Папка-передвижка «Гуляй, да присматривайся»;
- Помощь в составлении и оформлении экологического паспорта «Лиственные деревья», «Кустарник».
Кустарник «Летающие семена»
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Понаблюдать, как падает двухкрылка (семена клена, когда созреет. Рисование:
Аппликация с использование природного и бросового материала «Декоративное панно из осенних листьев»
Лепка:«Кисть рябины» - Заучивание стхотворения М. Кардашова «Семена»;
- Энциклопедия «Все обо всем» : рассказ «Что такое семена?»
- И. Бунин «Листопад»
«Хвойные деревья» «Ель красива во все времена года»
Закреплять знания детей о характерных внешних признаках дерева (один ствол, покрытый корой бурого цвета, внизу с чешуйками; ветки, увеличивающиеся книзу; короткие колючие иголки; шишки удлиненной формы коричневого цвета.); уточнить как размножается ель, где растет и какие условия ей необходимы. Уборка сухих веток, листьев деревьев и кустарников. Утепление корней многолетних растений опавшей листвой и опилками. Рисование: «Ветки рябины в вазе»
Аппликация: «Лес точно терем расписной» А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила»
«Цветник» Расширять представления о семенах, для чего они образуются у растений. Формировать представление о разнообразии семян и способах их распространения. Сбор семян осенних цветов (астры, бархатцы и т. д.); сбор семян дикорастущих трав для подкормки птиц зимой. Подготовка земли для посадки растений весной. Коллективная аппликация: «Наша клумба»
Лепка: «Плетень с подсолнухами» Подбор иллюстраций, стихов, загадок, поговорок о цветах.
«Фитогрядка»
Огород
Рисование: «Натюрморт из осенних плодов»
Лепка: «Осенний натюрморт» Рассматривание иллюстраций «Лекарственные растения»
Ноябрь «Лиственные деревья» Речевые игры:
«Что умеют наши деревья?» (подбор глаголов);
«Какие наши деревья?» (подбор прилагательных);
«Узнай дерево по описанию»
«Что будет, если…»
Дидактические игры:
«Что лишнее?»
Подвижные игры:
«1, 2, 3- к дереву беги»;
«Прятки с деревом»
«Капуста» «Почки одеваются в шубу». Предложить детям рассмотреть на ветках дерева или кустарника места, с которых облетели листья. Обратить внимание, что там остались почки, из которых весной разовьются новые листья. Чтобы не быть повреждёнными почки «одеваются в шубу», то есть покрываются многочисленными чешуйками, чтобы легче пережить зиму. Уборка сухих веток, листьев деревьев и кустарников. Рисование: «Поздняя осень»
Рисование в технике по мокрому: «Деревья смотрят в озеро»
Лепка: «Кисть рябины» В. Бианки «Лесная газета» - Индивидуальное консультирование;
- Выставка совместных с детьми работ по отражению впечатлений полученных от наблюдений;
- Консультация «Наблюдение – метод чувственного познания природы».
Кустарник «Как растения готовятся к зиме»
Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений. Наблюдать за растениями и устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявить причины происходящих изменений осенью.
«Ива»
Расширять представления о разновидностях кустарников; сравнение ивы с другими кустарниками (ветки, листья, кора, место произрастания) Симметричная аппликация: «Кудрявые деревья»
Тамбиев А. «Кто в кустарниках живет»
«Хвойные деревья» «Сравнение ели и лиственницы»
Формировать умение находить сходства и различия в характерных особенностях внешнего вида деревьев. Развивать наблюдательность, мыслительные процессы. Учить доказывать свою точку зрения. Сбор шишек, веток, хвои кусочков коры для изготовления поделок из природного материала. Коллективная ленточная аппликация: «Там – сосны высокие»
Конструирование из природного материала «Старичок-лесовичок» Г. Кучнева «Лиственница»
«Цветник» Продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в природе. Уточнить названия цветов, растущих на клумбах летом. Их строение - найти стебель, листья, цветки, корни. Уборка засохших растений, отцветшие стебли и цветы. Аппликация: «Объемные цветы»
Ручной труд: Цветочная фантазия (из природного материала) Рассматривание фотографий, открыток «Садовые цветы»
«Фитогрядка»
Огород
Аппликация: «Натюрморты круглый год. Натюрморт с овощами»
Лепка на каркасе с элементами конструирования: «Пугало огородное»
Зима
Месяц Станция Игровая деятельность Наблюдение Труд в природе Продуктивная деятельность Работа в книжном уголке Работа с родителями
Декабрь «Лиственные деревья» Дидактические игры:
«Найди дерево по семенам»;
«Силуэты деревьев»;
«Найди, что опишу»;
«Разложи по группам» (на обобщение понятий)
Подвижныеигры:
«Снежинки»;
«Берегись заморожу»;
«Зима пришла»;
«Шишки, желуди, орехи».
