анна билык
Перспективное планирование по экологии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
сентябрь 1-2 Диагностическое обследование
3 Художественная литература Тема: Сказка В. Г. Сутеева «Под грибом».
Цель: Формировать детей понимать смысл сказки, заключенную в ней
мораль. Учить домысливать, понимать «написанное между строк». Развивать
пантомимические навыки: учить детей создавать выразительные образы с
помощью жестов, интонации.
Грибное царство, ягодное государство
Цель: Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы.
Выставка рисунков - детей «Мир природы».
Публикация «Перспективное планирование по экологии в старшей группе» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Поделки из бросового материала -
«Мир фантазий».
Заинтересованность в жизни группы и ДОУ.
Вызвать эмоциональный отклик.
4. Бережное отношение к природе
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе. Формировать у детей правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
Дежурство в уголке природы.
Цель:
формировать у детей выполнять поручения по уходу за растениями (полив).
Стенд «Знай и береги природу». Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.
октябрь 1 Чтение художественной литературы Е. Трутнева
«Стало вдруг светлее вдвое…»,
Цель: Помочь детям запомнить стихотворение с помощью разнообразных методов заучивания, развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение.
«Путешествие в осеннюю сказку
Цель: Закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление.
2. Беседа о том, кому нужна вода. Значение воды в жизни всего живого. Использование её человеком.
«Источники загрязнения воды. Меры охраны». Загадки о различных агрегатных состояниях воды.
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Царица-водица
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит много неизвестного, дать детям представление о роли воды в жизни человека, животных и растений. Моделирование «Как рождается речка».
Консультация для родителей:
«Экологическое воспитание дошкольников»
Ознакомление родителей с основами экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментирование «Ловись, рыбка, и мала, и велика»
Цель:
Формирование навыков сотрудничества и коллективизма при ознакомлении со свойствами магнита и его взаимодействия с другими предметами
Беседа: «В гостях у морского царя»
Цель: Познакомить детей с хищным морским животным актинией, ее внешним видом, образом жизни.
«В гостях у морского царя»
Цели: продолжать знакомить детей с животными и растениями подводного мира морей и океанов. Развивать творческое воображение; обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру. Показать многообразие, красоту окружающего мира. Наблюдения за туманом, дождём, облаками.
4. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
Цели: продолжать формировать умение воспринимать стихотворные тексты, запоминать отрывки; расширять кругозор детей; закрепить знания об овощах.
Д/и «Кто больше назовет блюд» Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.
Экспериментирование «Ловись, рыбка, и мала, и велика» Цель
Формирование навыков сотрудничества и коллективизма при ознакомлении со свойствами магнита и его взаимодействия с другими предметами
Здоровая пища
Цель: Рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день для здоровья, научить детей выбирать самые полезные продукты, познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни.
«В гостях у морского царя»
Цели: продолжать знакомить детей с животными и растениями подводного мира морей и океанов. Развивать творческое воображение; обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру. Показать многообразие, красоту окружающего мира. Наблюдения за туманом, дождём, облаками.
Выставка детских работ: «Дары осени». Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.
ноябрь 1.
Беседа «Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране».
Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; формировать интерес у экспериментальной работе, моделированию; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека; развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Наблюдение за трудом людей осенью в парке Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме?»
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
«Воздушный океан»
Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; о природном явлении «ветер»,причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям. Формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию. Наблюдения за окрашиванием листьев в цвета осени, за игрой ветра с листьями, за направлением и силой ветра.
Акция «Помоги птицам!»
Изготовление кормушек.
Способствовать коммуникации родителей через обсуждение темы. Уточнять и расширять представления родителей и детей о птицах родного края.
2.
Художественная литература Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
развитие интереса к слушанию литературного произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка". Способствовать установлению связи в содержании произведения; побуждать к проявлению постоянного общения с книгой.
Д/и «Кто больше назовет перелетных птиц?»
Цель: формирование умения называть перелетных птиц
«Перелетные птицы»
Цели: расширять представления о перелетных птицах. Развивать логическое мышление – формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Знакомить с народными приметами. Воспитывать чувство сопричастности с окружающей природой. Наблюдения за птицами, за их поведением; за продолжительностью дня.
3. Беседа: «Осенины»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить замечать красоту осенней природы.
