МАРИНА ПОЧИНОК
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством на учебный год
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Совместная деятельность
Тема:
«Вот и лето прошло»
Содержание:
Беседа о труде взрослых и детей на огороде в детском саду летом.
Загадывание загадок об овощах.
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания о труде взрослых.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, сообразительность, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать уважение к труду взрослых, желание помогать взрослым.
Тема:
«Откуда хлеб пришёл»
Содержание:
Знакомство с серпом.
Чтение рассказа И. Шуртакова «Зерно упало в землю».
Задачи:
Публикация «Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством на учебный год» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Устное народное творчество
- Темочки
Обучающие:
Расширять знания о предметах быта деревенской избы.
Развивающие:
Развивать память, связную речь, мышление, любознательность.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Тема:
«Хлеб всему голова»
Содержание:
Продолжать знакомить с назначением и действием жерновов.
Продолжать знакомить с пословицами и поговорками о хлебе.
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания о предметах быта деревенской избы.
Развивающие:
Развивать память, связную речь, мышление, любознательность.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Тема:
«Душистый хлебушек»
Содержание:
Д/и «Найди предмет для просеивания муки».
Чтение рассказа В. Дацкевича «От зерна до каравая»
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания о предметах быта деревенской избы.
Развивающие:
Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Привлечь родителей к подбору пословиц о хлебе.
Закрепление пословиц о хлебе.
Загадывание загадок об овощах в семье.
Сюжетная игра «Хлеб да соль».
Рисование «Колоски злаковых культур».
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Совместная деятельность
Тема:
«Что нам осень подарила»
Содержание:
Беседа об осени с использованием народных примет, загадок, пословиц.
Д/и «Угадай на вкус».
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания о приметах осени.
Развивающие:
Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тема:
«Осень — дивная пора»
Содержание:
Беседа о диких животных, о том, как они готовятся к зиме».
Заучивание потешки «Тень- тень, потетень».
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания о диких животных.
Развивающие:
Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тема:
«Чудесные предметы».
Содержание:
Продолжать знакомить со Скопинской керамикой.
Драматизация русской народной сказки «Лиса и журавль».
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания о народных промыслах.
Развивающие:
Развивать связную речь, память; желание участвовать в драматизации.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тема:
«Гончарные мастерские»
Содержание:
Рассказ о гончарном промысле, рассматривание иллюстраций.
Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин».
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания о народных промыслах.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Вместе с детьми оформить выставку «Дикие животные».
Загадывание загадок о диких животных.
Конкурс совместных рисунков по сказкам «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин».
Драматизация русской народной сказки «Лиса и журавль».
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Совместная деятельность
Тема:
«Старинные игрушки»
Содержание:
Беседа на тему:
«Из чего изготовляли игрушки».
Рассматривание иллюстраций предметов.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с изготовлением игрушек в старину.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к предметам старины.
Тема:
«Самовар кипит, уходить не велит»
Содержание:
Закрепление знаний о самоварах.
Загадывание загадок.
Чаепитие с пряниками.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания о самоварах, их назначении.
Развивающие:
Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к предметам старины.
Тема:
«Прялка – чудесница»
Содержание:
Беседа о прялках, веретене, мотовиле».
Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Задачи:
Обучающие:
Продолжать знакомить с предметами деревенской избы.
Развивающие:
Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к предметам старины.
Тема:
«А за ним такая гладь — ни морщинки не видать»
Содержание:
Д/и «Найди предмет для глажения белья».
Загадывание загадок о предметах быта.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания о предметах быта деревенской избы.
Развивающие:
Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Консультация для родителей «Из чего изготовляли игрушки».
Домашнее чтение сказки
А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Загадывание загадок о предметах деревенской избы.
Привлечь родителей к чаепитию.
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Совместная деятельность
Тема:
«Тканые полотна»
Содержание:
Рассказ об изготовлении тканых полотен.
Рассматривание образцов ткани.
Чтение сказки «Хаврошечка».
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с изготовлением тканых полотен.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тема:
«Здравствуй зимушка – зима»
Содержание:
Закрепление знаний о народных приметах зимы.
Заучивание отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания о народных приметах зимы.
Развивающие:
Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к сказкам А. С. Пушкина.
Тема:
«Проказы матушки – зимы»
Содержание:
Загадывание загадок на зимнюю тематику.
Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания о временах года.
Развивающие:
Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Тема:
«Празднуем Новый год»
Содержание:
Рассказ о традициях празднования Нового года.
Разучивание народной календарной игры «Бабка – Ёжка».
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания о традициях празднования Нового года.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к русским народным календарным играм.
Драматизация отрывка из сказки «Хаврошечка» (разговор Хаврошечки с коровой).
Закрепление отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».
Народная календарная игра «Бабка – Ёжка».
Привлечь родителей к пополнению коллекции
«Образцы тканей».
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Совместная деятельность
каникулы
каникулы
Тема:
«Пришла Коляда — отворяй ворота»
Содержание:
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании.
Разучивание колядок.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить со старинным обрядовым праздником. Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры.
Тема:
«Золотая Хохлома»
Содержание:
Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи.
Рисование элементов хохломской росписи.
Задачи:
Обучающие: Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к народным промыслам, аккуратность в работе.
Консультация для родителей «Что такое традиционная культура?».
Разучивание колядок.
Привлечь родителей к приобретению раскрасок
«Хохломская роспись».
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Совместная деятельность
Тема:
«Пуганая ворона и куста боится»
Содержание:
Знакомство с пословицами и поговорками о трусости.
Чтение сказки
«У страха глаза велики».
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с пословицами и поговорками о трусости.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тема:
«Лисичка – сестричка»
Содержание:
Викторина по сказкам (с участием лисы).
Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой».