Речевые игры:
«Узнай по описанию»
«Закончи предложение» Рассматривание коры деревьев
Конкретизировать и углубить представления о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования (растения не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, живые). Воспитывать интерес к жизни растений. Утепление снегом корней молодых деревьев и кустарников. Стряхивание снега с кустов и молодых деревьев. Срезать ветки дерева и кустарника для дальнейших наблюдений в группе. Рисование:
«Белая береза под моим окном…»
Аппликация из ватных дисков: «Зимняя фантазия»
Лепка: «Зимние деревья» - Беседы: «Может ли мороз убить дерево или кустарник?», «Снежная шуба для всего живого» - Выставка совместных с детьми рисунков «Здравствуй, Зимушка-зима»;
- Родительское собрание «Экология и наше здоровье»;
- Помощь в оформлении коллекций «Семена», «Шишки», «Кора деревьев»;
- Экологическая акция «Елочка – зеленая иголочка»
Кустарник «Кустарники нашей экологической тропы»
Уточнять, расширять и конкретизировать представления о многообразии кустарников (шиповник, сирень, жасмин, акация); формировать обобщенные представления о приспособленности растений к взаимодействию с внешней средой и с климатическими условиями родного края. Воспитывать интерес к миру растений. Рисование: «Зимний пейзаж»
«Хвойные деревья» «Что необыкновенного в соснах»
Продолжать формировать представление об отличительных особенностях сосны. Уточнить, что такое крона дерева. Дать знания о значении сосновых лесов жизни человека. Уборка участка после снегопада. Окучивание снегом деревьев на участке. Рисование: «Еловые веточки (зимний венок)»
Конструирование из бумаги: «Елка» Рассматривание иллюстраций различных деревьев с проведением сравнительного анализа
«Цветник» «Цветник зимой»
Расширять знания детей о жизни растений цветника зимой. Закрепить знание детей о том, как снежный покров влияет на жизнь растений в зимний период. Расчистка дорожки к цветнику. Утепление цветника снегом. Аппликация: «Натюрморты круглый год. Натюрморт с фруктами»
Ручной труд: Цветы оригами Заучивание стихотворения «Встреча зимы»
«Фитогрядка»
Огород
Декоративное рисование: «Букет цветов»
Лепка на каркасе с элементами конструирования: «Зимние превращения пугала» - К Ушинский «Проказы старухи зимы»
- Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою»
Январь «Лиственные деревья» Экологические игры :
«Где спрятано растение?»
«Да и нет»
«Что изменилось?»
«Доктор Айболит» (по лекарственным растениям)
Настольно-печатные игры:
Лото «Деревья», «Кустарники»;
«Кто где зимует?»
Подвижныеигры:
«Отгадай сколько шагов от кустарника до дерева»
«К названному кустарнику (дереву) беги»
«Разведчики»
Дидактические игры:
«Так бывает или нет?»
«Кто больше знает»
Речевые игры:
«Закончи предл
ожение» Рассмотреть кроны ветви деревьев, структуру и цвет коры; сравнивать и узнавать деревья по стволу, по форме, семенами. Любоваться деревьями в инее, отмечать на каких деревьях больше снега. Стряхивание снега с кустов и молодых деревьев. Рисование: «Ветка тополя»
Аппликация: оформление экологической газеты «Друзья природы. Зима.» В. Бианки «Месяц белых троп»
С. Есенин «Береза» - Участие в конкурсе «Мастерская Деда Мороза» (изготовление елочных игрушек);
- Папка-передвижка «Зимние прогулки»;
- Индивидуальное консультирование.
