Горшенина Галина Викторовна
Перспективное планирование в младшей группе. «Труд» (3,4 кварталы)
▼ Скачать + Заказать документы
Март
1 неделя
Питание.
З: Формировать у детей умение правильно есть хлеб (не крошить, не играть, не класть в тарелку, правильно пользоваться столовыми приборами.
• И/с «У нас в гостях вилка и ложка»
Содержание одежды и обуви в порядке.
З: Формировать у детей умение вытирать ноги при входе в помещение. Уважать труд взрослых.
• Упражнение «Послушные ножки»
Дежурство.
З: Учить помогать младшему воспитателю накрывать на стол: расставлять салфетницы, хлебницы и раскладывать ложки.
• И/у «Ничего не забыли? Ничего не перепутали?»
Темочки:
- Планирование. Планы работ
- Трудовая деятельность. Планирование
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
• Практическая деятельность.
Полив и опрыскивание комнатных растений.
З: Продолжать учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Испытывать удовлетворение от труда.
• Подготовка оборудования. (Скажите, что нам еще нужно)
• Привлечение детей к поливу и опрыскиванию.
2 неделя
Умывание.
З: Продолжать учить правильно мыть руки, заворачивать рукава, не разбрызгивать воду. Напомнить все случаи, когда мы моем руки.
• Упражнение «Мы правильно моем руки»,
• Заучивание потешки
Руки мою я всегда,
помогает мне вода.
Чтобы грязи меньше было, позову на помощь мыло.
Одевание-раздевание.
З: Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не шуметь, не бегать, не стучать дверью шкафчика, не мусорить, помогать товарищу, не мешать другим.
• Контроль со стороны взрослого,
• поощрение.
Мытье крупного строительного материала.
З: Продолжать учить протирать детали крупного строителя с помощью тряпочки. Продолжать учить намачивать тряпочку, отжимать, расправлять на ладони, протирать деталь со всех сторон.
• Д/и «Хорошо-плохо»
• Практическая деятельность.
Мытье крупных листьев.
З: Продолжать учить правильно ухаживать за растениями.
• И/ с: В горшках наклейки с грустными смайликами. Почему? (Листья пыльные, их надо помыть)
• Практическая часть с анализом: Какие улыбочки приклеим к цветам? (Веселые) Почему? Как мы помогли растениям?
3 неделя
Питание.
З: Показать детям значимость владения навыками опрятной еды и культуры поведения за столом на примере героев мультфильма.
• Просмотр мультфильма
«Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»
Содержание одежды и обуви в порядке.
З: Продолжать учить замечать непорядок в одежде товарища и предлагать ему свою помощь.
• Д/и «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты»
• Просмотр мультфильма «Ситцевая улица»
Наведение порядка в группе.
З: Учить трудиться совместно, выполняя до конца поручения. Приобщать к элементарному ручному труду. Воспитывать стремление к порядку.
• Ремонт книг или коробок (Что с нашей книгой случилось? Как ей можно помочь? Намажь вот здесь клеем, прижми, подержи)
• Разложить аккуратно книги на полочке.
Полив растений.
З: Формировать понимание необходимости ухода за растениями. Продолжать учить правильно держать лейку.
• Беседа: Что сначала будешь делать? Покажи, как будешь держать лейку? Как нужно лить воду? Когда нужно поливать растения?
• Практическая часть.
4 неделя
Умывание.
З: Стимулировать детей к систематическому использованию предметов личной гигиены: зубной щетки и зубной пасты.
• И/ситуация «За что нам зубки скажут спасибо»,
• Рассматривание иллюстрации
«Такие нужные предметы»
Одевание-радевание.
З: Закреплять умение аккуратно складывать и вешать одежду, убирать на место обувь.
• Беседа «Мы бережем свои вещи»
Подготовка к занятиям.
З: Учить готовить физ. оборудование для подвижных игр, физич. упражнений. Воспитывать стремление оказывать помощь взрослым, бережное отношение к атрибутам.
• И/у «Принеси то, что назову»
• Поручения
Мытье камней и раковин.
З: Продолжать учить оказывать помощь воспитателю в мытье камней и раковин. Продолжать учить пользоваться оборудованием: тряпочкой, тазиком.
• Д/и «Разложи по контейнерам драгоценности русалки»
• Практическая деятельность.
Каникулы
Питание.
З: Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.
• И/с «Уроки Мойдодыра. Как и когда мы пользуемся салфеткой»
Одевание и раздевание.
З: Упражнять в умении застегивать и расстегивать различные застежки.
• Помощь взрослого,
• Игры на развитие мелкой моторики.