Задачи:
Обучающие:
Закрепить знания о русских народных сказках.
Развивающие:
Развивать связную, диалогическую речь, память, мышление. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тема:
«Наши защитники»
Содержание:
Рассказ о защитниках Отечества.
Чтение сказки
«Каша из топора».
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания о защитниках Отечества.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывающие:
Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Тема:
«Деревянные мастеровые»
Содержание:
Знакомство с резьбой по дереву.
Чтение отрывка из сказки А. Толстого «Буратино».
Задачи:
Обучающие: Продолжать знакомить с предметами из дерева.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, любознательность.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к народным промыслам.
Драматизация сказки
«У страха глаза велики».
Конкурс рисунков среди родителей «Забавный Буратино».
Разучивание стихов посвящённых защитникам Отечества.
Загадывание загадок о диких животных.
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Совместная деятельность
Тема:
«Мамин день»
Содержание:
Составление рассказа о любимой маме.
Пение песен о маме.
Задачи:
Обучающие:
Продолжать формировать уважительные отношения к своей семье.
Развивающие:
Развивать связную речь, мышление, память.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь и уважение к матери.
Тема:
«Масленица наша гостья дорогая»
Содержание:
Рассказ о празднике «Масленица».
Разучивание обрядовых песен.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить со старинным обрядовым праздником. Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры.
Тема:
«Домотканые половики»
Содержание:
Рассматривание половиков.
Знакомство с атрибутами от ткацкого станка.
Повторение потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была».
Задачи:
Обучающие:
Продолжать знакомить с предметами деревенской избы.
Развивающие:
Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к предметам старины.
Тема:
«Мудрёному и счастье к лицу»
Содержание:
Знакомство с образным словом, пословицами о мудрости, учении.
Чтение сказки «Семилетка».
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с пословицами и поговорками о трусости.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Разучивание стихов о маме, бабушке.
Привлечь родителей к чаепитию.
Оформление папки – передвижки «Масленица».
Сюжетная игра «Милости просим».
Драматизация сказки «Семилетка».
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Совместная деятельность
Тема:
«Апрельские ручьи землю будят»
Содержание:
Знакомство с народными приметами о весне.
Рассказ о весенних полевых работах.
Посев детьми семян цветов.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с народными приметами весны.
Развивающие:
Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тема:
«Весна – как пава: всему свету краса и слава»
Содержание:
Знакомство с пословицами о труде, образным словом о природе.
Разучивание потешки «Весна – красна».
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с пословицами о труде и образным словом о природе.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тема:
«Три братца пошли купаться»
Содержание:
Загадывание загадок о предметах старины (деревянные вёдра, коромысло).
Чтение сказки «По щучьему велению».
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания о предметах деревенской избы.
Развивающие:
Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к
устному народному творчеству.
Тема:
«Бабушкин сундук»
Содержание:
Закрепление знаний о старинном сундуке.
Знакомство с лаптями, русскими народными костюмами.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания о предметах деревенской избы.
Развивающие:
Развивать память, сообразительность, связную речь, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к предметам старины.
Загадывание загадок о предметах старины (деревянные вёдра, коромысло).
Привлечь родителей к подбору иллюстраций, фотографий на тему: «Предметы быта старины».
Разучивание стихов о весне.
Игры в уголке ряженья.
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Совместная деятельность
Тема:
«Весёлые подружки»
Содержание:
Рассказ об изготовлении матрёшек.
Рассматривание росписей матрёшек.
Разучивание песенки «Мы матрёшки».
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания о народных промыслах.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тема:
«Ситцевое царство»
Содержание:
Рассказ о работе мастеров «ситцевого царства».
Рассматривание образцов ситца.
Чтение рассказа Л. Куклина «Ромашки на кармашках».
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания о народных промыслах.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Тема:
«Весенний хоровод»
Содержание:
Закрепление знаний о цветах.
Разучивание стихов о цветах.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания о садовых и полевых цветах.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тема:
«Каслинское литьё»
Содержание:
Рассказ о народном промысле — Каслинское литьё.
Прощальное чаепитие.
Задачи:
Обучающие:
Расширять знания о народных промыслах.
Развивающие:
Развивать связную речь, память, мышление, любознательность. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к предметам Каслинского литья.
Привлечь родителей к пополнению музея экспонатами.
Разучивание стихов о цветах.
Рисование «Раскрась матрёшку» — раскраски.
Устное народное творчество, художественная литература:
Вид
Название
Задачи
Сказки
«Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «У страха глаза велики», «Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой», «Каша из топора», «Семилетка», «По щучьему велению»
Обучающие:
Продолжать знакомить с русскими народными сказками.
Развивающие:
Развивать связную, диалогическую речь, мышление, сообразительность.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Потешки
«Пошёл котик на торжок»
«Наша-то хозяюшка сметлива была»
«Тень – тень, потетень»
«Весна – красна»
Обучающие:
Приобщать детей к малым формам фольклора.
Развивающие:
Развивать память, речь, внимание.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Сказка А. С. Пушкина
Сказка В. Одоевского
Сказка А. Толстой
Рассказ Б. В. Зубкова
Рассказ В. Дацкевича
Рассказ С,Шуртакова
Рассказ Л. Куклина
Стихотворение
А. С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане»
«Мороз Иванович»
«Буратино»
«Как солнце в дом пришло».
«От зерна до каравая»
«Зерно упало в землю»
«Ромашки на кармашках»
«Зимний вечер»
Обучающие:
Познакомить со сказкой А. С. Пушкина, В. Одоевского.
Развивающие:
Развивать умение отвечать на вопросы. Развивать связную, диалогическую речь, память, мышление.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к художественной литературе, устному народному творчеству.
Воспитывать любовь и уважение к матери.