Кустарник «Рассматривание почек»
Способствовать обобщению представлений о строении росте и развитии растения. Рассмотреть и сравнить почки на разных растениях (форма, размер, расположение на ветках); познакомить со строением почки. Расчистка дорожки к кустарнику.
Сооружение построек из снега. Рисование:
Аппликация:
Лепка:
Ручной труд: Составление загадок о деревьях
«Синичкин календарь»
«Хвойные деревья» «Сравнение ели и сосны»
Продолжать формировать умение находить сходства и различия в характерных особенностях внешнего вида (у ели один ствол, покрытый корой бурого цвета, внизу с чешуйками; ветки, увеличивающиеся книзу; короткие колючие иголки; шишки удлиненной формы коричневого цвета. У сосны – один ствол, покрытый корой неодинаковой по цвету и на ощупь; ветви расположены на макушке, раскидистые, приподнятые; длинные колючие иголки, растущие парами; шишки короткие округлые серо-коричневого цвета). Развивать мыслительные процессы и операции (умение сравнивать анализировать, доказывать свою точку зрения). Воспитывать бережное отношение к деревьям. Развешивание кормушек для птиц. Украшение елки цветными льдинками. Подкормка птиц. Рисование: «Деревья в инее»
Аппликация: «Чудо-дерево» - Г. Скоебицкий «Четыре художника. Зима»
- Викторина «Что мы знаем о деревьях?»
«Цветник»
Рисование:
Аппликация:
Лепка:
Ручной труд:
«Фитогрядка»
Огород
Рисование:
Аппликация:
Лепка:
Ручной труд:
Февраль «Лиственные деревья» Дидактические игры:
«Собери аптечку лекарственны трав»;
«Найди сходства и различия»;
«Вершки и корешки»;
«Кто знает, пусто продолжает»;
«Что где растет?»
Подвижныеигры:
«У медведя во бору»;
«Разведчики» (нахождение следов, веток кустарников и деревьев);
«Найди свое дерево»;
«Зима и лето»
Настольно-печатные игры:
«Зеленый город»;
Рассматривание коры березы под увеличительным стеклом на предмет нахождения дырочек, трещинок, уснувших насекомых. Помочь дворнику разбрасывать песок на скользкие дорожки. Прививать уважение к любому труду. Стряхивание снега с веток деревьев. Рисование: «Деревья в нашем парке»
Художественное конструирование: «Берестяные туеса» В. Бианки «Книга зимы»
Кустарник Рассматривание и сравнение веток деревьев и кустарников. Уточнять знания о расположении веток разных растений, умение определять названия растений стоящих без листвы. Помочь дворнику собрать снег в лунки вокруг деревьев, кустарников. Рассказать для чего это нужно. Рисование: «Дремлет лес под сказку сна»
Аппликация:
Лепка:
Ручной труд: Беседа «Растения как живые существа»
«Хвойные деревья» Расширят знания детей о хвойных деревьях (когда зацветают, как переносится пыльца, почему семена сосны быстро вращиваются, почему зимой в еловом лесу теплее, чем в любом другом) После снегопада и вьюги, выйдя на улицу вместе с детьми, аккуратно стряхнуть снег с веток молодых деревьев, напомнить для чего это нужно делать (чтобы не повредить молодые, тонкие хрупкие от мороза веточки молодых деревьев) Рисование: «Иней покрыл деревья»
Аппликация:
Лепка:
Ручной труд: Экологическая викторина «Знатоки природы»
«Цветник»
Рисование с натуры: «Ваза с ветками»
Аппликация:
Декоративная лепка: «Чудо цветок»
Ручной труд: Н. Павлова «Под снегом на лугу»
А. Платонов «Неизвестный цветок»
«Фитогрядка»
Огород
Рисование:
Аппликация:
Лепка:
Ручной труд:
Весна
Месяц Станция Игровая деятельность Наблюдение Труд в природе Продуктивная деятельность Работа в книжном уголке Работа с родителями
Март «Лиственные деревья»
Дидактические игры:
«Что подсказала природа»;
«Отгадайте, что за растение»;
«Ботаническое лото»;
«Деревья – кустарники – травы»;
«А что потом?»