Мытье крупного строителя.
З: Учить контактировать друг с другом в процессе труда. Упражнять в назывании деталей деревянного строителя, антонимов.
• Практическая часть.
• Д/у «Расскажем Мишке-Топтыжке, как называются детали нашего конструктора»
Опрыскивание растений.
З: Продолжать учить детей пользоваться опрыскивателем с помощью воспитателя, вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование.
• Показ, помощь.
• Поручения.
Апрель
1 неделя Умывание.
З: Закрепить знания детей об основных средствах личной гигиены (мыло, мочалка, зубная щетка, зубная паста, полотенце и т. п.)
• С/б «В гости к Мойдодыру» Одевание-раздевание.
З: Продолжать учить замечать непорядок в одежде.
• Положительный пример детей,
• упражнение «Исправь ошибку»
Протирание полок в шкафу.
З: Учить протирать полки в шкафу: верхние, нижние, боковые стенки. Продолжать учить работать тряпочкой.
• И/с «К нам пришел Чистюля»
• Показ трудовых действий воспитателем.
Полив растений
З: Продолжать учить детей правильно поливать растение с помощью лейки, протирать полки от воды.
• Показ с привлечением детей способов полива.
• Д/и «Назови противоположное» (сухая-мокрая, чистые-грязные, большие-маленькие)
2 неделя Питание.
З: Формировать навыки опрятности при приеме пищи и культуру поведения за столом.
• И/ситуация «Приглашаем в гости кукол» Одевание-раздевание.
З: Учить шнуровать шнурки.
• Игры-шнуровки,
• показ, объяснение.
Протирание полок в шкафу.
З: Продолжать учить протирать полки в шкафу. Воспитывать умение общаться друг с другом во время трудовой деятельности.
• И/с «Почему чихают куклы в шкафу?
• Х/с «Игрушки любят чистоту», Натали Самоний
Мытье крупных листьев растений.
З: Продолжать учить правильно ухаживать за растениями, протирать их тряпочкой.
• Подготовка оборудования.
• Практическая деятельность.
3 неделя
Умывание.
З: Поддерживать у детей стремление следить за своим внешним видом, пользоваться только своими вещами.
• С/беседа «Мои друзья: платочек и расческа» Одевание-раздевание.
З: Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не шуметь, не бегать, не стучать дверью шкафчика, не мешать другим.
• Беседа «Тишина -наш друг»,
• контроль взрослого.
Подготовка к занятиям.
З: Продолжать учить трудиться совместно, выполняя до конца поручение, действовать в соответствии с заданием. Воспитывать желание помогать взрослым.
• Помощь воспитателю в раскладывании раздаточного материала к занятию, сбор после занятия.
Посадка семян цветов на рассаду.
З: Учить детей вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование.
Воспитывать желание помогать взрослым.
• Наблюдение за работой взрослых.
• Показ и непосредственно участие (подать, налить воду, убрать, вытереть поверхность стола)
4 неделя Питание.
З: Продолжать обучать детей правильно пользоваться ложкой.
• Рассматривание иллюстраций.
• Чтение М. Вишневецкая «Милая тетушка Манная каша» Одевание-раздевание.
З: Формировать привычку вытирать ноги при входе в детский сад.
• Контроль взрослого, напоминание,
• чтение С. Прокофьева «Сказка про башмачки»
Наведение порядка в группе.
З: Продолжать учить наводить порядок на полке с книгами, в спортивном уголке. Воспитывать стремление к чистоте и порядку.
• Напоминание, поручение.
• Рассматривание и обсуждение иллюстрации.
• Х/с (потешка) :
Мы с тобой построим дом
И игрушки соберем.
Ты поставь их в шкафчик рядом,
Чтоб на полке был порядок.
Завтра сними ты опять
Будешь весело играть.
Полив растений и опрыскивание листьев.
З: Продолжать учить детей правильно поливать растение с помощью лейки, пользоваться вместе с воспитателем опрыскивателем.
• И/с «В гости к Коту-Котофеичу» (помочь ему полить цветы)
• Привлечение детей к показу способов ухода за растениями (полив, опрыскивание)
• Х/с (потешка) «Дождик» :
Дождик-дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка…
Май
1 неделя Умывание.
З: Учить детей замечать неполадок в своем внешнем виде, мыть руки и лицо, пользоваться мылом, вытираться личным полотенцем.
• Чтение С. Капутикян «Хлюп-хлюп»
Одевание-раздевание.
З: Закреплять умение самостоятельно раздеваться и одеваться в определенной последовательности.
