ольга туркина
Перспективное планирование в старшей группе ДОУ в рамках кружка «Юный исследователь» по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание материала
1 этап – старшая группа (5 – 6 лет)
Содержание раздела
программы Временная продолжительность
реализации содержания раздела Тематика занятий Задачи занятий Развивающая среда Результат освоения способов, знаний, умений детьми
Предметно-пространственная среда Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми
Блок «Почва»
5 * 25 мин.
= 125 мин.
Знакомимся с песком и глиной
Публикация «Перспективное планирование в старшей группе ДОУ в рамках кружка „Юный исследователь“ по познавательному развитию» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
Стакан с песком, тарелка с глиной, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа. Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы Дети приобретают навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность и самостоятельность, пополняется словарный запас слов и умение анализировать проделанные опыты
Свойства песка и глины Формировать умения детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.
На каждого ребёнка маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода, палочки. Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы
Откуда берется песок. Такой разный песок Показать детям как при трении двух камней сыплется песок.
Дать знания об образовании песка в природе.
Познакомить с различными видами песка (речной, пустынный, морской). Средней величины камни, листы бумаги на каждого, стаканчики с разными видами песка, лупа Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов
Животные и песок Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне. Иллюстрации пустыни, объекты живой и неживой природы пустыни. Кактус для эксперимента, DVD диск Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов
Для чего человеку песок и глина Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины.
Иллюстрации профессии гончар, строитель, а так же фотографии готовых изделий из песка. Глина на тарелочках для каждого ребёнка, вода. Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов
Блок «Камни» 5 * 25 мин.
= 125 мин.
Какими бывают камни Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам. Коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов У детей формируются представления о камнях, о их свойствах, о горах и вулканах. Развиваются навыки экспериментирования.
Что такое горы Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней. Коллекция природных ископаемых, иллюстрации различных гор, Камни для создания модели горы, пластилин, DVD диск
Почему разрушаются горы Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы. 2 камня для каждого ребёнка, тарелочка для опыта, иллюстрации гор, песок, DVD диск
Дымящиеся горы Сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан. Иллюстрации вулканов, макет вулкана, листочки с заданиями, DVD диск
Как человек использует камни Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома. ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее. Иллюстрации профессии скульптора, строителя, архитектора, листочки с заданиями, DVD диск
Блок «Вода» 7 * 25 мин.
= 175 мин.
Вода – самое удивительное вещество на Земле Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам. Вода, различные ёмкости для воды, тряпочки, листочки с заданиями, DVD диск Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов У детей формируется представление о воде, о ёё трёх состояниях. Развиваются познавательные интересы о свойствах воды, дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности, учатся беречь воду, как необходимую для жизни на Земле
Игры с моделями
(2 занятия) Путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держаться на воде. Подумать, из чего получиться хорошая лодка для перевозки грузов. Модели свойств воды, тарелочки с водой для каждого, искусственный и природный материал для экспериментирования, листочки с заданиями.
«Кожа» воды Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами. Модели свойств воды, мыльная вода, DVD диск.
Впитывание воды Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения. Тарелочки с водой на каждого ребёнка, тряпочки, губки, бумага, деревянные щепки, земля, DVD диск.
Замершая вода Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах. Лёд в грелке, вода в стакане, спиртовка, спирт, колбочки, штатив, стекло, листочки с заданиями, DVD диск
Вода – растворитель Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой. Вода в стаканчиках на каждого, краски, сахарный песок, соль, хлеб, DVD диск.
Блок «Воздух» 5 * 25 мин.
= 125 мин.
Воздух – первое знакомство: вдох – выдох Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов, самостоятельная деятельность У детей формируется представление о воздухе, как смеси различных газов, а именно кислороде. Развиваются познавательные интересы о свойствах воздуха посредством различных наблюдений и опытов. У детей появляется чувство ответственности за природу, растения, так именно они насыщают планету кислородом.
Воздух есть везде Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.) Вода, трубочка, почва, губка, различные ёмкости, листочки с заданиями, DVD диск
Свойства воздуха
(2 занятия) Познакомить детей со свойствами воздуха: занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха. Учить проверять свои предположения посредством опытов Модели свойства воздуха, спиртовка со спиртом, колбочка, штатив, бумажная спиралька, воздушный шарик, DVD диск
Прогулки невидимки Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом Цветная бумага, ножницы, нитки, листочки с заданиями, DVD диск.
Блок «Магниты»
4 * 25 мин.
= 100 мин.
Магниты Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать. Магниты на каждого, коллекция металлов, листочки с заданиями. Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов Формируются представления о магните, из чего сделаны магниты, как они действуют и в каких целях человек их использует.
Сила притяжения Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием. 2 магнита на каждого, листочки с заданиями, DVD диск.
Притягивание через предметы Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов. Магнит на каждого, цветная бумага, ножницы.
Как человек использует магниты Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.
DVD диск, листочки с заданиями.
Блок «Растения» 4 * 25 мин.
= 100 мин.
В маленьком семени прячется растение Формировать умение различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена. Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы, листочки с заданиями, DVD диск. Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,
исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. Формировать представления о царстве растений, познакомить с растениями, встречающимися в нашей республики и за её пределами. С помощью опытов и наблюдения научиться распознавать семена, как они перемещаются и созревают, развивать практические умение в посадке семян и выращивании растений.
Способы размножения растений Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста. Иллюстрации разных растений и плода, горшки с цветами для наблюдения, DVD диск.
Условия, необходимые для роста растений Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха. Луковицы на каждого, ножницы, стаканчики с водой и землёй, лейки, листочки с заданиями.
Посадим огород Формулировка выводов после наблюдений за пересаженными растениями, картофелем, луком. Лоток с землёй, горох и овёс, лейки, палочки для взрыхления DVD диск.