Знакомство с народными приметами по высоте неба, по форме облаков, по поведению птиц.
чтение стихотворения А. Пушкина
«Уж небо осенью дышало…»
Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина.
«Проводы осени»
Цель:
обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Учить замечать красоту осенней природы.
Экологическая газета :
«Твой дом – твое здоровье». Познакомить родителей с природоохранной деятельность с ребенком на прогулке.
4. Беседа о том, как звери готовятся к зиме.
Цель: Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знание признаков живой и неживой природы. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.
«Подготовка диких животных к зиме»
Цель: Формирование основ экологической культуры, расширение системы знаний о животном мире закреплять у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; ознакомление с интересными фактами из жизни диких животных.
Чтение художественной литературы П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Цели: учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя
Беседа-игра по теме: «Приметы зимы».
Цель: Повторить и закрепить приметы зимы, забавы детей зимой. Расширить знания о времени года зима. Развивать речь, память, логическое мышление.
Экспериментирование
«Лед -твердая вода»
Цель:
способствовать уточнению и расширению знаний о свойствах льда; расширять словарный запас (айсберг, таяние, ледник); поощрять и развивать умение выдвигать гипотезы. Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия.
декабрь 1 «Зимушка – зима»
Цели: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Обогащать и активизировать словарь; развивать умение подбирать образные выражения к описанию зимней природы.
Консультация:
«Аромотерапия». Познакомить родителей с историй, правилами проведения ароматерапии
2. Чтение рассказовТ. А. Шорыгина «Прогулка в лес»,
Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком).
Рассказ воспитателя «Клуб знатоков леса».
Цель: формировать у детей умение применять на практике полученные знания о лесе и его обитателях.
«Русский лес. Этажи леса»
Цели: закреплять знания детей о понятии «лес»;
знакомить с разновидностями лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, лесных ягодах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Дать понятие «этажи леса».
3. Беседа «День здоровья»
Цель: Формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Чтение литературы Э. Керра «О пользе спорта и физкультуры» Цель: Формирование убеждений привычек здорового образа жизни, развитие познавательных и творческих способностей д.
«Если хочешь быть здоров»
Цели: закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной дары для укрепления здоровья; дать знания об использовании средств нар. медицины при простудных заболеваниях; знакомить с правилами поведения при простудном заболевании.
Природоохранная акция:
«Сохраним елочку – красавицу!»
Привлечь внимание родителей к природоохранной деятельности
4. Беседа о зимующих и перелетных птицах
Цель: учить детей доброте, бережному отношению к природе. Воспитывать бережное отношение к птицам, формировать обобщение представление о зимующих и перелётных птицах; знакомить с особенностями их жизни, учить различать их по существенному
признаку: возможность удовлетворение потребности в пище, как можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой.
Чтение стихотворения:"Покормим птиц зимой"
Цель:
формировать реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к природе.
Художественной литературыГ. Скребицкий «Кот Иваныч»
Цель:формируем сознательное, правильное чтение;
умение отвечать на вопросы учителя по содержанию
прочитанного;внимательность;
воспитываем любовь к животным.
январь 3 «Домашние животные – друзья человека».
Цель:
Продолжать знакомить детей с понятием «домашние животные».
закреплять устанавливать существенные признаки для обобщение: живут с
человеком, приносят пользу, человек о них заботится.
Формировать умение наполнять обобщенные существенные признаки
конкретными содержанием.
Воспитывать заботливое отношение к животным, желание помогать
взрослому по уходу за ними.
Консультация:
«Зимние травмы»
Напомнить родителям о том, что зимний отдых не всегда приносит радость. Напомнить о сохранении здоровья детей.
4. Чтение рассказа Г. Снегирева «Отважный пингвиненок».
Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Рассматривание демонстрационного материала «Животные севера».
Беседа на тему: «Арктика и ее обитатели»
Цель: Познакомить детей с животным миром Арктики и Крайнего Севера.
«Животные холодных стран»
Цель:
Познакомить детей с природными зонами России: Крайнего севера и формировать устанавливать причинно-следственные связи в природе. Показать, как животные, растения и люди приспособлены к жизни в
суровых условиях.
Воспитывать понимание важности сохранения целостности экосистемы,
доброе и чуткое отношение к животным.
февраль 1 Беседа «Животные жарких стран»
Цель: уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детенышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки.