• Чтение З. Александровой «Мой мишка»,
• напоминание, поощрение
Стирка тряпочек по изодеятельности.
З: Продолжать учить стирать тряпочки: намачивать, намыливать, прополаскивать, отжимать. Вешать сушить.
• И/с «Тряпочки-помощницы» (почему тряпочки грязные, что делать, они помогают нам рисовать, клеить аккуратно)
• П/г «Стирка»
Мы белье стирали,
(трем один кулачок об другой)
В речке полоскали
(движения ладонями вправо-влево)
Выжали-развесили
(сжимаем-разжимаем кулачки, имитируя движения развешивания белья)
То-то стало весело!
(круговые движения кистями-фонарики)
Полив растений, протирание крупных листьев.
З: Продолжать учить действовать тряпочкой и правильно держать лейку.
• Показ, напоминание.
• Практическая деятельность
2 неделя Питание.
З: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать предметами (ложкой, чашкой, тарелкой) .
• Просмотр и обсуждение мультфильма «Три котенка. Чем и что нам надо есть» Содержание в порядке одежды и обуви.
З: Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
• Д/у «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты»
Протирание мягкого модуля.
З: Учить протирать детали мягкого модуля со всех сторон, правильно пользоваться тряпочкой: намачивать, отжимать, расправлять.
• Показ, объяснение, наблюдение за работой младшего воспитателя.
• Д/и «Что сначала, что потом»
Протирание камней и раковин.
З: Продолжать учить оказывать помощь воспитателю в мытье камней и раковин, учить пользоваться оборудованием: тряпочкой, тазиком.
• Игра по сенсорике «Клад»
(поиск камней в емкости с сыпучим наполнителем)
• Практическая деятельность совместно с воспитателем.
3 неделя Умывание.
З: Закреплять знания детей о предметах личной гигиены, закрепить умения правильно мыть руки и лицо : намыливать, смывать, отжимать воду и вытирать личным полотенцем руки.
• Беседа «Вспомним, как надо правильно умываться».
• Рассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Мойдодыр» Одевание-раздевание.
З: Закреплять умение аккуратно складывать свою одежду в шкаф или на стульчик перед сном.
• И/у «Кто быстрее»,
• контроль взрослого.
Дежурство.
З: Формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы и салфетницы)
• Поручение, показ.
• Наблюдение за трудом взрослых
Полив растений, опрыскивание листьев.
З: Продолжать учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование. Закреплять знания о том, что для нормального роста и развития растений необходима вода, воздух, тепло.
• И/с «Письмо от цветов»
• Беседа о порядке выполнения действий
• Практическая деятельность
Май 4 неделя
Питание.
З: Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя котлеты и т. д. с гарниром, доедать пищу до конца, не оставляя ее за щекой.
• Рассмотреть предметные картинки по теме «Посуда», «Продукты питания».
• Д/и «Угадай по описанию»
Одевание-раздевание.
З: Учить наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому.
• Объяснение,
• конкурс «Самый лучший шкафчик»
Наведение порядка после занятий аппликацией.
З: Учить действовать целенаправленно, выполняя поручения взрослого, доводить поручения до конца, видеть результат своего труда.
• Показ, объяснение.
• Практическая деятельность- сбор остатков бумаги в корзину.
Протирание крупных листьев, опрыскивание.
З: Продолжать формировать понятия, что за растениями надо ухаживать, протирать листья, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним.
• Напоминание правил.
• Практическая деятельность
Июнь
1 неделя Умывание.
З: Учить правильно пользоваться носовым платком: развернуть, освободить нос, поочередно зажимая одну ноздрю, свернуть платок использованной частью внутрь.
• Рассказ воспитателя из личного опыта. Одевание-раздевание.
З: Продолжать учить снимать и надевать одежду и обувь в определенной последовательности.
• Просмотр мультфильма «Про черепаху»,
• поощрение
Помощь взрослым.
З: Продолжать воспитывать желание оказывать помощь.
• Поручение, просьба принести или отнести что-нибудь по чьей–либо просьбе.
• Д/у «Дай то, что скажу»
Наблюдение за пересадкой комнатных растений.
З: Учить наблюдать за работой взрослых, оказывать посильную помощь, выполняя просьбы воспитателя или поручения.
• Наблюдения, просьба, поручения.
2 неделя Питание.
З: Продолжать формировать у детей умение правильно есть хлеб (не крошить, не играть, не класть в тарелку, правильно пользоваться столовыми приборами.
• Просмотр презентации «Чайная ложка»,
• Проблемная ситуация «Хлебушек не кроши, хлебную крошку береги!» Одевание-раздевание.
