Наталия Решетникова
Прогулка-экскурсия по экологической тропе ДОУ. Станция «Водоём»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Ознакомить детей с прудом, и его обитателями: рыбы, лягушки, насекомые, птицы (дикие утки, цапли, водные растения. Учить детей строить пищевые цепочки, устанавливать простые причинно-следственные связи, отгадывать загадки. Показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды. Формировать представление об осенних изменениях в живой и не живой природе. Развивать память, мышление, зрительное восприятие, познавательный интерес. Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного края.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, картинок.
Публикация «Прогулка-экскурсия по экологической тропе ДОУ, Станция „Водоём“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Беседы с детьми о водной среде.
Чтение познавательной литературы.
Оборудование: мел, шапочки цапель для игры "Цапли и лягушки", шарфик для игры "Водяной",
Методические приемы:
1. Напоминание правил поведения и их обоснование.
2. Загадки о животных, насекомых и растениях водоема
3. Решение познавательной задачи: почему птицы, живущие у водоемов (цапли, дикие гуси и утки) улетают осенью в теплые края?
4. Чтение сказок, рассказов, стихов на данную тему.
5. Составление картотеки загадок и поговорок о реке, водоеме.
6. Обобщающая беседа «Как живет водоем?»
Движения:
Ходьба широким и мелким шагом в разных направлениях, спиной вперед, приставным, след в след, бег в разном темпе, прыжки на двух ногах, на месте, с продвижением вперед, перепрыгивание
Ход прогулки
Во время похода до станции "Водоем", используются различные виды ходьбы и построения.
Дети подходят к сухому водоему, созданному на экологической тропе детского сада.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, как называется водоем, созданный человеком? Правильно, пруд. Наш маленький пруд является «домом», в котором «дружно» живут и растения и животные.
В каждом доме есть хозяин. В нашем пруду тоже есть хозяин-водяной. Он следит, чтобы никто не обижал обитателей пруда и чтобы все соблюдали правила поведения возле водоема. Давайте вспомним эти правила. Что случится, если не соблюдать их? (ответы детей).
Конечно, обитатели водоема могут погибнуть, но мы с вами этого не допустим.
Наш водоем уже заметили многие водные обитатели и поселились в нем. Я загадаю загадки, а вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыбка)
Правильно. Сколько рыбок в нашем пруду? (2) Чем питаются рыбки?
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль плывет,
За собою всех ведет.
Вёсел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Влево, вправо повернет
Всю ватагу поведет. (утка с утятами)
В воде купался
Сухим остался. (гусь)
Правильно, нашем пруду поселились дикие утки и гуси. Они очень хорошо умеют плавать, потому, что на лапках у них есть перепонки. Таких птиц называют "водоплавающие". Как вы думаете, чем они питаются? (водорослями, рыбками)
На одной ноге стоит
Очень важная на вид.
Зорко на воду глядит,
Так лягушек сторожит (цапля)
Летом в пруду и в болоте
Вы её найдете.
Зеленая квакушка-
Это, конечно (лягушка)
Лягушки живут и в воде и на суше, поэтому их называют земноводными. Весной, как и все животные, дают потомство. Лягушки откладывают икру в воде. Из икринок появляются хвостатые головастики. Дети рассматривают карточки. Постепенно у головастиков вырастут лапки, а хвост отпадет. И через несколько месяцев маленькие лягушата выйдут из воды (выпрыгнут).
Как вы думаете, чем питаются лягушки? (комарами, мухами, кузнечиками, червями)
А какие растения растут в пруду и вокруг него? (Рогоз или мы называем камыш, осока, на воде бывают летом кувшинки, ряска, водоросли).
Возле пруда и в пруду живут животные, рыбы, насекомые, которые приспособились к такой жизни, что не могут жить без воды и друг без друга. Рыбы питаются червями, водорослями. Утки, гуси ловят рыб. Лягушки поедают комаров, слизней. Они также не могут находиться на прямых солнечных лучах, предпочитают тень от кустов и деревьев. Лягушками питаются цапли. В природе все взаимосвязано. Если погубить всех комаров, погибнут лягушки. Если вырубить все деревья и кусты - высохнет пруд. Поэтому нельзя убивать лягушек, вылавливать всю рыбу в пруду и отстреливать уток и гусей.
Какое сейчас время года? Какие изменения произошли по сравнению с летом на прудe? Растения засохли, ветер срывает последние листья с ветвей деревьев и с кустов. Все засыпает до весны. В пруду осенью рыбки уходят вглубь в водоросли. А вы знаете, куда зимой пропадают лягушки?
Об этом нам сейчас расскажут Лера и Макар
Когда зимой на пруд приду
Лягушек там я не найду
Они на зиму улетают
На юг? А может, уплывают?
Похолоднеет лишь вода
Лягушка - нырк на дно пруда
Спешит себя в ил закопать,
Чтоб до весны там крепко спать.
Весной нагреется вода
Они проснутся все тогда
Когда к пруду весной придёшь
Поющих их в пруду найдёшь.
На воде скоро появится тоненький ледок. Ребята, как вы думаете, чем будут питаться цапли, дикие утки и гуси, когда пруд затянет льдом? Правильно, эти птицы улетят в теплые края, потому, что зимой они здесь не смогут найти еду.
А пока лягушки еще не заснули и цапли не улетели, давайте покажем, как цапли ловят лягушек.
Игра "Цапли и лягушки"
Посреди игровой площадки чертят большой круг (пруд). С помощью считалки выбирают двух цапель. Цапли занимают место на противоположных сторонах «пруда». Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят:
Мы зеленые лягушки
Веселимся на опушке,
Здесь у нас рядом пруд –
Цапли в нем нас не найдут.
После слов «не найдут» «лягушки» прыгают в пруд, а «цапли» стараются их запятнать.
Рефлексия
– Кто живет на берегу пруда, а кто в воде?
– Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне или в лесу?
Как озерные жители связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)
– Что произойдет в озере, если исчезнут растения, насекомые, лягушки, другие жители?
– Что будет, если в это озеро люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать?
Ребята, хозяин нашего пруда-водяной, очень доволен, что мы много знаем о его водоеме и бережно к нему относимся, и за это хочет вас отблагодарить, поиграть с вами.
Игра «Водяной».
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:
Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
После этих слов дети разбегаются, "водяной" их ловит.
А сейчас мы пойдем в детский сад. Посмотрите вокруг, подумайте, что вы нарисуете на память о нашей экскурсии. (Выслушиваю ответы детей). Кому понравилась наша экскурсия – похлопайте в ладоши, кому не понравилась – потопайте ногами.