Бакина Кристина Владимировна
Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей 5–6 лет с Фнр, ФФНР и ОНР (III степени)
▼ Скачать + Заказать документы
Направления работы I период обучения II период обучения III период обучения
Развитие общих речевых навыков 1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи, спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
3. Работа по формированию диафрагмального дыхания.
4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. 1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и рит-мом речи у всех детей.
Публикация «Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей 5–6 лет с Фнр, ФФНР и ОНР (III степени)» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
2. Познакомить с различными видами интонации: повествова-тельной, вопросительной, восклицательной. 1. Продолжить работу над речевым дыханием.
2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.
Звукопроизношение 1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).
2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков
3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа). 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова 1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).
2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек). 1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок, в середине слова (окно, палка, карман, в конце слова (радость).
2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш). 1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных.
2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.).
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения) 1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
2. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
3. Дифференциация речевых и неречевых звуков.
4. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.
5. Преобразование слогов за счет изменения одного звука
6. Выделение звука из ряда других звуков
7. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.
8. Выделение среднего звука в односложном слове.
9. Практическое усвоение понятий «Гласный — Согласный звук».
1. Определение наличия звука в слове.
2. Определение места звука в слове.
3. Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге.
4. Осуществление анализа и синтеза прямого слога.
5. Выделение согласного звука в начале слова.
6. Выделение гласного звука в конце слова.
7. Знакомство с понятиями «Твердый — мягкий звук», и «Глухой — звонкий звук».
8. Различение слов, близких по звуковому составу.
9. Определение количества слогов (гласных) в слове.
10. Дифференциация на слух сохранных звуков по твердости — мягкости, глухости — звонкости.
11. Составление предложений с определенным словом.
12. Анализ предложения из 2-3 слов. 1. Составление схемы слова с выделением ударного слога.
2. Выбор слова к схеме.
3. Выбор графической схемы к слову.
4. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
5. Подбор слова с заданным количеством звуков.
6. Определение последовательности звуков в слове.
7. Определение количества и порядка слогов в слове.
8. Составление слов из заданной последовательности звуков.
9. Составление распространенных предложений.
10. Анализ предложения из 3 и более слов.
Лексика Расширение и уточнение словаря по темам:
Сентябрь «До свидания, лето!», «Наше село», «Осень»
Октябрь «Огород», «Сад», «Деревья», «Грибы. Ягоды»
Ноябрь «Перелетные птицы», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Дикие животные» Расширение и уточнение словаря по темам:
Декабрь «Зима», «Зимующие птицы», «Одежда, обувь», «Новогодний праздник».
Январь «Спорт зимой», «Транспорт. Профессии на транспорте. ПДД», «Дом. Профессии на стройке»
Февраль «Мебель», «Комнатные растения», «Защитники Отечества», «Наше село» Расширение и уточнение словаря по темам:
Март «Весна, 8 марта», «Семья. Человек. Части тела», «Посуда», «Продукты. Откуда хлеб пришел?»
Апрель «Рыбы», «Планета Земля», «Зоопарк», «Профессии».
Май «Полевые и садовые цветы», «День Победы», «Насекомые», «Лето. Времена года»
Грамматический строй речи (по лексическим темам периода) 1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.
2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).
4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по темам
7. Согласование числительных два и пять с существительными.
Лексические темы:
Сентябрь «До свидания, лето!», «Наше село», «Осень»
Октябрь «Огород», «Сад», «Деревья», «Грибы. Ягоды»
Ноябрь «Перелетные птицы», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Дикие животные» 1. Закрепление употребления падежных окончаний существи-тельных в единственном и множественном числе.
2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
3. Согласование существительных с числительными.
4. Образование названий детенышей животных.
5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).
6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.
Лексические темы:
Декабрь «Зима», «Зимующие птицы», «Одежда, обувь», «Новогодний праздник».
Январь «Спорт зимой», «Транспорт. Профессии на транспорте. ПДД», «Дом. Профессии на стройке»
Февраль «Мебель», «Комнатные растения», «Защитники Отечества», «Наше село» 1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под, закрепить правильное употребление предлогов.
2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый — быстро, формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый).
4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами.
5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар).
Лексические темы:
Март «Весна, 8 марта», «Семья. Человек. Части тела», «Посуда», «Продукты. Откуда хлеб пришел?»
Апрель «Рыбы», «Планета Земля», «Зоопарк», «Профессии».
Май «Полевые и садовые цветы», «День Победы», «Насекомые», «Лето. Времена года»
Развитие связной речи 1. Составление простых распространенных предложений.
2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
3. Обучение составлению описательных рассказов по темам.
4. Работа над диалогической речью (с использованием лите-ратурных произведений).
5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). 1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы.
2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. 1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.