Наталья Матвеева
Перспективный план кружка «Затейники»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план кружка «Затейники»
Цель:
Формировать элементарные математические представления у детей второй младшей группы посредством дидактических игр.
Закреплять и углублять знания детей, полученные на занятиях и в повседневной деятельности.
Задачи:
Формировать у детей умения анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форма, величина.
Формировать у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами.
Формировать умения устанавливать количественные соотношения.
Развивать память, мышление, внимание.
Публикация «Перспективный план кружка „Затейники“» размещена в разделах
Обогащать словарный запас.
Развивать связную речь.
В основу содержания кружка легла основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Организация деятельности:
В кружок «Затейник»» зачисляются дети, посещающие МБДОУ «Солнышко».
Занятия проводятся во вторую половину дня (среда, длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятий 10 – 15 минут).
Кружок работает в течение учебного года (конец сентября – начало мая, один раз в неделю. План кружка рассчитан на один год.
Количество детей посещающих кружок - 10 человек.
Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.
На подготовительном этапе нами была проведена диагностика с целью выявления уровня развития математических способностей у детей младшего дошкольного возраста, разработан системный комплекс НОД, связанный с формированием элементарных математических представлений у детей второй младшей группы (от 3 до 4) с использованием дидактических игр.
Проведё нная нами диагностика показала следующие результаты:
дети затрудняются самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметовпо цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т. д.);для решения поставленной задачи детям необходима активная помощь взрослого;
не все дети умеют правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же»;на вопрос, заданный после изменения расположения 3-4 предметов: "Их столько же или стало больше?" –не все дети дают правильный ответ;
при определении отношений между группами предметов некоторые дети допускают ошибки, но исправляют их по просьбе взрослого.
не все дети ориентируется в пространственных и временных отношениях, не понимают смысла обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, под, верхняя – нижняя (полоска)
В своей работе мы использовали в основном методы и приё мы опосредованного педагогического воздействия:
сюрпризные моменты,
игровые образы,
игровые ситуации,
чтение художественной литературы,
рассматривание предметов, картин
беседы.
Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.
План кружка на 2015 – 2016 учебный год
Сентябрь
ТЕМА ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЕ
«Самолеты» Учить группировать предметы по цвету, различение их по размеру: длиннее, короче, широкий, узкий -Загадывание загадки; пение песни: «Самолет»
-Д\ у: «Полетели красные (синие) самолеты.
Октябрь
«Мы – шоферы» Учить различать предметы по размеру;
Развивать конструктивные способности, умение устанавливать соответствие между размерами при сооружении постройки -Беседа на тему: «Транспорт»;
-Игра: «Кто быстрее»,
-Строительная игра: «Гаражи».
Кн. Математика от трех до семи, стр. 12
«Осень» Закреплять умение классифицировать предметы по цвету;
Учить составлять целое из частей; Различать правую и левую руку -Чтение стих. «Осень»;
-Рассматривание листьев;
-д/у «Повесим листья»;
-д/и «Сложи листик»;
-п/и «Солнце! Ветер!».
Кн. Математика от трех до семи.
«Что растет на огороде?» Уточнение формы и цвета
Учить различать овощи по внешнему виду и по вкусу.
-Рассматривание овощей;
-Обследование на ощупь.
-Игровая ситуация: «Сварим суп»
«На что похоже?» Учить различать и назвать геометрические фигуры -Рассматривание картинок;
-Выяснение, из каких фигур составлено изображение.
Кн. Математика от трех до семи, стр. 16
«Большие и маленькие мячи» Учить различать цвет и величину (большой – маленький).
Подбирать мячи для кукол, проговаривая слова. -Рассматривание мячей разных цветов и разной величины (большие – маленькие, игры с мячом, проговаривая слова:
«Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык».
-Игровая ситуация: приход кукол (разной величины, которые ищут для себя мячи (большой кукле – большой мяч, маленькой – маленький) и определенного цвета.
Ноябрь
«Игры с прищепками Развивать у детей мелкую моторику рук.
Учить выкладывать предмет по образцу (солнышко, елка, ежик).
Способствовать развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу.
Стимулировать речевую активность детей. -Рассматривание предметов;
-Уточнение строения.
-Д/у «Сложи картинку;
-Чтение стихов о предметах.
-Загадывание загадок.
«"Гости пришли"
Обучать соотносить слово-числительное и соответствующее количество предметов. -Игровая ситуация: «Гости пришли»
Конспект.
«Чудесный мешочек».
Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.
-Игра «Что же в мешке?»
- Беседа: «Какие предметы сделаны руками человека, какие созданы природой».
- Игра «Выбери предметы природного мира».
- Игра «Выбери предметы рукотворного мира».
О. В. Дыбина, стр. 5 (Р. М)
«Готовимся к зиме»
Учить детей составлять группы отдельных предметов, устанавливать отношения между понятиями «один», «много», «мало»; употреблять слова много, один, по одному, ни одного.
-Загадывание загадки;
-Чтение рассказа: «По грибы»;
-Игра: «Медведь и пчелы»;
Конспект
Декабрь
«Кто ходит в гости по утрам» Учить составлять множества из двух подмножеств
Закреплять понятия: «один», «много», «ни одного»
-Игра: «К нам гости пришли».