Викторина «Животные жарких стран»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития дошкольников, через игровую деятельность.
2. «Животный мир жарких стран» африка-страна-вечного солнца»
Цели: расширять представления детей о жарких странах, о животных, их населяющих. Познакомить с приспособленческими особенностями растений и животных. Развивать любознательность и воспитывать стремление к изучению природы Земли. Обогащать словарь детей. Наблюдения за осадками, за силой ветра.
Семинар-практикум «В царстве лекарственных растений».
Фитонцидо - терапия.
Расширять представления родителей о системе оздоровления детей. Познакомить с некоторыми свойствами лекарственных растений.
Беседа: «Кто живет в воде»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о водном пространстве, о различных видах водоемов и их животном и растительном мире.
Рассматривание
демонстрационного материала «Кто живет в воде»
Тема: «Кто в живет в воде?»
Цель: Познакомить с особенностями строения рыб.
Дать представление о кормлении и уходе за аквариумными рыбками,
особенностями их внешнего вида и
поведения.
Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи
характера,наблюдательность при рассматривании доказательно строить свои суждения. Воспитывать бережное отношение к живым объектам.
3. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Формировать у детей оценивать поступки героев, сопереживать, отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Дидактическая ига: Кто быстрее?
4. «Кто живет на подоконнике?»
Цель: Продолжать знакомить с комнатными растениями, учить описывать их.
Выделять характерные признаки, сравнивать между собой.
Расширять представления детей ухаживать за растениями.
Познакомить со способом вегетативного размножения растений.
Расширить представление о пользе комнатных растений для здоровья
Консультация:
«Семь родительских заблуждений о морозной погоде»
Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании ребенка зимой.
март 1 Экскурсия в парк «Зимушка-зима».
Цель: познакомить детей с особенностями живой и неживой природы в зимнее время
Беседа: «Зима не даром злится» Цель: продолжать формировать у детей представления о ранней весне.
Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится».
Учить воспринимать содержание стихотворения эмоционально. Побеседовать о том, какие чувства и переживания оно вызывает.
«Зима недаром злится….»
Цель: Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц; воспитывать интерес к народному календарю.
Памятка для родителей:
«Советы по проведению игр»
Расширять знания родителей о том, какие игры и как их нужно проводить.
2. Рассматривание альбома: «Береги живое»- правила поведения в природе.
Рассматривание иллюстрации «Строение человека», рассказ воспитателя о
том, что человек – живое существо, ему для жизни нужны чистая вода,
воздух, жилище, другие благоприятные условия.
Сбор мусора на участке детского сада.
«Куда девается мусор?»
Цель: Познакомить с понятием «твердые отходы» и процессом их переработки,закрепить понятие «пищевые отходы».
«Весна пришла»
Цель: закрепить представления детей о весне.
Заучивание стихотворений о весне.
Предложить детям рассказать, какие чувства вызывает каждое стихотворение, какое стихотворение хотел бы выучить каждый из детей?
3. «Весна шагает по планете»
Цель: Обобщение знаний детей о весне как времени года, характерных признаках весны, связи между явлениями живой и неживой природы гнёзда и выводить птенцов, пробуждаются от спячки животные Развитие интереса к познавать и рассказывать о природе, действовать с природными объектами. Желание активно познавать и действовать с природными объектами. Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир. Консультация:
«Воспитание у детей любви к природе!»
Познакомить родителей с правилами поведения в природе.
4. Чтение и пересказ русской народной сказки «Снегурочка».
Развивать у детей интерес к устному народному творчеству, художественному слову; формировать эмоциональное отношение к произведению, закреплять навыки пересказа текста.
Беседа «Весна в моем городе» Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны;воспитывать патриотические чувства к своей малой родине и природе родного края.
«Кто больше всех радуется весне».
Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об
особенностях природы своего края.
Развивать бережное отношение ко всему живому. Закреплять детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.
апрель 1 Беседа: «Перелетные птицы»
Цель:
углубить и расширить представления детей о перелетных птицах.
Конструирование «Перелётные птицы».
Цель: Закрепить знания детей о перелетных птицах, формировать умение, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать простейшие выводы. Развивать у дошкольников интерес к конструированию, к техническому творчеству.
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, углублять представление детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры. Встреча пернатых друзей
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Выставка работ:
«Весна – красна!»
Продолжать расширять представления родителей о первоцвета, лекарственных травах. Приучать родителей и детей не рвать растения занесенные в Красную книгу.
Заучивание стихотворения Е. Серова «Подснежник».
Закреплять детей понимать содержание поэтического произведения, учить его наизусть. Отрабатывать интонационную выразительность речи, учить отвечать на вопросы по тексту. Воспитывать любовь к природе, к поэзии.
2. «Первоцвет»
Цель: дать детям представление о первоцвета, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцвет, росток, вороний глаз, незабудка, нектар); уточнить и расширить представления о первых цветах весны «Первоцвет».
-Уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны. Формировать любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту,
беречь прекрасные творения природы.
Стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам прекрасные цветы
Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе, внимание
к каждому уголку родной земли.
3. Заучивание заклички «Божья коровка».
Познакомить детей с понятием «закличка», пояснить, для чего они нужны, как используются. Помочь запомнить и с выражением рассказать закличку.
Беседа: «Кто такие насекомые?»
Цели:
- обогащение словаря по теме «Насекомые»
- развитие познавательных способностей детей
- формирование представлений о нравственно – этических нормах поведения
- воспитание экологической культуры
Викторина: «Путешествие в мир насекомых»
Цель: закрепить знания детей о насекомых
«Кто такие насекомые?»
Познакомить детей с миром насекомых. Развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам.
Воспитывать интерес к насекомым, желание узнавать о них что-то новое.
Углубить у детей бережно относиться ко всему живому.
«Как провести выходной деть с детьми?». Помочь родителям сделать семейный отдых по-настоящему захватывающим для ребенка
4. Чтение произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ».
Учить различать жанровые особенности произведения, видеть связь между его названием и содержанием, отвечать на вопросы по тексту.
Субботник «Встречаем весну чистотой».
Проект «Не все мусор, что лежит под ногами»
Цель:
Формирование экологической культуры старших дошкольников.
Задачи проекта
1. Уточнить представление детей об источниках возникновения мусора.
2. Развивать умение анализировать экологическую проблему.
3. Продолжать формировать у детей экологическое сознание и культуру природопользования.
4. Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, их ценностную ориентацию в окружающем мире природы.
5. Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.
«Гуманное отношение к природе».
- Расширить представления о приметах и явлениях природы, растительном и
животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание,
наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.
май 1 Беседа: «Цветущая весна»
Цель: Продолжать изучать се зонные изменения в природе, происходящие весной.
«разучиванию стихотворения Е. Благининой «Одуванчик»
Цель: Познакомить детей с новым стихотворением Е. Благининой «Одуванчик», помочь понять основную мысль стихотворения: одуванчик -красивый цветок.
Рассматривание первоцвет по иллюстрациям и на экологической тропе. «Цветущая весна»
- Продолжать изучать сезонные изменения в природе, происходящие весной.
- Закреплять знания о плодовых деревьях.
- Воспитывать любовь к природе, наблюдательность, желание разобраться в
явлениях природы, понять их суть.
«Весенняя ярмарка» «Продолжать знакомить родителей с работой педагогов ДОУ с экологией.
2. Художественная литература:В. Бианки «Плавунчик». Вызвать интерес к произведениям В. Бианки и пополнить знания детей в области природного мира. Обобщить знания детей о жизни птиц.
Экскурсия к водоему наблюдение за водоплавающими
птицами.
Рассматривание демонстрационного
Материала «Домашние птицы».
«Обитатели птичника».
- Уточнить и расширить представления детей о домашних птицах.
- Учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к домашним птицам.
- Рассказать о том, как появляются птенцы.
3. Наблюдения за природой на прогулке.
Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы.
Трудовая деятельность
Расчистка огорода от мусора.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца.
Заучивание стихотворения С. Есенина «Черёмуха».
Учить детей декламировать стихотворение, выбирать средства выразительности в соответствии с содержанием произведения и передаваемым им настроением. Учить подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы.
«Беседа о весне». (обобщающая).
Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны.
Углубить у детей понимать связи между явлениями неживой природы.
Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.
Консультация:
«Ребенок на даче».
Продолжать напоминать родителям о безопасности детей. Бережно относится к своему здоровью и здоровью детей.
май 4. диагностика