З: Продолжать учить детей доставать уличную одежду, обувь по мере одевания, надевать самостоятельно носки, шорты, платья.
• И/у «Кто быстрее»,
• Объяснение, напоминание.
Мытье игрушек.
З: Учить работать совместно со взрослым и товарищем. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание трудиться, взаимопомощь.
• Д/у «Искупаем кукол»
• Объяснение, показ.
Полив растений.
З: Продолжать учить пользоваться лейкой (воду лить под листья)
• Практическая деятельность.
• Рассматривание картинок.
3 неделя Умывание.
З: Закреплять навыки, полученные в течение года, учить пользоваться только предметами личной гигиены, проявлять к ним бережное отношение.
• С/б «Кто опрятен, тот приятен»
• Рассматривание картинок «Девочка чумазая» и «Девочка аккуратная» Одевание – раздевание.
З: Поддерживать у детей стремление следить за своим внешним видом, пользоваться только своими вещами.
• Игра-этюд по стихотворению «Митя и рубашка» Э. Мошковской
Мытье мелкого конструктора.
З: Продолжать учить протирать детали мелкого конструктора. Учить контактировать друг с другом в процессе труда.
• Практическая деятельность.
• Анализ проделанной работы (Наш конструктор рад, что теперь он чистый, аккуратно разложен в контейнере. Это мы свами постарались и помыли его, разложили. Теперь приятно с ним играть, строить)
Помощь взрослым в уходе за цветами на клумбе.
З: Закреплять представления об уходе за растениями.
• Наблюдение
• Поручения
Июнь 4 неделя Питание.
З: Закрепить у детей навыки опрятной еды и культуры поведения за столом.
• И/с «Приглашаем в гости кукол» Одевание-раздевание.
З: Продолжать формировать навыки опрятности в процессе одевания-раздевания на примере героев литературных произведений.
• Чтение и обсуждение В. Бардадым «Вот как Галю одевали»
Стирка кукольной одежды.
З: Продолжать учить стирать: намачивать. Намыливать, отжимать, расправлять, аккуратно вешать для просушки.
• Показ
• Практическая деятельность совместно с воспитателем.
• П/г «Стираем платочки»
(действия в соответствии с текстом)
Мы платочки постираем,
Крепко-крепко их потрем.
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмем.
А теперь мы все платочки
Так встряхнем, так встряхнем.
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом.
Полив цветника.
З: Учить носить воду в лейках. Правильно поливать растения.
• Показ, объяснение.
• Практическая деятельность совместно с воспитателем.
Июль
1 неделя Умывание.
З: Поддерживать у детей стремление следить за своим внешним видом, пользоваться только своими вещами.
• С/б «Если друг попросил платочек твой вдруг»
• Упражнение «Сложим носовой платочек» Одевание-раздевание.
З: Формировать у детей привычку следить за своим внешним видом.
• Сит. /беседа «Подтяни свои штанишки»
Наведение порядка в группе.
З: Закрепить навыки уборки и аккуратного складывания игрового оборудования на свои места. Воспитывать самостоятельность и инициативу в трудовом процессе.
• Д/у «Слушай-делай»
• Практическая деятельность, словесное одобрение, поощрение.
Мытье крупных листьев.
З: Закреплять навыки протирания листьев тряпочкой.
• Практическая деятельность с проговариванием детьми действий (сначала намочу тряпочку, отожму ее, положу лист на ладонь и аккуратно протру его….)
2 неделя Питание.
З: Отрабатывать с детьми умение пользоваться чайной ложкой.
• Показ, объяснение.
• Упражнение «Послушная ложечка» Одевание-раздевание.
З: Воспитывать у детей стремление к самостоятельности.
• Чтение и обсуждение стихотворения Кадыра Мырзалиева (пер. Юрий Кушак) «Я сам!»
Протирание резиновых игрушек.
З: Продолжать учить протирать игрушку со всех сторон, правильно пользоваться тряпочкой. Упражнять в назывании игрушек.
• Д / и «Назови ласково»
• Практическая деятельность
Прополка огорода.
З: Приобщать детей к совместной деятельности со взрослыми. Учить собирать выполотую воспитателем траву в кучу.
• Показ, объяснение.
• Практическая деятельность.
3 неделя Умывание.
З: Закрепить умение детей умываться.
• Разучивание потешки
«Из колодца принесла
курочка водицы»
• Показ. Содержание в порядке одежды и обуви.
З: Приучать самостоятельно устранять небольшой непорядок в одежде.
• Д/и «Покажем игрушкам какие мы аккуратные»
Дежурство по столовой.