«Один – много»,
конспект
«Птичий двор» Упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (один и много) на двух полосках разного цвета, расположенных слева и справа одна от другой; учить ставить предметы на полоски правой рукой слева направо; учить называть цвет полосок и количество игрушек, расположенных на них, согласовывать числительное одинссуществительными; продолжать знакомить детей с домашними птицами (цыплята, утята, различать животных по характерным особенностям, поведению; развивать творческие -Игра: «Помоги цыплятам»;
-Чтение стих. «Речку переплыли ровно в полминутки»;
- Д/ у: «Покормим цыплят и утят»
-Игра: «Помоги цыплятам»;
-Чтение стих. «Речку переплыли ровно в полминутки»;
- Д/ у: «Покормим цыплят и утят»
«Поможем зайчику» Учить детей: выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; находить 1-2 признака, общих для всех предметов группы; употреблять слова много, один, по одному, ни одного. Учить согласовывать числительное один с существительным в роде и числе; формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей. -Загадывание загадки;
-Беседа, рассказ о зайцах;
-Выполнение заданий.
Конспект
«Сделай узор» Продолжать знакомить с геометрическими фигурами, учить выкладывать орнамент из одинаковых геометрических фигур;
Развивать восприятие формы.
-Игровая ситуация: «Идем в гости» (подарок»,
-Выкладывание рисунка;
-Рассматривание, объяснение, уточнение, самостоятельная деятельность.
О. С. Дьяченко, стр. 8
Январь
«Где обедал воробей» Помочь детям понять, что величина понятие относительное.
Учить различать предметы по размеру, величине. -Игровая ситуация: «Зоопарк»;
Конспект
«Чего не хватает» Развивать наблюдательность и внимание;
Продолжать различать и называть предметы (игрушки, ориентировка в пространстве. -Рассмотреть игрушки: внешний вид, как играть.
- Д/и «Чего не стало?».
«Угадай, кого загадали» Учить ориентироваться в пространстве.
Правильное употребление предлогов: за, перед;
Ориентировка относительно себя: слева, справа, сбоку. -Д/ у: «Угадай, кого загадали».
-«Кто справа (слева) от тебя?».
О. М. Дьяченко, стр. 17
«Собери бусы для елки» Учить собирать бусы (из пробок, чередуя их по цвету.
-Д\у «Покажи красную пробку, синюю и т. д.».
Уточнение, выполнение задания.
Февраль
«Шкафчик» Развивать зрительную память. Д/ у: «Где игрушка? с постепенным усложнением заданий.
«Построим башню» Учить составлять башни из различных геометрических фигур, подбирая их в разных вариантах.
Развивать воображение и творческие способности детей.
Развивать умение выполнять тонкие движения кончиками пальцев. -Игровое упражнение «Построим башню»
О. М. Дьяченко, стр. 10
«Счетные палочки» Учить детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью счетных палочек
-И/у со счетными палочками;
-показ образца, рассматривание, самостоятельная деятельность детей.
«Золушка».
Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.
-Рассказывание сказки: «Золушка»;
-Выполнение заданий
Март
«Воздушные шары» Закрепление знания цветов, умение подбирать одинаковые цвета.
- Игровая ситуация: «А у нас сегодня праздник Игровая задача: строим большой дом для мишки и маленький для зайца.
Дети вместе с воспитателем рассматривают и анализируют строительный материал: кирпичики, призмы.
Самостоятельная деятельность детей.
«Матрешка» Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, стоит на месте, идёт, пришла, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь. -Рассматривание матрешки, обследование;
-Д/и «Что изменилось?»
«Когда это бывает?» Учить различать части суток: день, ночь. Вечер, утро, - пользуясь цветовыми моделями.
Развивать умение составлять целое из частей. -И/у «Когда это бывает?»;
-Игра: «Найди Мишку». «Составь квадрат»
«Какая игрушка» Развивать воображение детей;
Учить представлять себе предметы по их схематическим изображениям», (геометрические фигуры) -Д/ и: «На что похоже»;
-Работа с карточками
Апрель
«Построим домик для мишки и зайчика» Учить создавать постройки из различных строительных материалов; добавлять к постройкам соразмерные игрушки.
Закрепление знания цветов, умение подбирать одинаковые цвета. - Игровая задача: строим большой дом для мишки и маленький для зайца.
Дети вместе с воспитателем рассматривают и анализируют строительный материал: кирпичики, призмы.
«Машина» Обучать решению конструктивных задач.
Закрепление цвета, формы.
-И/ у: «Выложи машину»
Конспект
«Ежик», «Зайчик» Развивать конструктивную деятельность.
Обучатьколичественному анализу конструкции.
-Игровая ситуация: «Поездка в магазин"
Конспект
««Завяжи бант» Обучать сравнивать длину приемом приложения.
-Игровая ситуация: «Завяжем бант»
Конспект
Май
«Загадки – шутки» Закреплять умение различать шар и куб.
-Развивать умение анализировать предметы по признакам: цвет, форма, величина. -Загадывание загадок;
-Игра: «Прокати до ворот»,
«Найди лишнюю фигуру».
Кн. Математика от трех до семи», стр. 44.
«Конструктор» -Развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
-Развивать воображение. Память, сообразительность. -Игровая ситуация: «Приход кукол»;
-Игра: «Чем похожи, чем отличаются?»,
-«Что изменилось?», «Конструктор».
Чтение стихотворения: «Взял треугольник и квадрат»
Кн. Математика от трех до семи», стр. 284
Кн. Игры и упр. Для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста, стр. 19
Литература:
1. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов.
2. О. М. Дьяченко Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников
6. Конспекты