«Путаница»
Подвижныеигры:
«1, 2, 3- к дереву беги»;
«Прятки с деревом»
«Капуста»
Настольно-печатные игры:
«Зеленый город»
Речевые игры:
«Закончи предложение» Наблюдение за состоянием снега возле стволов деревьев.
Подвести детей к выводу о том, почему вокруг стволов появляются снежные воронки (вокруг нагретого солнцем ствола подтаивает снег и образуются воронки – это первые признаки приближения весны – они связаны с положением солнца на небе и с увеличением продолжительности дня) Уборка снега, скалывание льда. Уборка участка от опавших веток. Рисование: «»
Аппликация:
Лепка:
Ручной труд: Рассматривание красочных иллюстраций с признаками весны. Беседа «Пробуждение природы» - Выставка рисунков «Весна пришла»;
-
Кустарник Наблюдение за распускающимися веточками, собранными в результате прогулки.
Запомнить названия деревьев, с которых срезаны ветки. Наблюдать каждый день за появлением корешков и листьев.
По мере того как участок освобождается от снега, воспитатель организует с детьми его уборку Рисование:
Аппликация:
Лепка:
Ручной труд: С. Есенин «Черемуха»
«Хвойные деревья» «Смола-живица»
Познакомить со свойством хвойных растений вырабатывать смолу-живицу. Формировать представление о том, что такое смола-живица и для чего она необходима дереву. Уточнить с детьми свойства смолы (прозрачная янтарно-желтого цвета, клейкая, липкая, хорошо тянется, имеет едкий резкий запах). Развивать любознательность, познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к деревьям. Рисование:
Аппликация:
Лепка:
Ручной труд: К. Ушинский «Три весны»
«Цветник»
Аппликация: «Цветущая весна», «Подснежники» Г. Паустовский «Заботливый цветок»
А. Майков «Поле зыблется цветами»
«Фитогрядка»
Огород
Рисование:
Аппликация:
Лепка:
Ручной труд: Загадки, пословицы, поговорки о весне.
Рассматривание альбома «Лекарственные растения»
Апрель «Лиственные деревья»
Дидактические игры:
«Чей листочек?»;
«Подбери цветы в порядке цветения» (в сезоне);
«Цветы однолетние и многолетние»
«Подбери цветы лета, осени, весны»;
«Весенние явления в природе»;
«Путешествие по временам года»
Подвижныеигры:
«Лесные пятнашки»;
«Лесная эстафета»;
Речевые игры:
«Закончи предложение» «Наблюдение за распускающимися почками»
Обратить внимание детей на то, что на деревьях набухли и начали распускаться почки. Это свидетельствует о начале сокодвижения. Отметить цвет первых листочков. Наблюдение за обрезкой кустарников дворником. Объяснить детям, для чего нужно это делать. Помочь убрать срезанные ветки. Рисование: «Весенние ветки»
Аппликация: оформление экологической газеты «Друзья природы. Весна.» О. Марычев «Апрель-водолей» - Консультация «Что мы знаем о цветах?» (о лекарственном значении растений)
Кустарник Наблюдение за деревьями.
Развивать у детей умение видеть и рассказывать, как изменились деревья и кустарники. Уборка территории от зимнего мусора. Окапывание кустарников Аппликация: «Кустики-листочки»
Лепка: «Весенний пейзаж» Рассматривание альбома «Весна». Беседа «Мое любимое время года»
«Хвойные деревья» Закрепить знания детей о хвойных деревьях: ели, сосне, лиственнице. Уточнить с детьми изменения, происходящие в жизни хвойных деревьев весной (распускаются почки, появляются молодые побеги, на которых вырастают новые листочки-иголки, деревья цветут, у них происходит созревание и рассеивание семян). Развивать у детей любознательность, интерес к явлениям, происходящим в природе.