З: Продолжать учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, салфетницы, раскладывать столовые приборы.
• И/у «Учим Хрюшу накрывать на стол»
Полив и опрыскивание растений.
З: Продолжать учить пользоваться опрыскивателем, лейкой, тщательно протирать полки от воды, замечать всю воду.
• Беседа «Как правильно поливать и опрыскивать растения»
• Загадывание загадок о воде, солнце.
4 неделя Питание.
З: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить выполнять правила поведения за столом. Обогащать словесный запас детей словами и выражениями, связанными с общением за столом.
• Д/и «Доскажи словечко» Одевание-раздевание.
З: Совершенствовать умение быстро раздеваться и одеваться в определенной последовательности, аккуратно развешивать свою одежду на стуле перед сном.
• И/у «Покажем, как нужно складывать свою одежду перед сном»
Наведение порядка в группе.
З: Продолжать формировать потребность участвовать в посильном труде. Учить действовать в соответствии с указанием.
• Указания, слова поощрения
• Д/у «мы любим свои игрушки»
Полив комнатных растений.
З: Продолжать учить вместе с воспитателем готовить и убирать оборудование, правильно поливать растение с помощью лейки.
• Практическая деятельность.
• Анализ деятельности.
Август
1 неделя Умывание.
З: Продолжать учить пользоваться расческой, зубной щеткой, носовым платком. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены
• Практическое занятие «Моем расческу»
Содержание в порядке одежды и обуви.
З: Учить видеть непорядок в одежде товарища и предлагать ему свою помощь.
• Сит. /беседа «Поучимся помогать своему товарищу»
Наведение порядка в книжном уголке.
• И / у «Книжный доктор»(найти книги, требующие ремонта)
• Поручения, просьба.
• Показ, объяснение
Перебрать природный материал.
З: Продолжать воспитывать чувство радости от совместного труда, учить приводить в порядок природный материал.
• Объяснение, показ.
• И/у «Выложи узор из камней, семян по образцу»
2 неделя Питание.
З: Продолжать формировать КГН, следить как дети держат ложку, как пользуются вилкой, салфеткой.
• Д/у «Расскажи Хрюше, как нужно правильно есть»
• Чтение С. Капутикян «Кто скорее допьет» Одевание-раздевание.
З: Продолжать формировать навыки опрятности в процессе одевания-раздевания на примере героев литературных произведений.
• Чтение и обсуждение Г. Лагздынь «Одевали малыша»
Дежурство по столовой.
З: Продолжать учить самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой.
• Поручение, напоминание
• Чтение Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»
Полив и мытье растений.
З: Закреплять знания о росте и развитии растений, воспитывать желание трудиться.
• И/с «Что говорят растения»
• Практическая деятельность.
3 неделя Умывание.
З: Стимулировать детей к систематическому использованию зубной щетки и зубной пасты, напомнить о важности полоскания рта после еды.
• Чтение Н. Мигунова «Почему надо чистить зубы» Содержание в порядке одежды и обуви.
З: Учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым или другим детям.
• Объяснение, напоминание.
Мытье пластмассовых машин.
З: Продолжать учить мыть игрушки в мыльной воде, ополаскивать в чистой воде, протирать тряпочкой насухо.
• Напоминание, просьба.
• Поощрение
Опрыскивание растений.
З: Упражнять в назывании оборудования и побуждать рассказывать о его применении.
• И/у «Кто скорее назовет»
• Поручение
4 неделя Питание.
З: Продолжать формировать КГН у детей. Учить есть, по возможности, бесшумно, не разговаривать во время приема пищи.
• Заучить правила:
Не говори ты с полным ртом,
Еду жуй очень тщательно
И не забудь сказать потом
«Спасибо» обязательно!
Ешь внимательно, опрятно,
Не спеша и аккуратно,
Рот едой не набивай
И кусочки не роняй! Одевание-раздевание.
З: Упражнять в использовании разных видов застежек.
• Инд. /р на бизиборде «Теремок»
Протирание полок в шкафу.
З: Продолжать учить правильно протирать полки (верхние, нижние, боковые стенки)
• Чтение Пермяк Е. А. «Как Маша стала большой»
• Практическая деятельность.
Работа на клумбе.
(уборка выполотой травы)
З: Воспитывать желание трудиться, помогать воспитателю ухаживать за растениями.
• Наблюдение за детьми старших групп.
• Практическая деятельность совместно с воспитателем.
Перспективное планирование
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. Следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения.
Разъяснять детям значимость их труда.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу.
Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы;
обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, протирать листья растений и т. д.).
Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе : осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы, посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.