Осмотреть деревья, убрать высохшие ветки
Рисование:
Аппликация:
Лепка:
Ручной труд:
Г. Скребицкий «Раненые деревья»
«Цветник» Продолжать формировать умение различать однолетние и многолетние растения. Воспитывать заботу о растениях цветника, желание помочь им.
Наблюдение за всходами ландыша
Продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между условиями среды и состояниям живых объектов; делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях. Перекопка земли в цветнике. Подготовка земли для посадки растений. Рисование: «Узор из весенних цветов», «Букет нарциссов», «Одуванчики»
Аппликация: «Весенние цветы»
Лепка: «Букашки на лугу»
Ручной труд: А. Майков «Подснежник»
«Фитогрядка»
Огород «Мать-и-мачеха»
«Одуванчик»
Продолжать знакомить с лекарственными растениями; пополнять свой фитобар сбором лекарственных трав. Рисование: «Одуванчики»
Аппликация: «Травка-муравка» Заучивание стихотворения Ф. Тютчсва «Весенние воды»
Май «Лиственные деревья»
Дидактические игры:
«Что вокруг нас»;
«Кто больше знает?»;
«Чем похожи, чем отличаются?»;
«Наши добрые дела»
Подвижные игры:
«На цветочной поляне»;
«Хоровод лесных растений»;
«Я знаю 5 названий…» (игра с мячом)
Настольно-печатные игры:
«Лекарственные растения родного края»;
Определение погоды по растениям.
Развивать навыки наблюдения за растениями как за живыми барометрами с целью предсказания погоды (сирень пахнет сильней обычного – к дождю; из березы течет много сока – к дождливому лету; в солнечный день цветки одуванчика закрылись – быть дождю и т. д.) Уборка прошлогодней листвы вместе с детьми. Развивать самостоятельность в подборе необходимых для труда инструментов, оценивать результаты своего труда, гордиться выполненной работой. Рисование: «Ветка яблони»
Аппликация:
Лепка: «Цветущая ветка вишни»
Ручной труд: Чтение рассказа К. Ушинского «Дети в роще»
Кустарник Наблюдение за цветением деревьев.
Обратить внимание детей на цветение деревьев (береза, тополь, фруктовые деревья)Сравнить соцветия разных деревьев, отметить различия в форме листьев, цвете, виде соцветия. Наведение порядка на участке вместе с детьми. Формировать у детей умение планировать свою работу, подбирать необходимый инструмент, оценивать результат своего труда. Рисование: «Весна»
Аппликация:
Лепка:
Ручной труд: М. Пришвин «Земля показалась»
С. Есенин «Сыплет черемуха снегом»
«Хвойные деревья» Целевая прогулка по экологической тропе.
Обратить внимание детей на то, какие растения у нас растут, называть их и рассказывать об особенностях. Рисование:
Аппликация:
Лепка:
Ручной труд:
«Цветник» «Первоцветы»
Расширять представления детей о первых цветущих растениях в цветнике (нарцисс, тюльпан, крокусы). Закреплять знания детей о строении растений (корень, стебель. Листья, бутон, цветок). Продолжать развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание за ними ухаживать. Посев семян цветковых растений на клумбу. Полив растений. Рисование: «Цветущий сад»
Аппликация:
Лепка: «Маргаритки»
Ручной труд:
Конструирование: «Красивые тюльпаны» (оригами)
Художественный труд: писанки «Солнечный луг», «Ветки-ягодки» В. Катаев «Цветик-семицветик»
А. Толстой «Колокольчики мои»
«Фитогрядка»
Огород «Крапива»
Расширять знания детей о лекарственных растениях, растущих на территории детского сада; формировать умение и желание беречь и защищать природу. Вместе с детьми подготовить грядки од посадку, разровнять землю, сделать грядки. Закрепить с детьми умение правильно пользоваться инструментами: граблями, лопатой. В процессе трудовой деятельности развивать дружеские взаимоотношения, ответственность за порученное дел, умение доводить начатое дело до конца. Рисование:
Аппликация:
Лепка: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»
Ручной труд: